город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2020 г. |
дело N А32-41476/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовед"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.03.2020 по делу N А32-41476/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовед" (ОГРН 1162361050301, ИНН 2361013820)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796,
ОГРН 1062308033700)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовед" (далее - заявитель, ООО "УК "Домовед", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция) от 14.05.2019 N 000643 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения, возмещении судебных расходов, связанных с командированием представителя Быковченко С.Д. в целях участия в судебных заседаниях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 в удовлетворении заявленных требований ООО "УК "Домовед" - отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Домовед" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить, принять по делу новый судебный акт, которым постановление инспекции отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на истечение срока привлечения к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "УК "Домовед" поступило заявление о том, что о проведении судебного заседания, назначенного на 26.06.2020 на 10 час. 45 мин. извещено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки УЖКХ установлено, что ООО УК "Домовед" с 01.01.2018 по 01.04.2018 не заключен договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования во всех выше указанных МКД, чем нарушены требования пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункты 1, 6, 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 в редакции от 06.10.2017.
ООО УК "Домовед" в нарушение требований п.п. "в" п. 12 Правил N 410 допущено несвоевременное выполнение работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов, а именно: позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона (согласно акту обследования состояния дымовых и вентиляционных каналов в данных 5 МКД обследование проведено в 2017 году - 29.04.2017, в 2018 году - 03.05.2018; в отопительный сезон закончен в 2017 году - 17.04.2017, в 2018 - 12.04.2018. Таким образом, не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона считается в 2017 году - 24.04.2017, а в 2018 году- 19.04.2018).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом инспекции в отношении ООО УК "Домовед" составлен протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 N 001795 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в присутствии законного представителя общества Васютченко И.В. уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем направления уведомления от 09.04.2019 N 652.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 14.05.2019 N 000643 о привлечении ООО УК "Домовед" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 000643 от 14.05.2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов проверки следует, что ООО "УК "Домовед" осуществляет свою деятельность по управлению МКД на основании выданной в установленном порядке лицензии.
Согласно пункту 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, и т.д.
В соответствии с п. 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе, заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством РФ); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов: организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
На основании пункта 8 Правил N 290 выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования: аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Согласно пункту 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Приложение к постановлению N 410) управляющая организация в рамках выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обязана осуществлять визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию.
Пунктом 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов по договорам со специализированными организациями, должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов: сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном; кирпичных - один раз в три месяца; асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год; отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Пунктом 5 Правил N 410 предусмотрено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 410, надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
В силу пункта 12 Правил N 410, проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в том числе в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках проведения проверки в отношении ООО "УК "Домовед" по вопросу соблюдения требований, предъявляемых к обеспечению безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования Управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район (далее - УЖКХ) был произведен визуальный осмотр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "Домовед", в том числе и многоквартирных домов по ул. Кирпичной, 9; ул. Ленина, 108/1, ул. Островского, 5,.ул. Толстого, 7, ул. Щорса, 38/1 в городе Ейске (далее - МКД), а также рассмотрены представленные ООО "УК "Домовед" документы.
На основании решений инспекции многоквартирные дома по ул. Кирпичной, 9; ул. Ленина, 108/1, ул. Островского, 5, ул. Толстого, 7, ул. Щорса, 38/1 в городе Ейске (далее - 5 МКД) в городе Ейске (данные МКД с внутридомовым газовым оборудованием) включены в реестр лицензии ООО УК "Домовед"
В ходе проверки УЖКХ установлено, что ООО УК "Домовед" с 01.01.2018 по 01.04.2018 не заключен договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования во всех выше указанных МКД, чем нарушены требования пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункты 1, 6, 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) в редакции от 06.10.2017.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в МКД, предусмотренные Приложением к Правилам N 410, в 2018 году проведены во всех 5 МКД, находящихся в управлении ООО "УК "Домовед".
Требованиями п.п. "в" п. 12 Правил N 410 установлено, что в процессе эксплуатации периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов проводится не реже 3 раз в год: не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона.
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 13.04.2017 N 193 отопительный сезон 2016-2017 на территории Ейского района закончен с 17.04.2017.
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 11.04.2018 N 244 отопительный сезон 2017-2018 на территории Ейского района закончен с 12.04.2018.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО УК "Домовед" в нарушение требований п.п. "в" п. 12 Правил N 410 допущено несвоевременное выполнение работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов, а именно: позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона (согласно акту обследования состояния дымовых и вентиляционных каналов в данных 5 МКД обследование проведено в 2017 году - 29.04.2017, в 2018 году - 03.05.2018; в отопительный сезон закончен в 2017 году - 17.04.2017, в 2018 - 12.04.2018. Таким образом, не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона считается в 2017 году - 24.04.2017, а в 2018 году- 19.04.2018).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО УК "Домовед" как лицо, осуществляющее на основании лицензии управление многоквартирными домами, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции отклонил доводы общества о том, что постановление принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ составляет 2 (два) месяца со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Кроме того, исходя из правовой позиции, изложенной в п. 14 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом, следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом, необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В постановлении административным органом указано, что ООО УК "Домовед" с 01.01.2018 по 01.04.2018 не заключен договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования во всех выше указанных МКД, чем нарушены требования пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункты 1, 6, 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 в редакции от 06.10.2017.
Судебная коллегия отмечает, что административный орган не указал срок, когда общество было обязано заключить договор, в связи с чем, фиксируя в процессуальных документах эпизод правонарушения, административный орган не указывает дату совершения правонарушения.
При этом в материалах административного дела имеется договор N ТФ2.1-152/15-598Т/18 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключенный между обществом и акционерным обществом "Газпром газораспределение Краснодар" 02.04.2018 (л.д.120-127 т.1).
Таким образом, правонарушение в части указанного эпизода длилось до 01.04.2018, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с 01.04.2018 и оканчивается 01.06.2018.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 14.05.2019, следовательно, срок привлечения общества к административной ответственности за несвоевременное заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования МКД истёк.
Также судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пп. "в" п. 12 Правила N 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 13.04.2017 N 193 отопительный сезон 2016-2017 на территории Ейского района закончен с 17.04.2017.
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 11.04.2018 N 244 отопительный сезон 2017-2018 на территории Ейского района закончен с 12.04.2018.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО УК "Домовед" в нарушение требований п.п. "в" п. 12 Правил N 410 допущено несвоевременное выполнение работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов, а именно: позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона (согласно акту обследования состояния дымовых и вентиляционных каналов в данных 5 МКД обследование проведено в 2017 году - 29.04.2017, в 2018 году - 03.05.2018; в отопительный сезон закончен в 2017 году - 17.04.2017, в 2018 - 12.04.2018. Таким образом, не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона считается в 2017 году - 24.04.2017, а в 2018 году- 19.04.2018.
Согласно пункту 3.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, заключающиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении соответствующих обязанностей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения исчисляется со дня их обнаружения или, если их совершение прекращено до обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
Исходя из правового подхода, сформированного в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении иных обязанностей по части 2 статьи 14.13 Кодекса зависит от существа такого нарушения, а именно от того, связано ли оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или соблюдением иных требований по управлению МКД. При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом статей 24.1, 26.1 Кодекса следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что совершение правонарушения прекращено до дня обнаружения - составления акта проверки от 25.01.2019. Последним днем, когда совершалось правонарушение, в 2017 году было 28.04.2017, в 2018 году - 02.05.2018.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок для привлечения общества к административной ответственности за несвоевременное выполнение работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов в отопительный сезон 2016-2017 и 2017-2018 истёк.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, решение суда в силу п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое при неправильном применении норм материального права подлежит отмене, постановление инспекции от 14.05.2019 N 000643 о привлечении ООО "Управляющая компания "Домовед" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 по делу N А32-41476/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 14.05.2019 N 000643 о привлечении ООО "Управляющая компания "Домовед" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41476/2019
Истец: ООО "УК"Домовед", ООО "Управляющая компания "Домовед"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края