город Томск |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А67-14271/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Сластиной Е.С.
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (N 07АП-3364/2020) на решение от 04.03.2020 (резолютивная часть, мотивированный текст от 15.04.2020) Арбитражного суда Томской области по делу N А67-14271/2019 (судья Пирогов М.В.) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по иску акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, г. Томск, ул. Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к товариществу собственников жилья "Фрунзе, 119Е" (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 119 Е, 140, ОГРН 1037000171955, ИНН 7017085301) о взыскании 17 924,20 руб. основной задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.02.2019 N 70011011001921 (общедомовые нужды) за период: сентябрь 2019 года.
при участии: без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - истец, АО "Томскэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к товариществу собственников жилья "Фрунзе, 119Е" (далее - ответчик, ТСЖ "Фрунзе, 119Е") о взыскании 17 924,20 руб. основной задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.02.2019 N 70011011001921 (общедомовые нужды) за период: сентябрь 2019 года.
Решением от 04.03.2020 (резолютивная часть, мотивированный текст от 15.04.2020) Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены частично: с ТСЖ "Фрунзе, 119Е" в пользу АО "Томскэнергосбыт" взыскано 12 352,80 руб. основной задолженности, 1 378,34 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины, всего 13 731,14 руб.; в удовлетворении требований в оставшейся части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 04.03.2020 (резолютивная часть, мотивированный текст от 15.04.2020) Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных АО "Томскэнергосбыт" требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее: применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса, исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ; в случае, когда объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, оборудованный ОДПУ, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям ОДПУ, независимо от наличия или отсутствия в МКД индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов, то объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в МКД ОДПУ, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива"; увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации; повышающий коэффициент измеряется исключительно в стоимостном выражении и не является объемом поставленного ресурса; решение арбитражного суда об отказе во взыскании сумм с учетом суммы повышающего коэффициента приводит к возникновению необходимости уменьшать объем поставленного ресурса в кВТч, что нарушает установленный законодательством порядок расчета.
Определением суда от 30.04.2020 апелляционная жалоба принята к производству в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", участвующим в деле лицам, в срок до 22.05.2020 предложено представить в апелляционный суд письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
ТСЖ "Фрунзе, 119Е" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение от 04.03.2020 (резолютивная часть, мотивированный текст от 15.04.2020) Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 09.10.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7105/2019 по иску ПАО "Томскэнергосбыт" к ТСЖ "Фрунзе, 119Е" о взыскании задолженности за январь 2019 года по договору N 1921 от 01.01.2007 и задолженности за февраль 2019 года по договору N 70011011001921 от 01.02.2019, установлены следующие обстоятельства, которые в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию в рамках спора по настоящему делу.
АО "Томскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электрической энергии потребителям города Томска.
01.01.2007 между ПАО "Томскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Фрунзе, 119Е" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 1921 (в редакции дополнительного соглашения), в соответствии с условиями которого истец обязался подавать ответчику электрическую энергию, а ответчик обязался принимать ее и оплачивать на условиях, предусмотренных договором.
01.02.2019, в связи с изменением законодательства в сфере ЖКХ, между ПАО "Томскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Фрунзе, 119Е" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 70011011001921, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а покупатель - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункты 1.1., 1.2 договора).
Объекты, на которые осуществляется поставка электроэнергии, указаны в приложении N 1.1 к договору.
В силу пункта 4.1 договора, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью ОДПУ, а при их отсутствии, выходе из строя полученных расчетным способом.
Оплата потребленной электрической энергии производится потребителем в порядке, установленном разделом 5 договора: электроэнергия, потребленная за месяц, должна быть оплачена в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.6. договора).
Ссылаясь на пункт 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, АО "Томскэнергосбыт" полагает, что исполнители коммунальной услуги, приобретающие электроэнергию у гарантирующего поставщика, должны оплачивать электроэнергию, фактически потребленную в течение месяца, в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора, истец поставил ответчику электрическую энергию для энергоснабжения, что подтверждается счетами-фактурами, ведомостями приема-передачи электрической энергии в спорном периоде.
АО "Томскэнергосбыт" указало, что в соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, включена в состав платы за содержание жилого помещения, которую собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом), вносят этому ТСЖ (ЖК) (часть 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому требование об оплате за объем электроэнергии, потребленный на ОДН, истец как гарантирующий поставщик вправе предъявить к организации, осуществляющей управление соответствующими многоквартирными жилыми домами.
Истец предъявляет ответчику (ТСЖ) к взысканию стоимость электроэнергии на общедомовые нужды, определенную им как разницу между показаниями ОДПУ и индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных в помещениях (квартирах) дома, а также объемов электроэнергии, определенных по нормативу либо с применением среднемесячного расчета (при не предоставлении гражданами показаний ИПУ в соответствующем периоде, с последующей корректировкой поданным ИПУ, предоставленным впоследствии).
Объем электрической энергии, потребленной каждым жилым помещением в МКД истец определяет в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), а именно: при наличии в жилом помещении индивидуальных приборов учета - по данным индивидуальных приборов учета (абзац 1 пункта 42 Правил N354); при не предоставлении показаний индивидуального прибора учета - исходя из среднемесячного объема потребления (подпункт "б" пункта 59 Правил N354); при отсутствии индивидуального прибора учета - по нормативам потребления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 42 Правил N354). Схема расчета и показания приборов ОДПУ и транзитных потребителей, на основании которых произведен расчет объема электроэнергии, указаны в ведомостях приема-передачи электроэнергии.
Между тем, ТСЖ "Фрунзе, 119Е" ненадлежащим образом исполнило обязательства по оплате отпущенной ему электрической энергии по договору, в связи с чем образовалась задолженность в размере 17 924,20 руб. за сентябрь 2019 года.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию с предложением оплатить задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что в спорный период оплата за поставленную электрическую энергию (коммунальную услугу) на содержание общего имущества многоквартирных домов ответчиком произведена не в полном объеме, АО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья 544 ГК РФ).
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
Нормами главы 30 ГК РФ урегулированы отношения по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Вместе с тем, жилищное законодательство предполагает участие в этих правоотношениях дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Порядок оплаты энергоснабжения при отпуске ресурса в многоквартирные дома зависит от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован статьей 155 ЖК РФ.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, в силу статьи 161, частей 2, 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
В силу положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124 управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются: а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме; б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом; в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг; г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности; д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения. Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Установленный собственниками способ исполнения обязательств путем осуществления расчетов за индивидуальное потребление (за вычетом ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией предполагает формирование соответствующей схемы взаимоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, обеспечивающей получение ресурсоснабжающей организацией оплаты за ту часть коммунального ресурса, которая потреблена на общедомовые нужды и не оплачена потребителями.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды) в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
В пункте 21(1) Правил N 124 приведено основание заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. При заключении такого договора ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим порядком заключения договоров с учетом специальных правил определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Указанное в пункте 21(1) Правил N 124 общее правило о том, что в случае превышения суммы индивидуального потребления коммунального ресурса над величиной общедомового потребления, определенного по показаниям ОДПУ, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0, не исключает возможности перерасчета размера обязательств исполнителя в следующем расчетном периоде.
Напротив, абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386, в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) до 01.07.2012 собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены ОДПУ используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Применение повышающего коэффициента, при расчетах количества коммунального ресурса, исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Однако увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации, каких-либо дополнительных расходов она также не несет. Более того, в случае расчета объема услуги по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента, у ресурсоснабжающей организации возникнет неосновательное обогащение.
В случае, когда объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период в МКД, оборудованный ОДПУ, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21, подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124 определяется по показаниям ОДПУ, независимо от наличия или отсутствия в МКД ИПУ и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов, то объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в МКД ОДПУ, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного" норматива.
В такой ситуации средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнитель коммунальных услуг обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354 в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
Плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в МКД ОДПУ и ИПУ, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют ее доходы, которые, в том числе, могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Делегирование исполнителем коммунальных услуг или собственниками жилых помещений в многоквартирном доме права ресурсоснабжающей организации ведения начислений и лицевых счетов, произведение перерасчетов по начислениям собственников, не изменяет статус управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, равно как и не наделяет АО "Томскэнергосбыт" таким статусом.
Доказательств того, что собственниками жилых помещений выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами, как единственное в настоящее время основание для сбора ресурсоснабжающей организацией средств с применением повышающего коэффициента и, соответственно, отнесением этих средств на проведение последней энергоэффективных мероприятий в отношении объектов поставки электроэнергии, истцом, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
С учетом изложенного, ответчик вправе распорядиться денежными средствами, начисленными гражданам в виде повышающего коэффициента, в том числе, зачесть таковые в счет погашения своего обязательства по оплате сверхнормативного потребления ресурсов на общедомовые нужды и расчеты за поставленный ресурс в целом.
В рассматриваемой ситуации судом первой инстанции установлено, что исполнителем коммунальных услуг в МКД является ответчик как управляющая организация, спорные МКД оборудованы ОДПУ, соответственно у него возникла обязанность оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды.
Судом первой инстанции установлено, что объектом энергоснабжения по договору N 70011011001921 от 01.02.2019 является многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Томск, пр. Фрунзе, 119 Е.
Согласно акту обследования жилого дома, в доме N 119Е по пр. Фрунзе установлено несколько ОДНУ, к каждому из которых подключена нагрузка части жилого дома, в расчете начислений истец суммирует показания этих приборов учета и учитывает как показания одного ОДПУ. Из суммарного объема электроэнергии, определенного по показаниям этих приборов учета, вычитается суммарный объем электроэнергии, потребленный в жилых помещениях, а также объем электроэнергии, потребленный транзитными потребителями, подключенными к ОДПУ, с которыми у АО "Томскэнергосбыт" заключены индивидуальные договоры энергоснабжения. Схема расчета изложена в ведомости приема-передачи электроэнергии.
Истец указал, что отрицательный ОДН, образовавшийся в июне 2019 года, учтен истцом при подаче искового заявления за июль-август 2019 года (дело N А67-12379/2019) путем уменьшения обязательств ответчика (выставлением корректировочного счета-фактуры).
В спорном периоде по настоящему делу отрицательный ОДН не образовывался.
Повышающий коэффициент, полученный истцом за период до сентября 2019 года, учтен арбитражным судом при вынесении решений за предыдущие периоды: в деле N А67-7105/2019 - за период с ноября 2018 года (начала расчетов) по март 2019 года в сумме 3 360,54 руб.; в деле N А67-11835/2019 - за период с апреля по май 2019 года в сумме 228,25 руб.; в деле N А67-12379/2019 - за период с июля по август 2019 года в сумме 3 783,66 руб.
В целях стимулирования потребителей к установке коллективного ОДПУ, а также индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных коммунальных услуг по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) и Правила N 354 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки ОДПУ, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 аналогичные коэффициенты введены в Правила N 124.
Из положений редакции Правил N 306 и N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
Тот факт, что собственники помещений МКД оплачивают потребленную электроэнергию напрямую РСО организации, не свидетельствует об отсутствии у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку в соответствии с пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
С учетом указанного, ответчик вправе распорядиться денежными средствами, оплаченными гражданами с применением повышающего коэффициента, в том числе зачесть в счет погашения своего обязательства по оплате потребления ресурсов на общедомовые нужды и расчетов за поставленный ресурс в целом.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2018 N 302-ЭС18-12755.
Как следует из материалов дела, согласно представленным в дело истцом сведениям отрицательный ОДН в спорный период не образовывался, при этом об учете отрицательного ОДН за предшествующие периоды истец также представил сведения, которые ответчиком не оспорены.
Истцом в рамках спора по настоящему делу представлены сведения о собранном повышающем коэффициенте за сентябрь 2019 года, сумма повышающего коэффициента составила 5 571,40 руб.
Как отмечено ранее, средства на оплату повышающего коэффициента за предшествующий период с ноября 2018 года по август 2019 года учтены в рамках споров по другим делам.
Сведения о фактически собранных средствах с учетом повышающего коэффициента, представленные истцом, ответчик не оспорил.
Факт нарушения ответчиком сроков оплаты потребленной в сентябре 2019 года электроэнергии ответчиком не оспорен, равно как и не представлено доказательств оплаты взыскиваемой суммы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел возможным уменьшить заявленный истцом размер задолженности ответчика по настоящему делу на соответствующую сумму собранного АО "Томскэнергосбыт" повышающего коэффициента в размере 5 571,40 руб., в связи с чем удовлетворил исковые требования частично в размере 12 352,80 руб. (17 924,20 руб. - 5 571,40 руб.).
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2020 (резолютивная часть, мотивированный текст от 15.04.2020) Арбитражного суда Томской области по делу N А67-14271/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-14271/2019
Истец: АО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: ТСЖ "Фрунзе, 119Е"