г. Чита |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А78-7547/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей К.Н. Даровских, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 апреля 2020 года по делу N А78-7547/2019 по заявлению Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) о признании недействительным предписания от 08.04.2019 N 19-2/3,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лхасаранов Б.Ц., представитель по доверенности от 14.02.2020;
от заинтересованного лица: Мороз Н.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2020;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Министерства просвещения Российской Федерации (ОГРН1187746728840, ИНН 7707418081): не было;
2) Государственного казенного учреждения "Службы единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020): не было;
3) Правительства Забайкальского края (ОГРН 1087536008163 ИНН 7536095293): Лхасаранов Б.Ц., представитель по доверенности от 02.07.2019;
4) Муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Кадахта" (ОГРН 1027500586530, ИНН 7508003558): не было;
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю N 19-1/8 от 08.04.2019 в части пунктов 1-5, о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю N 19-2/3 от 17.04.2019.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 24.06.2019 по делу N А78-5878/2019 требование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю N 19-2/3 от 17.04.2019 выделено в отдельное производство, делу присвоен NА78-7547/2019.
Решением суда первой инстанции от 22.04.2020 по делу N А78-7547/2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Министерством превышен норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения в размере 178 000 руб., установленный приказом Минобразования России от 30.03.2016 N 336 в общей сумме на 10 535 302, 44 руб. при расчете на 156 учащихся в указанном образовательном учреждении, поскольку средства в размере 38 303 301,70 руб. не относятся к развитию дошкольного образования, а выделялась исключительно в рамках исполнения мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования, приобретение (выкуп) здания, оснащенного средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014-2020 годы".
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить, признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю N 19-2/3 от 17.04.2019.
Из апелляционной жалобы следует, освоение средств субсидий из федерального бюджета, предоставленных Министерству, осуществлено в полном соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Представитель Министерства и Правительства Забайкальского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Казначейства в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Казначейство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства просвещения и общеобразовательного учреждения в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.05.2020.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 10.01.2019 N 6-о "О проведении плановой выездной проверки в Министерстве образования, науки и образования Забайкальского края", в соответствии с пунктом 28 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на 2019 год в Министерстве образования, науки и образования Забайкальского края (далее - Министерство) проведена проверка использования субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
По итогам проверки Казначейством оформлен Акт выездной проверки от 27.02.2019.
По результатам проведенной проверки Управлением Министерству образования, науки и образования Забайкальского края выданы:
- предписание N 19-2/3 от 08.04.2019, в котором отражено нарушение, выразившееся в не обеспечении Министерством соблюдения утвержденного норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, что привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб.;
- представление N 19-1/8 от 08.04.2019, где в пункте 1 отражено нарушение, выраженное в не обеспечении Министерством соблюдения утвержденного норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, что привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб.
Данным представлением Министерству предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Министерство, не согласившись с предписанием от 08.04.2019 N 19-2/3 посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А78-5878/2019 решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20.08.2019 и постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 вступивших в законную силу, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края отказано в признании незаконным п. 1 представления N 19-1/8 от 08.04.2019, где отражено нарушение, выраженное в не обеспечении Министерством соблюдения утвержденного норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, что привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб.
Как установлено судебными актами по делу N А78-5878/2019 в соответствии с п. 1 представления N 19-1/8 от 08.04.2019, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в результате не обеспечения соблюдения утвержденного норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, неправомерно осуществило расходование средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб.
Статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2).
Таким образом, вступившим в силу судебными актами по делу N А78-5878/2019 установлено, что Министерство неправомерно осуществило расходование средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб.
В связи с неправомерностью расходования средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб. Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю обоснованно, как уполномоченный орган, руководствуясь ст. 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 69 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", выдало Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, как главному распорядителю бюджетных средств в данной сфере, предписание о возврате неправомерно израсходованных средств в размере 10 535 302,44 руб. в федеральный бюджет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю о том, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не обеспечило соблюдения утвержденного норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, и что привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета в размере 10 535 302,44 руб., являются ошибочными, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку правомерность выводов Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю в данной части подтверждено вступившими в силу судебными актами по делу N А78-5878/2019.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 апреля 2020 года по делу N А78-7547/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7547/2019
Истец: Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАДАХТА", Правительство Забайкальского края