30 июня 2020 г. |
Дело N А83-3168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 июня 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителей ООО "Аконс Про" - Кульского Леонида Семеновича, доверенность от 18.02.2020 N 12; Большедворова Леонида Александровича, доверенность от 25.02.2019 N 23; Самощенкова Максима Владимировича, доверенность от 18.02.2020 N 11;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года по делу N А83-3168/2019 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аконс Про" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экономического развития Республики Крым, Совета Министров Республики Крым о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аконс Про" (далее - ООО "Аконс Про", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (далее - УПФ РФ в г. Симферополе), в котором, с учетом заявления об уточнении требований от 12.12.2019, просило признать незаконным решение N 091V12190000002р от 14.02.2019 в части доначисления страховых взносов за неправомерное применение пониженных тарифов, предусмотренных статьей 58.4 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 20 319 883,03 рублей, начисления пени в размере 270 465,07 рублей и привлечению к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4 063 976,60 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019, заявление ООО "Аконс Про", было удовлетворено; решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым N 091V12190000002р от 14.02.2019 в части доначисления страховых взносов за неправомерное применение пониженных тарифов, предусмотренных статьей 58.4 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 20 319 883,03 рублей, начисления пени в размере 270 465,07 рублей и привлечению к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4 063 976,60 рублей, было признано недействительным. Этим же решением с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым в пользу ООО "Аконс Про" были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, УПФ РФ в г. Симферополе обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Решение N 091V12190000002р от 14.02.2019 в части доначисления страховых взносов за неправомерное применение пониженных тарифов, предусмотренных ст. 58.4 Федерального Закона N 212-ФЗ в размере 21 556 956,88 руб., начисления соответствующих сумме доначисления страховых взносов пени и привлечению к ответственности на основании ст. 47 Федерального Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4 311 391,38 руб. является законным и обоснованным.
Представители ООО "Аконс Про" возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, признаны надлежаще уведомленным о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым, Совета Министров Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 24 декабря 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ООО "Аконс Про" за период с 18 мая 2016 года по 31 декабря 2016 года.
По результатам проверки был составлен Акт от 17.12.2018 N 091V10180001993. Акт проверки, иные материалы выездной проверки и возражения Заявителя от 15.01.2019 были рассмотрены заместителем начальника Управления, Коваленко И.В.
В дальнейшем, Управлением было вынесено Решение от 14.02.2019 N 091V12190000002р о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, копия которого была получена представителем Заявителя 14.02.2019.
Согласно вышеуказанному решению, Управлением было доначислено Обществу страховые взносы в размере 20 773 374 руб. 99 коп.; пени за каждый день просрочки уплаты страховых взносов, по состоянию на 31.12.2016, 277 357 руб. 54 коп.; также этим же Решением Управление привлекло Заявителя к ответственности на основании п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 4 154 674 руб. 99 коп.
Не согласившись с Решением в части доначисления страховых взносов за неправомерное применение пониженных тарифов, предусмотренных статьей 58.4 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 20 319 883,03 рублей, начисления пени в размере 270 465,07 рублей и привлечению к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4 063 976,60 рублей, ООО "Аконс Про" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 были урегулированы Законом N 212-ФЗ.
При этом статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 58.4 Федерального закона 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - участник свободной экономической зоны), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, применяются следующие тарифы страховых взносов: 6%, 1,5%, 0,1% соответственно.
Согласно части 19 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ) лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
ООО "Аконс Про" является участником свободной экономической зоны в соответствии со свидетельством о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны серия А 000718 от 22.07.2016 (Приложение N 3 к настоящему Заявлению). В свою очередь, получение статуса участника СЭЗ также не оспаривается Управлением.
Частью 21 статьи 13 Закона N 377-ФЗ установлено, что участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Из материалов дела следует, что 15.07.2016 между Советом министров Республики Крым и ООО "Аконс Про" был заключен Договор N 564/16 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым.
Пунктом 1.2 вышеназванного Договора установлено, что в соответствии с пунктом 1.1. настоящего Договора Участник осуществляет следующие виды деятельности на территории свободной экономической зоны: деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (код ОКВЭД 71.12); разработка строительных проектов (код ОКВЭД 41.10); деятельность по предоставлению прочих мест временного проживания (код ОКВЭД 55.90); деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (код ОКВЭД 56.29).
В соответствии с п. 2.4.1 Договора, участник имеет право осуществлять деятельность на территории свободной экономической зоны, предусмотренную настоящим Договором, с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне.
В дальнейшем, 22 июня 2016 года ООО "Аконс Про" заключил договор строительного подряда с ООО "Международный аэропорт "Симферополь".
В соответствии с п. 4.2 вышеназванного Договора подряда, работы включают в себя: (без ограничения): (a) обеспечение поставки необходимых для выполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору Материалов, Оборудования и Оборудования подрядчика; (b) обеспечение наличия всего персонала, необходимого для исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Договору; (c) разработка Рабочей документации в соответствии с применимым Законодательством и в объеме, необходимом для строительства Объектов строительства; (d) выполнение всех строительно-монтажных работ, в том числе сооружение / демонтаж необходимых временных зданий и сооружений, а также выполнение всех пуско-наладочных работ, включая индивидуально-функциональные испытания и комплексные опробования; (o) подготовка в соответствии с Законодательством полного комплекта Исполнительной документации Объектов строительства; (t) получение Разрешения(-ий) государственных органов, в том числе заключений о соответствии, Разрешений на строительство и Ввод в эксплуатацию Объектов строительства; (u) ввод в эксплуатацию Объектов строительства; (v) выполнение в пределах Строительной площадки (а в части, касающейся Работ по выносу инженерных сетей, также выполнение за пределами Строительной площадки) любых иных работ, как прямо поименованных, так и не поименованных в Договоре, выполнение которых необходимо для обеспечения соответствия Работ требованиям настоящего Договора, а также для обеспечения непрерывности выполнения Работ, их надлежащего завершения в установленный срок, Ввода в эксплуатацию Объектов строительства в состоянии, пригодном для безопасной и надежной эксплуатации Объектов строительства.
Кроме того, по условиям вышеназванного Договора подряда, Заявитель имеет право привлекать субподрядчиков к выполнению работ, поставок, услуг и (или) иных действий, которые должны быть выполнены в рамках строительства объектов строительства.
Как верно установил суд первой инстанции, фактическое осуществление Заявителем перечисленных выше действий подтверждается отчетными документами Заявителя, согласованными с Заказчиком (Годовой отчет Общества о ходе выполнения работ по строительству аэровокзального комплекса аэропорта "Симферополь" за 2016 год, составленный в соответствии со статьями 8.5, 8.6, 8.7.- 8.9. Договора генподряда).
В соответствии с п. 1.2. вышеназванного Договора подряда, участник СЭЗ осуществляет в числе прочих деятельность, соответствующую коду 71.12 ОКВЭД: "деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях".
При этом, группу ОКВЭД под кодом 71.12, утвержденную Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, необходимо рассматривать в совокупности со всеми подгруппами и видами.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в проверяемый период фактически осуществляло деятельность, предусмотренную кодом 71.12 ОКВЭД. Данный код ОКВЭД содержится в Договоре о СЭЗ, и, соответственно, Заявитель имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым N 091V12190000002р от 14.02.2019 в оспариваемой части является незаконным и обоснованно было признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года по делу N А83-3168/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3168/2019
Истец: ООО "АКОНС ПРО"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-474/20
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3293/20
30.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-474/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3168/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3168/19