Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 октября 2020 г. N Ф10-3975/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А09-84/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Молмаркет" (Калужская область, г. Юхнов, ОГРН 1154004000480, ИНН 4022005024), заинтересованного лица - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (Брянская область, пос. Путевка, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молмаркет" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2020 по делу N А09-84/2020 (судья Черняков А.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Молмаркет" (далее - ООО "Молмаркет", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее - управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, управление) о признании недействительным предписания от 27.12.2017 N БР-ЗН0831-034/17.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Молмаркет" обжаловало его в апелляционном порядке. Считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку установленные судом обстоятельства, имеющие значения для дела, не доказаны, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также судом дана неверная оценка представленным доказательствам.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 05.09.2019 в рамках выполнения государственного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции сотрудниками управления Россельхознадзора по Тверской области в ООО "Ручеек (г. Тверь, п. Змеево, д. 10а) произведен отбор проб продукции - молоко питьевое ультрапастеризованное, м.д.ж. 3,2% "Самое любимое", дата производства 01.08.2019, что отражено в акте отбора проб (образцов) от 05.09.2019 N 1395837.
Согласно протоколу испытаний ФГБУ "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория" от 12.09.2019 N 365-69-ГУ2, экспертному заключению ФГБУ "Брянская МВЛ" от 18.09.2019 N 555-19 ЭЗ в исследуемом образце обнаружены растительные масла и жиры на растительной основе (бета-ситостерин, кампестерин, стигмастерин) в жировой фазе продуктов, что не соответствует требованиям пункта 5 раздела 2, пункта 81 раздела 12 Технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, пункта 1 статьи 5 главы 1, статьи 39 главы 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, статьи 3, подпункта 1 пункта 4.4 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В связи с тем, что в образцах обнаружено наличие растительных масел и жиров на растительной основе (бета-ситостерин, кампестерин, стигмастерин), что указывает на недостоверность информации по указанному показателю в декларации о соответствии, 30.09.2019 обществу выдано предписание N БР-МЛК-1077-054/19, которым на общество возложена обязанность в срок до 10.10.2019 прекратить действие декларации о соответствии от 31.10.2018 ЕАЭС N RU.AЕ05.В.00113/18 на серийный выпуск молока питьевого ультрапастеризованного с массовой долей жира 3,2%, изготовитель и заявитель ООО "Молмаркет".
Общество, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) со дня вступления в силу данного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно положениям статей 6, 7 Закона N 184-ФЗ защита жизни или здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Положениями пункта 1 статьи 36 N 184-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов (часть 1 статьи 17 Закона N 29-ФЗ).
Основные требования к обращению пищевой продукции (в том числе и животного происхождения) закреплены в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТС ТР 021/2011, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Названный технический регламент устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования (пункт 2 части 1 статьи 1 ТР ТС 021/2011).
В силу положений части 3 статьи 1 ТР ТС 021/2011 при применении данного технического регламента должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления) хранения, перевозки (транспортирования) реализации и утилизации, дополняющие и (или) уточняющие требования данного технического регламента.
В свою очередь, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 (далее - ТР ТС 033/2013), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
В статье ТР ТС 033/2013 определено, что молоко - это продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Статьей 7 ТР ТС 033/2013 предусмотрено, что молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии требованиям данного технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, в частности состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 названной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (подпункт 2 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011).
В силу пункта 81 ТР ТС 033/2013 информация об использовании заменителя молочного жира при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира его заменителем (за исключением сливочно-растительных спредов), включается в наименование вида молокосодержащего продукта на лицевой стороне потребительской упаковки (после наименования молокосодержащего продукта следуют слова: "с заменителем молочного жира"). Молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и дополнительным требованиям названного технического регламента.
В соответствии с пунктом 1 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011 входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись "Состав".
Из материалов дела усматривается, что спорная продукция, производителем которой является ООО "Молмаркет", содержит растительные масла и жиры на растительной основе (бета-ситостерин, кампестерин, стигмастерин), в то время как производителем в составе данной продукции согласно маркировке указано только наличие цельного молока и обезжиренного молока, информация о наличии в составе растительных масел и жиров на растительной основе производителем не указана.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, установлено, что Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, такие полномочия как государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" государственный контроль (надзор) осуществляет, в том числе, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
В целях реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) Всемирной торговой организации при вступлении России в ВТО на 2019 год приказом Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2019 год" предусмотрено проведение государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2019 году.
На основании статьи 34 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственного контроля (надзора) на основании положений данного Закона и требований технических регламентов относится, в том числе, выдача предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию.
В силу пункта 19 Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41, основанием для прекращения действия декларации о соответствии является выдача заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания (принятие указанным органом решения) о прекращении действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого реестра соответствующего государства-члена.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения управлением проверки поступившей информации установлено, что на молоко питьевое ультрапастеризованное, массовой долей жира 3,2% "Самое любимое" представлена декларация о соответствии от 31.10.2018 ЕАЭС N RU.AЕ05.В.00113/18 на серийный выпуск молока питьевого ультрапастеризованного с массовой долей жира 3,2%, изготовитель и заявитель ООО "Молмаркет".
Исходя из того, что несоответствие продукции требованиям технических регламентов допущено на стадии технологического процесса при ее изготовлении обществом, а выдача оспариваемого предписания о прекращении действия декларации о соответствии отнесена к полномочиям управления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии предписания упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 307-ЭС19-23298.
Судебная коллегия также соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что отсутствие на потребительской упаковке маркировки о том, что молочная продукция (молоко) содержит масла и жиры немолочного происхождения, создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
Вместе с тем, наличие в находящейся в обороте молочной продукции растительных масел и жиров на растительной основе, не указанных на упаковке, создает риск ее употребления людьми с заболеваниями, при которых употребление такой продукции им противопоказано.
Угроза причинения вреда в рассматриваемом случае состоит не в наличии в молоке масел и жиров немолочного происхождения, не обладающих самостоятельной биологической опасностью, а в подмене ими полезных элементов, регулярное получение которых организмом является необходимым, и последствием дефицита которых являются различные заболевания.
Довод заявителя о том, что в связи с отсутствием в материалах дела акта отбора проб (образцов) не представляется возможным установить факт соблюдения должностным лицом положений пункта 3.4.4 ГОСТ 26809.1-2014 и определить, произведено ли исследование в пределах срока годности спорной продукции, правомерно отклонен судом области ввиду следующего.
Согласно имеющейся в материалах дела копии акта отбора проб (образцов) от 05.09.2019 N 1395837 (т. 1 л.д. 38) отбор пробы продукции молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2 % "Самое любимое" произведен в соответствии с требованиями ГОСТ 26809.1-2014 "Молоко и молочная продукция. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу. Часть 1. Молоко, молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты".
Данный ГОСТ включен в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013).
Акт отбора проб (образцов) от 05.09.2019 N 1395837 соответствует по форме приложению 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)".
Ссылка общества на положения пункта 3.4.4 ГОСТ 26809.1-2014 справедливо не принята судом первой инстанции, поскольку указанная норма регулирует объем выборки от партии сметаны, сметанных продуктов, творога, зерненого творога, творожной массы, творожного сырка и творожных продуктов в потребительской упаковке, в то время как в рамках настоящей проверки осуществлялся отбор пробы молока, к которому данные требования не относятся.
В пункте 3.4 ГОСТ 26809.1-2014 указано, что для контроля качества молока и молочной продукции в транспортной и потребительской упаковке по органолептическим и физико-химическим показателям от каждой партии продукции отбирают выборку.
Объем выборки от партии молока, сливок, молока и мороженого в транспортной упаковке составляет 5% единиц транспортной упаковки с продукцией; при наличии в партии менее 20 единиц отбирают одну.
В пункте 3.4.2 данного государственного стандарта указано, что объем выборки от партии молока, сливок и жидких кисломолочных продуктов в потребительской упаковке составляет одна единица от каждой единицы транспортной упаковки, попавшей в выборку.
Согласно акту отбора проб (образцов) от 05.09.2019 N 1395837 размер партии составляет 12 штук, что меньше 20 единиц транспортной упаковки. Поэтому управлением Россельхознадзора по Тверской области была отобрана 1 проба продукции в потребительской упаковке под N 44945815 и одна контрольная проба под N 44945816, которая в соответствии с пунктом 128 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" должна храниться в лаборатории до истечения срока использования данной партии подконтрольного товара, но не более чем в течение 3 месяцев после извещения заинтересованных лиц о результатах лабораторных исследований.
Таким образом, управлением Россельхознадзора по Тверской области были соблюдены требования ГОСТ 26809.1-2014 к количеству отобранной для исследований продукции.
Как указано в жалобе заявителем, согласно пункту 3.10 ГОСТ 26809.1-2014 при получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из органолептеческих и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы продукции в цистерне или в выборке той же партии продукции, результаты повторных анализов распространяются на всю партию.
Между тем, данный пункт ГОСТ 26809.1-2014 не имеет отношения к отбору проб в рамках проводимого органом государственного контроля (надзора) мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, поскольку регулирует анализ проб, отбираемых на предприятии-производителе продукции в рамках внутреннего (производственного) контроля.
В данном случае пробы отбирались в рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, который предполагает отбор необходимого количества проб от подконтрольной продукции, находящейся в обращении на территории Российской Федерации, для исследования по показателям качества и безопасности.
Кроме того, обществу не вменяется выработка ненадлежащего качества всей партии продукции, в связи с чем проведение повторного анализа продукции нецелесообразно, при условии, что повторный результат не будет распространяться на уже исследованную продукцию и, соответственно, опровергать результаты ее проверки, так как та часть партии, в которой выявлено несоответствие, уже исследована.
В апелляционной жалобе заявитель также приводит аргумент о том, что ФГБУ "Тверская МВЛ" проведены исследования спорной продукции (протокол испытаний от 12.09.2019 N 365-69-ГУ) с нарушениями требований действующего законодательства. В обоснование своей позиции общество ссылается на подпункт 2 пункта 5.3, пункт 6.3 методических указания МУ 4.1/4.2.2484-09. 4.1/4.2 (далее - методические указания), в которых указан количественный критерий оценки фальсификации или подлинности молочной продукции.
Вместе с тем, исследования по данным методическим указаниям обоснованно не проводились ввиду следующего.
Согласно разделу 1 "Введение" методических указаний они подготовлены в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О техническом регулировании" и в целях реализации Федерального закона N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" в части, касающейся идентификации молока и продуктов его переработки, установления подлинности и выявления фальсификации молока и молочных продуктов.
Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" утратил силу с 01.01.2016 в связи с принятием Федерального закона от 02.05.2015 N 126-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".
На территории Таможенного Союза, в том числе и на территории Российской Федерации, применяется технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.
При проведении исследований спорной продукции были выявлены нарушения данного технического регламента.
Согласно преамбуле ТР ТС 033/2013 данный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
В пункте 98 названного технического регламента указано, что методы исследований (испытаний) и измерений устанавливаются в стандартах согласно перечню стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований данного технического регламента, а также осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 26.05.2014 N 80 утверждены перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), и перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Указанные обществом методические указания не входят в указанные перечни стандартов, следовательно, при оценке соответствия продукции требованиям ТР ТС 033/2013 они не применялись.
Согласно протоколу испытаний ФГБУ "Тверская МВЛ" от 12.09.2019 N 365-69-ГУ была исследована проба молока ультрапастеризованного "Самое любимое" на наличие растительных масел и жиров на растительной основе согласно ГОСТ 33490-2015 "Межгосударственный стандарт. Молоко и молочная продукция. Обнаружение растительных масел и жиров на растительной основе методом газожидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием" (колонка НД на метод испытания).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2015 N 2092-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33490-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2016 (пункт 4 ГОСТ).
Данный ГОСТ входит в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Согласно пункту 1 ГОСТ 33490-2015 данный стандарт распространяется на молоко и молочную продукцию и устанавливает качественный метод обнаружения в их составе растительных масел и жиров на растительной основе методом газожидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием.
Качественный метод по своему смыслу не предполагает указание количества установленного вещества, но указывает на наличие (отсутствие) его в продукции.
Согласно пункту 10 ГОСТ 33490-2015 наличие бета-ситостерина или других фитостеринов в жировой фазе анализируемой пробы продукта свидетельствует о присутствии в ней растительных масел или жиров на растительной основе.
Согласно протоколу испытаний ФГБУ "Тверская МВЛ" от 12.09.2019 N 365-69-ГУ в жировой фазе продукции - молока ультрапастеризованного массовой долей жира 3,2% "Самое любимое" обнаружены растительные масла и жиры на растительной основе: бета-ситостерин, кампестерин, стигмастерин, которых в молоке питьевом быть не должно в силу пункта 5 раздела 2 ТР ТС 033/2013, пункта 81 раздела 12 ТР ТС 033/2013, пункта 1 статьи 5 главы 1 ТР ТС 021/2011, статьи 39 главы 6 ТР ТС 021/2011.
ФГБУ "Тверская МВЛ" имеет аттестаты аккредитации в национальной системе аккредитации "Росаккредитация" (ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий") и аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21ITX30, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 17.09.2014.
ФГБУ "Брянская МВЛ" также имеет статус аккредитованного органа инспекции в национальной системе аккредитации (Росаккредитация) (аттестат аккредитации N RA.RU.710234).
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания ставить под сомнение выводы испытательных лабораторий о наличии в спорной продукции растительных масел и жиров на растительной основе.
Довод ООО "Молмаркет" об отсутствии полной прослеживаемости при поставке товара в место отбора проб, по справедливому суждению суда, опровергается материалами дела.
Факт изготовления выявленной продукции ООО "Молмаркет" подтверждается:
- маркировкой отобранной для исследования продукции, содержащей идентифицирующую информацию (пункт 86 TP ТС 033/2013);
- макетом упаковки (тары) отобранного образца, соответствующего представленному по требованию суда заявителем в материалы дела макету тары, применяемому в соответствующем временном периоде (июль-август 2019) в отношении товара - молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2 % "Самое любимое", производителя ООО "Молмаркет";
- копией декларации о соответствии от 31.10.2018 ЕАЭС N RU АЕ05.В.00113/18, представленной поставщиком в ООО "Ручеек" на поставленную партию товара, и изъятой в ходе отбора проб в рамках проведения мониторинга.
О фальсификации товарной упаковки третьими лицами ООО "Молмаркет" не заявлено.
Более того, из содержания акта отбора проб от 05.09.2019 N 1395837 следует, что целостность отобранной (представленной) на исследование упаковки товара не нарушена, что, с учетом технологических особенностей, исключает возможность попадания растительных масел и жиров на растительной основе (бета-ситостерин, кампестерин, стигмастерин) в жировую фазу пищевого продукта - молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2 % "Самое любимое" - где-либо за пределами технологического оборудования завода-изготовителя, которым является ООО "Молмаркет".
Довод ООО "Молмаркет" о недостоверности информации на упаковке (таре) товара о дате изготовления продукции - 01.08.2019, вследствие проводимого той же датой санитарного дня и, как следствие, отсутствии фактов выпуска готовой продукции 01.08.2019, что, по мнению общества, подтверждается графиком проведения санитарных дней на 2019 год, утвержденным директором ООО "Молмаркет" Дорогонько Т.А., как основание для признания вывода о производстве отобранного образца не ООО "Молмаркет", а иным (не установленным) лицом, судом области обоснованно отклонен ввиду следующего.
Из представленного в материалы дела журнала технологического контроля производства готовой продукции и мониторинга критических контрольных точек ООО "Молмаркет" следует, что 01.08.2019 обществом осуществлялась выработка готовой продукции, в том числе молока м.ж.д. 3,2 %.
Кроме того, наличие в молочной продукции, отобранной в ходе мониторинга, растительных масел и жиров на растительной основе (бета-ситостерин, кампестерин, стигмастерин), сведений о которых маркировка не содержала, выявлено в ходе лабораторного исследования, результаты которого отражены в экспертном заключении ФГБУ "Брянская МВЛ" от 18.09.2019 N 555-19 ЭЗ, содержание и выводы которого обществом по существу не оспорены.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что производителем спорной продукции является ООО "Молмаркет", а не неустановленное третье лицо.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы права, подлежащие применению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2020 по делу N А09-84/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-84/2020
Истец: ООО "Молмаркет"
Ответчик: Управление по Брянской и Смоленской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Брянской и Смоленской области