г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А56-89099/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Лебедева Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Нетрусовой Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Путиловская компания" представителя Роговенко Т.В. (доверенность от 10.10.2019),
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2020 по делу N А56-89099/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Путиловская компания", адрес: 196655, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Севастьянова, д. 20, лит. А, пом. 414, ОГРН 1027802759401, ИНН 7805181017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), об обязании внести изменения в договор от 06.05.2015 N 224/К-2015-05 аренды лесного участка площадью 140,2 га (1 402 000 кв. м), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ломоносовское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 128, 146, 155, 166, 167, с учетом его изменившегося состояния (лесотехнической характеристики) путем подписания дополнительного соглашения к договору и применить коэффициент 0,9 к части арендуемого участка площадью 67,24 га (672 400 кв. м) с III квартала 2017 года.
Решением от 03.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обжаловал его в апелляционный суд. В жалобе ее податель просил отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, поскольку к спорному договору аренды лесного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, дополнительное изменение последнего не требуется в случае установления нового размера таковой на соответствующий период регулирующим органом; в данном случае арендатор, по мнению подателя жалобы, вправе был самостоятельно произвести перерасчет арендной платы и вносить ее по ставкам, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310); податель жалобы также полагает, что реальные основания для проведения лесовосстановительных работ возникли только в конце III квартала 2019 года, поскольку лишь 04.06.2019 Комитет утвердил своим распоряжением N 1704 положительное заключение экспертной комиссии по результатам проведения государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов на лесном участке площадью 140,2 га, предоставленном в аренду Обществу, в разделе 5.7 которого приведена таблица площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении; более того, суд первой инстанции не учел, что согласно упомянутой таблице лесовосстановлению подлежит только 67,24 га из арендуемых Обществом 140,2 га, тогда как положениями упомянутого постановления Правительства не предусмотрен порядок применения понижающего коэффициента, заявленного в иске, к части арендуемой территории.
В отзыве на жалобу Общество просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, пояснил, что требование о применении коэффициент 0,9 к части арендуемого участка площадью 67,24 га (672 400 кв. м) с III квартала 2017 года направлено на урегулирование спора с Комитетом о размере платежей на указанный период, вопреки доводам подателя жалобы лесовосстановление было предусмотрено и до внесения изменений в проект освоения лесов, что подтверждается планом карьера на конце рекультивации, являющимся приложением к проектной документации 2013 года.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения правительства Ленинградской области от 27.04.2015 N 144-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду для разработки месторождения строительных песков "Коваши" в муниципальном образовании "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области" Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 06.05.2015 заключили сроком до 01.03.2031 договор N 224/К-2015-05 аренды части площадью 140,2 га лесного участка Ломоносовского лесничества с кадастровым номером 47:14:0000000:32, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Приморское участковое лесничество, кварталы 128, 146, 155, 166, 167, для добычи полезных ископаемых.
Согласно приложениям к договору на участке указанной площадью расположены как лесные (138,86 га или 1 388 600 кв. м), так и нелесные земли (1,34 га или 13 400 кв. м), при этом часть лесных земель не покрыта лесной растительностью (0,85 га или 8500 кв. м), а на той, что покрыта, преобладают хвойные (90,99 га или 909 900 кв. м) и мягколиственные (47,02 га или 470 200 кв. м) породы деревьев.
Пунктом 5 договора установлено, что арендная плата за использование лесного участка рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства N 310, как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади лесного участка, а также с учетом повышающего коэффициента 1,2, определенного договорными отношениями, и устанавливается на календарный год.
В пункте 10 договора определено, что размер арендной платы подлежит изменению в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 договора арендатор обязан в течение трех месяцев после государственной регистрации договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для прохождения государственной экспертизы, в течение действия договора привести лесной участок в состояние, установленное таким проектом, а в случае прекращения договорных отношений передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными упомянутым проектом на момент завершения пользования им.
Поскольку использование участка в соответствии с той целью, под которую он предоставлялся, а именно для разработки месторождения строительных песков "Коваши", предполагало проведение рубок лесных насаждений, Общество в августе 2015 года заключило с ООО "СВ-Строй" договор от 21.08.2015 N 21/08-1 на оказание услуг по валке леса на всей предоставленной ему в аренду территории.
По результатам оказанных услуг заказчиком и исполнителем были подписаны двусторонние акты о приемке выполненных работ от 18.04.2016 N 24 и от 13.02.2017 N 9, согласно которым в 2016 году объем вырубленной на территории площадью 72,5 га (725 000 кв. м) древесины составил 11 877 куб. м, а в 2017 году на территории площадью 67,5 га (675 000 кв. м) - 9 358 куб. м.
Тогда же лесничим Приморского участкового лесничества в присутствии представителя Общества были произведены осмотры мест рубок (мест заготовки древесины) и осуществления лесосечных работ (лесосеки) с составлением актов от 18.05.2016 N 2 и от 06.06.2017 N 4, согласно которым площадь территории, подвергшейся сплошной вырубке (квартал 128: выделы 9, 15-17, 19-23, 25, 29; квартал 146: выделы 4, 5, 8, 11, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 29, 31, 32; квартал 155: выделы 5, 6, 18, 21-27, 29, 31-33, 35, 36, 39, 40; квартал 166: выдел 27; квартал 167: выделы 2-10, 12-21, 23-26, 31, 34, 38-40), совпадает с указанными в лесной декларации показателями.
Общество, полагая, что в результате указанных работ по вырубке древесины, произведенных для обеспечения возможности дальнейшей разработки месторождения песков, лесотехническая характеристика лесного участка существенным образом изменилась, что можно проследить по данным представленных за период с 2015 по 2017 годы лесных деклараций, предложило Комитету в письме от 04.06.2019 N 31 внести изменения в договор аренды названного участка, а также осуществить перерасчет арендной платы за него путем применение понижающего коэффициента 0,9 при расчете арендных платежей за использование территории, которая не покрыта лесной растительностью, но предназначена для ее восстановления.
Поскольку письмом от 20.06.2019 N 02-11901/2019 Комитет отказался подписать направленный в его адрес проект дополнительного соглашения, а также произвести перерасчет арендной платы, сославшись на то, что Общество заключило договор аренды спорного участка без каких-либо возражений по поводу его условий, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование своего иска Общество помимо прочего представило составленную по его заказу ООО "Геостром" в 2013 году и согласованную территориальной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (протокол от 18.09.2013 N 184-18.09.13/ЛО), проектную документацию на разработку месторождения строительных песков на спорном участке, согласно тому 3 (раздел 11.2) "Охрана недр и окружающей среды (мероприятия по охране окружающей среды)" которой рекультивацию нарушенных земель предусматривается проводить в два этапа - горнотехнический и биологический: первый предполагает формирование водоема в выработанном пространстве карьера, а второй - посадку двухлетних саженцев сосны.
Возражая против заявленных требований, Комитет привел аналогичные заявленным в апелляционной жалобе доводы, а также представил выкопировку изменений к проекту освоения лесов на лесном участке, которые были подготовлены ООО "ЦЛТИ", положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы указанных изменений проекта, а также изданное ответчиком распоряжение от 04.06.2019 N 1704, которым было утверждено названное заключение и установлен срок его действия.
Суд первой инстанции, приняв во внимание позицию Комитета, который не отрицал, что на всей площади арендуемого лесного участка с 3 квартала 2017 года отсутствуют лесные насаждения, удовлетворил иск Общества.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Материалами дела подтверждается и Комитетом не оспаривается, что на территории всего предоставленного в аренду лесного участка была произведена сплошная рубка древесины в 2015-2017 годах.
Из представленных в дело материалов изменений к проекту освоения лесов в границах арендуемого Обществом участка следует, что после завершения на нем разработки месторождения песков планируется заполнить выработанное пространство карьера под водоем (72,58 га - горнотехнический этап рекультивации земель) и посадить лесные культуры сосны обыкновенной на горизонтальных площадках над урезом воды (67,24 га - биологический этап рекультивации земель в виде искусственного лесовосстановления).
Согласно положительному заключению экспертной комиссии N 1752-К/1изм данные изменения в проект подготовлены не только на основании заключенного с Обществом договора аренды, пунктами 16 и 19 которого предусмотрена обязанность арендатора приводить лесной участок в состояние, установленное проектом освоения лесов, в противном случае (если не будут выполнены мероприятия по рекультивации, охране и защите лесов) арендодатель вправе отказаться от договора в одностороннем порядке, но также и на основании приказа Комитета от 01.11.2018 N 19 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области".
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" лесохозяйственный регламент должен помимо прочего содержать краткую характеристику лесничества в виде характеристики лесных и нелесных земель из состава земель лесного фонда на территории этого лесничества, а также требования к воспроизводству лесов (нормативы, параметры, сроки проведения мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами).
В упомянутом положительном заключении также отражено, что лесные насаждения на спорном участке были вырублены Обществом в 2015-2017 годах в рамках действия проекта освоения лесов, ранее получившего положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное Комитетом 29.07.2015 распоряжением N 767.
Помимо этого в разделе V спорного договора ("Порядок изменения и расторжения договора") его стороны предусмотрели, что в случае внесения изменений в данные государственного лесного реестра по результатам лесоустроительных работ, а также в лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка) в договор также вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Таким образом, требования Общества документально обоснованы и правомерны с точки зрения действующего законодательства, а то обстоятельство, что распоряжение N 1704 принято Комитетом только в июне 2019 года, что не позволяет, по его мнению, установить применение испрашиваемого истцом понижающего коэффициента для расчета арендной платы за участок, не покрытый с 2017 года лесной растительностью, поскольку до 2019 года проект освоения лесов не предусматривал проведение на спорной территории лесовосстановительных работ, подлежит отклонению, поскольку именно Комитет как орган государственной власти субъекта РФ обладает полномочиями по изменению лесохозяйственного регламента, что является основанием для дальнейшего изменения как договора аренды, так и проекта освоения лесов на лесном участке.
Кроме того, лесовосстановление путем облесения на площади 64,4 га арендуемого лесного участка (дно карьера выше уреза воды) было предусмотрено проектной документацией "Разработка месторождения песков строительных "Ковши" в Ломоносовском районе Ленинградской области", утвержденной в 2013 году, что подтверждается планом карьера на конец рекультивации (том 3, раздел 11.2, том 6, раздел 16).
Каких-либо пояснений о причинах неутверждения лесохозяйственного регламента после осуществленной Обществом вырубки Комитет не представил, а также не пояснил, какие именно положения действующего законодательства РФ препятствуют, по его мнению, осуществить перерасчет арендной платы с применением коэффициент 0,9 на ретроспективную дату в ситуации, когда изменения в проект освоения лесов в части, предусматривающей лесовосстановительные работы, были внесены позже произведенной истцом вырубки.
Доводы жалобы относительно того, что Постановлением N 310 не предусмотрена возможность применения указанного коэффициента лишь к части территории, являются несостоятельными, так как не имеют под собой какого-либо не только нормативного, но и разумного с точки зрения формальной логики обоснования.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции положений части 3 статьи 453 ГК РФ подлежит отклонению, поскольку требование Общества о применении с 3 квартала 2017 года понижающего коэффициента направлено на урегулирование разногласий сторон в части размера арендной платы и связано с ее перерасчетом.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам Комитета не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2020 по делу N А56-89099/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89099/2019
Истец: ООО "ПУТИЛОВСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление федеральной службы государтсвенной регистрации,кадастра и картографии по Санкт-Петербургу