г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А56-119256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Аксенова Е.В. по доверенности от 25.11.2019
от заинтересованного лица: Гункин В.В. по доверенности от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12555/2020) ГЖИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2020 по делу N А56-119256/2019, принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Гелема"
к ГЖИ
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гелема" (ОГРН: 1027808003464, адрес: 192236, Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 44, лит. А, пом. 16Н; далее - заявитель, Общество, ООО "Управляющая компания "Гелема") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании недействительным предписания от 20.08.2019 N 06/800-р.
Решением от 19.03.2020 суд первой инстанции признал недействительным предписание ГЖИ от 20.08.2019 N 06/800-Р; взыскал с ГЖИ в пользу ООО "Управляющая компания "Гелема" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Инспекцией 20.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества для проверки фактов, изложенных в обращении ГУП "ТЭК СПб" (далее - РСО) вх. N 08-11-15984/19-0-0 от 23.07.2019, по адресу: Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 100, лит. А.
Инспекцией по результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание от 20.08.2019 N 06/800-р.
Согласно предписанию от 20.08.2019 N 06/800-р ООО "Управляющая компания "Гелема" обязано устранить нарушения федерального законодательства РФ, а именно: привести общедомовой узел учета тепловой энергии (УУТЭ) в технически исправное состояние, начисление платы осуществлять по показаниям УУТЭ. Выявленные нарушения предписано устранить в срок до 15.10.2019.
Не согласившим с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисления за услуги по теплоснабжению собственникам должен осуществлять ГУП ТЭК "СПб", в связи с чем заявленные Обществом требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 2.3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "Гелема" осуществляет управление многоквартирным домом на основании договора управления домом по адресу: г. Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 100, лит. А (л.д.8-11).
Положениями статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), предусмотрено, что здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Нормой пункта 9 статьи 11 Закона N 261-ФЗ установлена обязанность собственников зданий, строений, сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы посредством организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Законом N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 01.01.2011 завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно действующей редакции пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3-7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Таким образом, законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета. Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
Исходя из системного толкования статьи 162 ЖК РФ, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (Правил N 416), пунктов 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (Правила N 491), управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11 и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, их содержание. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Инспекцией было выявлено нарушение Обществом Закона N 261-ФЗ, а именно: МКД оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии с 2008 года (далее - УУТЭ), однако УУТЭ не поверен (срок поверки истек 01.07.2016), в надлежащем техническом состоянии не содержится, передача данных показаний УУТЭ в РСО не осуществляется, начисление платы жителям за коммунальную услугу отопление осуществляется по нормативам.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту.
Суд указал, что согласно адресной программе, размещенной на официальном сайте Некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" http://fkr-spb.ru/house, спорный МКД включен в адресную программу по капитальному ремонту, в том числе по системе теплоснабжения.
Апелляционный суд находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 84 от 18.02.2014 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге. Региональная программа подготовлена во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 04.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", статьей 166 ЖК РФ установлено, какие работы отнесены к проведению капитального ремонта в многоквартирных домах.
Ввод в эксплуатацию, поверка коллективных общедомовых приборов учета не отнесены к работам, которые проводятся в рамках капитального ремонта, а носят обязательный характер, поскольку указанная обязанность прямо установлена пунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491, частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ.
При этом ограничение, указанное в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, на которые ссылается суд первой инстанции, действует в части оснащения многоквартирного дома приборами учета, а не к приборам учета уже установленным в многоквартирном доме, как в рассматриваемом случае, на основании которых учет потребления энергоресурсов уже производился.
В данном случае Обществу предписано провести поверку уже установленного общедомового прибора учёта.
Кроме того, выводы суда первой инстанции о том, что собственниками помещений на общем собрании от 23.09.2019, оформленного протоколом N 2/19 было принято решение не проводить поверку узла учета тепловой энергии, также признаются апелляционным судом ошибочными.
Статьей 44 ЖК РФ установлено, что относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 181.5 ГК РФ установлено, в каких случаях решение общего собрания может быть признано ничтожным, в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В данном случае, собственники МКД вышли за пределы полномочий, установленных ЖК РФ, а также в нарушение норм законодательства об энергосбережении.
Кроме того, апелляционный суд отмечает также, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирных домов, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
При этом все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений.
В силу Закона N 261-ФЗ, работы по установке и его содержанию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 305-ЭС17-13405.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принимать меры по устранению выявленных в ходе проверки Инспекцией нарушений, а именно ГУП "ТЭК СПб".
Вместе с тем, согласно пунктов 5 и 6 Правил N 491 установлено, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, а так же коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества собственников помещений.
В силу статьи 161 ЖК РФ содержание общего имущества относится к обязанностям лица, осуществляющего управление МКД.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя обеспечение ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а так же их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ, в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, компания, осуществляющая управление МКД в порядке, установленном Правительством РФ, обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям, информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД.
Пунктом 80 Правил коммерческого учета тепловой энергии телоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 предусмотрено, что в установленных договором срок потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, что Общество не исполняет свои обязанности по надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета, в том числе не передает показаний в ресурсоснабжающую организацию более года.
Указанное свидетельствует о правомерности вынесенного Инспекцией предписания, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований Общества.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2020 года по делу N А56-119256/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119256/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Гелема"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА