29 июня 2020 г. |
Дело N А83-9165/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2019 года по делу N А83-9165/2019, принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница N 1 им. Н.И. Балабана" к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице филиала N 1 об отмене решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница N 1 им. Н.И. Балабана" (далее - ГБУЗ РК "КРКПБ N 1 им. Н.И. Балабана", учреждение, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, с учетом принятых судом уточнений в форме дополнительных пояснений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило признать частично недействительным решение филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования (далее - Фонд, страховщик) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.05.2019 N 64 в части начисления недоимки в размере 42 427,66 руб., пеней 150,94 руб. и назначения штрафа в размере 8 495,50 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2019 заявленное требование удовлетворено, признано незаконным решение Фонда от 14.05.2019 N 64 в части начисления страховых взносов на стоимость оказанных медицинских услуг, в части занижения базы для начисления страховых взносов на сумму компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, в части начисления страховых взносов на подотчетную сумму. Судом взысканы расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 3000,00 руб.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГБУЗРК "КРКПБ N 1 им. Н.И. Балабана". В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и приводит доводы о законности принятого управлением решения, идентичные приведенным в суде первой инстанции. Полагает, что страхователь в спорном периоде допустил занижение облагаемой базы по страховым взносам, поскольку оплата медицинских услуг по проведению профосмотров своих работников по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным на срок мене одного года, а также компенсационные выплаты за задержу заработной паты не входят в предусмотренный статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Учреждение в представленном отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы и, ссылаясь на сформированную судебную практику по данному вопросу, полагает их необоснованными, просит оставить судебный акт без изменений.
В ходе рассмотрения дела, в связи с нахождением судьи Градовой О.Г. в очередном ежегодном отпуске, определением председателя четвертого судебного состава Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 в порядке статьи 18 АПК РФ в составе суда по рассмотрению настоящего дела произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Карева А.Ю., в связи с чем судебное разбирательство по рассмотрению жалобы осуществлено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, направленными ходатайствами известили о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей. В силу части 3 статьи 156, статьи 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Фондом с 01.03.2019 по 15.04.2019 в отношении ГБУЗРК "КРКПБ N 1 им. Н.И. Балабана" проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 15.04.2019 N 64.
В ходе проверки страховщиком установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с тем, что страхователь не облагал страховыми взносами стоимость оказанных медицинских услуг по проведению обязательных медицинских осмотров работников по договорам, заключенным с медицинским учреждением на срок менее года, а также не начислял страховые взносы на компенсационные выплаты работникам за несвоевременную выплату заработной платы. Кроме того, Фондом установлено занижение базы для начисления страховых взносов на разницу между суммой заработной платы, отраженной в расчете и суммой заработной паты по данным бухгалтерского учета страхователя.
По итогам проверки, с учетом возражений страхователя, принято решение от 14.05.2019 N 64 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 8 495,50 руб. Этим же решением страхователю доначислены к уплате в бюджет ФСС страховые взносы в сумме 42 477,52 руб. и пени в сумме 150,94 руб.
Общество частично не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая необоснованным начисление ему страховых взносов за занижение облагаемой базы по оплате медицинских услуг по проведению профосмотров своих работников и выплате компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату в общей сумме 42 427,66 руб., применение к нему штрафных санкций в размере 8 495,50 руб. и начисление пеней в размере 150,94 руб. (с учетом уточнений от 25.11.2019 принятых судом к рассмотрению). Решение в части начисления страховых взносов на разницу между суммой заработной платы, отраженной в расчете, и суммой заработной платы по данным бухгалтерского учета страхователя в размере 49,85 руб. учреждение не оспаривает.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Фондом необоснованно сделан вывод о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов, спорные выплаты обложению страховыми взносами не подлежат.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у Фонда оснований для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов и отклоняет рассмотренные доводы жалобы, но, вместе с тем, усматривает основания для изменения судебного акта в силу следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в период спорных правоотношений были урегулированы Законом N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Объект обложения страховыми взносами, в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ, для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, был установлен (с соответствующими уточнениями в данной статье), как выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Пункт 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусматривал, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако из содержания пункта 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не следует, что суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок менее одного года, формируют объект обложения страховыми взносами, дополнительно к установленному в статье 7 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в том числе, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Следовательно, статья 9 Закона N 212-ФЗ, предусматривающая перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, денежные средства, перечисленные ГБУЗ РК "КРКПБ N 1 им. Н.И. Балабана" медицинской организации за проведенные медицинские осмотры Фондом квалифицированы в качестве выплат, начисленных в пользу своих работников в рамках трудовых отношений, в связи с чем указанные суммы были включены в облагаемую базу и произведено доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 40 363,96 руб., а также за неуплату страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ применен штраф в размер 8 072,79 руб.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом видами медицинских осмотров являются, в том числе: периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.
В соответствии с пунктом 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н, медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений подлежит обязательным медицинским осмотрам один раз в год.
В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом затраты работодателя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников и предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции о том, спорные выплаты ГБУЗ РК "КРКПБ N 1 им. Н.И. Балабана" осуществляло в рамках исполнения обязанности работодателя по организации медицинских осмотров, обязательных в силу закона.
Формулируя вывод о том, что вышеуказанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, суд обоснованно учел, что спорная оплата договоров на проведение медицинских осмотров непосредственно не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующими или компенсирующими выплатами, медицинские осмотры производятся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы (иное не доказано), при этом обязанность работодателя проводить медосмотры медицинского персонала лечебного учреждения установлена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Из материалов дела не следует, что осуществлявшиеся предприятием спорные выплаты зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы. Соответственно, они не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами.
Довод Фонда о заключении договоров на оказание медицинских услуг сроком действия менее одного года обоснованно отклонен судом, поскольку при установленных обстоятельствах срок действия договора в данном случае не изменяет характер спорных выплат и не имеет правового значения.
Относительно эпизода не начисления страхователем страховых взносов на компенсационные выплаты своим работникам, произведенные за несвоевременную выплату заработной платы, суд первой инстанции правомерно в этой части признал незаконным оспоренное решение.
В силу пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей
Таким образом, при определении сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ, подлежат выяснению обстоятельства, связаны ли спорные выплаты с трудовыми отношениями, либо носят социальную направленность, не зависящую от характера и результата труда, заработной платы работника.
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации).
Следовательно, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. Таким образом, суммы денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы также не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13.
Согласно расчету, представленному Фондом апелляционному суду, спорным решением страхователю произведены следующие начисления: страховые взносы в размере 40 363,96 руб. на стоимость оказанных медицинских услуг по проведению обязательных медицинских осмотров, штрафные санкции на начисленную недоимку в размере 8072,79 руб., пени не начислялись; страховые взносы в размере 2063,71 руб. на компенсационные выплаты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, штрафные санкции в размере 412,74 руб., начислены пени в размере 137,21 руб.; страховые взносы в размере 49,85 руб. на разницу между суммой заработной платы, отраженной в расчете, и суммой заработной платы по данным бухгалтерского учета страхователя (заявителем не оспаривается), штраф в размере 9,97 руб. и начислены пени в размере 13,73 руб.
При рассмотрении дела суд первой инстанции расчет произведенных Фондом начислений по спорному решению не запросил, данный вопрос не исследовал, не выяснил у заявителя, какие конкретно суммы им оспариваются, что привело к неверному разрешению спора. Допуская соответствующую процессуальную ошибку, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и признал незаконным решение Фонда от 14.05.2019 N 64 в части начисления страховых взносов на подотчетную сумму, требование об оспаривании которой учреждением не заявлялось. При этом, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд в нарушение части 4 статьи 170 АПК РФ не указал в решении выводов относительно оспоренных заявителем штрафа и пени.
Поскольку при установленных обстоятельствах у Фонда отсутствовали правовые основания для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов в общем размере 42 427,67, а также начисления на них пеней в размере 137,21 руб. и применения штрафных санкций в сумме 8 485,53 руб., то в этой части оспоренное учреждением решение подлежит признанию незаконным.
Учитывая, что заявитель оспаривает начисленную ему спорным решением недоимку только по двум эпизодам, а по эпизоду начисления страховых взносов за занижение базы для начисления страховых взносов на разницу между суммой заработной платы, отраженной в расчете, и суммой заработной платы по данным бухгалтерского учета страхователя решение не оспаривает, но при этом в уточненных требованиях от 25.11.2019, принятых судом к рассмотрению, указывает, что оспаривает штрафные санкции и пени в полном объеме, оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется. Заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным решения Фонда от 14.05.2019 N 64 в части назначения штрафа в размере 9,97 руб. и начисления пеней в размере 13,73 руб. на неспорную недоимку надлежит отказать.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу принят с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, но при допущенной судом процессуальной ошибке, которая привела к неверному разрешению спора, что в силу положений пункта 2 статьи 269, частей 1, 3 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения судебного акта и принятия нового решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона. Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2019 года по делу N А83-9165/2019 изменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымская республиканская психиатрическая больница N 1 им. Н.И. Балабана" удовлетворить частично.
Признать незаконным решение филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 14.05.2019 N 64 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов на стоимость оказанных медицинских услуг в размере 40 363,96 руб. и взыскания штрафа в размере 8 072,79 руб., начисления страховых взносов за нарушение установленного срока выплаты заработной платы в размере 2 063,71 и взыскания штрафа в размере 412,74 руб., начисления пени в размере 137,21 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице филиала N 1 в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымская республиканская психиатрическая больница N 1 им. Н.И. Балабана" 3 000,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд заявления.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9165/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 1 ИМ. Н.И. БАЛАБАНА"
Ответчик: ФИЛИАЛ N 1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ФИЛИАЛ N 1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ