г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А21-15128/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Ильинская М.С., на основании доверенности от 14.09.2019,
от заинтересованных лиц: представители не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13843/2020) Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2020 по делу N А21-15128/2019, принятое по заявлению:
заявитель: индивидуальный предприниматель Сучков Иван Владимирович (ОГРНИП: 316392600078872)
заинтересованные лица: 1. Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" (адрес: Россия, 236040, Калининградская область, город Калининград, площадь Победы, 1, ОГРН: 1023900592759, Дата присвоения ОГРН: 29.11.2002, ИНН: 3903010414), 2. Администрация городского округа "Город Калининград" (адрес: Россия, 236006 Калининградская область, город Калининград, площадь Победы 1, ОГРН: 1023900770222, Дата присвоения ОГРН: 10.11.2002, ИНН: 3903016790)
о признании незаконным отказа N ИЗ-КМИ-07/3161 от 28.06.2019 и обязании направить проект договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сучков Иван Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Комитет), выразившихся в отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 39:15:142007:1, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Муромская, 31, по льготной выкупной цене 2,5% от кадастровой стоимости.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Комитет и Администрацию городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 39:15:142007:1, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Муромская, 31, по льготной выкупной цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 10.03.2020 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет ссылается на непредставление заявителем документов, подтверждающих отчуждение здания магазина из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации, что свидетельствует об отсутствии оснований для выкупа земельного участка по льготной цене, полагает, что право собственности на спорный объект у ОАО "Калининградский городской хлебокомбинат" возникло в связи с созданием объекта (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящем судебном заседании представитель предпринимателя просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители Комитета и Администрации не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 N 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ), а также в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в отсутствие представителей Комитета и Администрации.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником нежилого здания магазина с кадастровым номером 39:15:142007:39 общей площадью 400,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Муромская, д. 31.
31.03.2018 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка под существующим зданием по льготной цене.
В ответ на вышеуказанное заявление Администрация подготовила проект договора купли-продажи, с содержанием которого в части цены предприниматель не согласился.
07.06.2018 предприниматель обратился в Администрацию с предложением внести в проект договора купли-продажи земельного участка изменения в части уменьшения цены.
Администрацией в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием оснований для установления льготной цены.
22.08.2018 предприниматель направил в адрес Администрации дополнительные доказательства приватизации имущества: архивную справку из ФГУП "БТИ" и историческую справку, выданную ОГКУ "Государственный архив новейшей истории Калининградской области".
29.05.2019 и 14.08.2019 предприниматель в очередной раз обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка по льготной цене.
Заявителю было отказано со ссылкой на отсутствие права на льготную покупку земельного участка. Кроме того, заинтересованное лицо сослалось на то, что соответствующее положение исключено из редакции части 3 статьи 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" с 12.03.2019.
Полагая, что данный отказ неправомерен, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К числу таковых, в частности, относятся, продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39. 3 ЗК РФ), и продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам (подпункт 7 пункта 2 статьи 39. 3 ЗК РФ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ определено, что если иное не установлено федеральными законами, при заключении договора купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, цена продажи таких земельных участков определяется в порядке, предусмотренном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" (в редакции, действовавшей на дату обращения предпринимателя с первым заявлением в Администрацию), цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Калининградской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, если эти здания, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, сооружения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, граждане, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками недвижимого имущества, выкупленного у публично-правового образования, имеют право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположена эта недвижимость, на льготных условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), независимо от того, приобрели ли они недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с названной правовой нормой достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.
Кроме того, ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ привело бы как к нарушению закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, так и к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.
По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела доказательств, подтверждающих, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом заявителем земельном участке, ранее выбыл из государственной собственности в процессе приватизации ТОО "Калининградский городской хлебокомбинат".
Суд учел представленные предпринимателем документы: архивную справку ФГУП "БТИ"; историческую справку организации, выданную ОГКУ "Государственный архив новейшей истории Калининградской области"; копию распоряжения комитета по управлению имуществом Калининградской области от 02.02.1998 N 29-П, копию заявки комитета по управлению имуществом Калининградской области в администрацию Ленинградского района г. Калининграда на регистрацию ОАО "Калининградский городской хлебокомбинат" от 29.05.1995, посчитав, что отсутствие плана приватизации в совокупности со всеми материалами дела не опровергает факта произошедшей приватизации, и пришел к выводу, что стороны при определении цены земельного участка должны были руководствоваться императивной нормой пункта 1 5 статьи 2 Закона N 137- ФЗ.
Апелляционный суд считает изложенные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Из представленной в дело исторической справки организации следует и иного никем из участвующих в деле лиц не доказано, что на основании решения Калининградского облисполкома N 235 от 27.11.1978 Калининградские хлебозаводы N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 и Зеленоградский хлебозавод Управления пищевой промышленности Калининградского облисполкома объединены в одно предприятие - Калининградский горхлебокомбинат.
Далее, решением Ленинградского райисполкома г. Калининграда N 330 п. 1 от 21.08.1990 Калининградский горхлебокомбинат с 01.07.1990 преобразован в арендное предприятие "Калининградский горхлебокомбинат".
Впоследствии, постановлением главы администрации Ленинградского района г. Калининграда N 639 от 09.08.1993 арендное предприятие "Калининградский горхлебокомбинат" преобразовано в ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" и на основании свидетельства о государственной регистрации N 2232 от 08.07.1998 ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" преобразовано в ОАО "Калининградский горхлебокомбинат".
В силу пунктов 5 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" арендное предприятие по решению его трудового коллектива могло быть преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью как одну из организационно - правовых форм, предусмотренных статьями 9 - 12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) является юридическим лицом, действует на основании устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно - правовой формы товарищества. Юридические лица - участники товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.
В данном случае Калининградский горхлебокомбинат был преобразован в арендное предприятие "Калининградский горхлебокомбинат" еще 01.07.1990, в свою очередь арендное предприятие "Калининградский горхлебокомбинат" преобразовано в ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" 09.08.1993.
При этом как следует из справки Калининградского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 05.07.2018 нежилое здание магазина учтено за ТОО "Калининградский городской хлебокомбинат" 22.09.1998 на основании следующих документов: постановления N 1051 от 14.05.1996, свидетельства о госрегистрации N 2232 от 08.07.1998, постановления о приемке в эксплуатацию N 2908 от 03.09.1998, регистрационного удостоверения N 7-1761 от 22.09.1998 (БТИ) (л.д. 18).
Названным постановлением от 14.05.1996 мэром города Калининграда ТОО "Калининградский городской хлебокомбинат" в долгосрочную аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 0,09 га по улице Муромской, 31, в целях строительства здания хлебного магазина (л.д. 55).
03.09.1998 постановлением N 2908 мэра города Калининграда утвержден акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию продовольственного магазина по ул. Муромской, 31, в Московском районе. Пунктом 3 данного постановления установлено, что продовольственный магазин по ул. Муромской, д. 31, считается собственностью ОАО "Калининградский городской хлебокомбинат" (л.д. 56).
Таким образом, спорное здание магазина было построено ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" на предоставленном в аренду для этих целей земельном участке уже после преобразования Калининградского горхлебокомбината в арендное предприятие "Калининградский горхлебокомбинат" (01.07.1990) и после преобразования арендного предприятия "Калининградский горхлебокомбинат" в ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" (09.08.1993). Следовательно, право на это объект возникло у ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" как на вновь созданное имущество (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным, вопреки выводам суда не имеется оснований полагать, что право собственности на здание магазина возникло у ТОО "Калининградский горхлебокомбинат" в порядке приватизации.
Представленное распоряжение комитета по управлению имуществом администрации Калининградской области от 02.02.1998 N 29-р подтверждает лишь принятие решения о приватизации государственного имущества Калининградской области, арендуемого ТОО "Калининградский городской хлебокомбинат".
Перечень этого имущества, а также доказательства вхождения в состав этого имущества спорного здания магазина, не представлены.
Напротив, представленные доказательства свидетельствуют о создании ТОО "Калининградский городской хлебокомбинат" здания магазина, а не о его аренде.
При таких обстоятельствах у Комитета не имелось правовых оснований для заключения с предпринимателем договора купли-продажи земельного участка по льготной цене, в связи с чем заявленные требования не подлежали удовлетворению.
В связи с изложенным обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2020 по делу N А21-15128/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сучкову Ивану Владимировичу из федерального бюджета 5 700 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15128/2019
Истец: ИП Сучков Иван Владимирович
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград", Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград"