город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2020 г. |
дело N А32-3769/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Николаева Д.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иволга" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 по делу N А32-3769/202020 по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края (ИНН 2315091333, ОГРН 1022302382277) к обществу с ограниченной ответственностью "Иволга" (ИНН 2315046299, ОГРН 1032309081562), о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Иволга", г. Новороссийск (далее - заинтересованное лицо, общество) 6000 рублей штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.03.2020 суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Иволга", г. Новороссийск (ИНН 2315046299, ОГРН 1032309081562) штраф в размере 6000 (шесть тысячи) рублей за не представление сведений, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2017 года. Взыскал с общества с ограниченной ответственностью "ИВОЛГА", г. Новороссийск (ИНН 2315046299, ОГРН 1032309081562) в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Иволга" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В силу статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 335.1 ГПК РФ, ст. 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В то же время правила частей первой и второй ст. 232.4 ГПК РФ, абз. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 229 АПК РФ не применяются.
Поскольку общество не заявило возражений против решения суда в не обжалованной комиссией части, решение суда на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяется апелляционным судом только в обжалованной комиссией части удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пенсионным фондом была проведена проверка правильности заполнения и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а именно представления ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М за 2017 год и СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 1 застрахованное лицо.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год представлены обществом и отчетность СЗВ-М за январь-декабрь 2017 года. Однако, в отчетности по СЗВ-СТАЖ за 2017 год имеются сведения на 1 застрахованное лицо, а в отчетности СЗВ-М за январь-декабрь 2017 года сведения в отношения указанного застрахованного лица отсутствуют.
Пенсионным фондом в адрес общества было направлено письмо от 05.12.2018 об имеющихся расхождениях и предложено до 12.12.2018 их устранить.
31.01.2019 пенсионным фондом был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 6765.
Решением от 13.03.2019 N 6765 общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 6000 рублей.
В адрес общества направлено требование об уплате финансовых санкций от 05.04.2019 N 6765, согласно которому обществу предлагалось добровольно погасить задолженность.
Неуплата обществом штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения ПФР в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафа в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социальной) страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса (пункт 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Закона N 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ общество, являясь страхователем в рамках обязательного пенсионного страхования, согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" общество является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (редакция действующая до 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год представлены обществом, однако, не представлена отчетность СЗВ-М за январь-декабрь 2017 года на 1 застрахованное лицо.
Пенсионным фондом в адрес общества было направлено письмо от 05.12.2018 об имеющихся расхождениях и предложено до 12.12.2018 их устранить.
Довод общества об отсутствии обязанности представлять сведения ввиду того, что отсутствует в спорный период у общества финансово-хозяйственная деятельность, не заключались трудовые договоры, не начислялась заработная плата, не выплачивались денежные средства физическим лицам, директор общества должностных обязанностей в обществе не выполнял, руководитель общества одновременно является его единоличным учредителем с полномочиями представлять общество перед государственными органами и третьими лицами, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Общество состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в пенсионном фонде. Доказательства снятия общества с регистрационного учета материалы дела не содержат.
Сведения представляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ в редакции до 16.12.2019).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Гишян О.И. состоит в должности директора (сведения о данном лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2003).
В данном случае, как следует из материалов дела, лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени общества, является его директор Гишян О.И., которая также является единственным учредителем общества, следовательно, общество является по отношению к Гишян О.И. страхователем, а директор общества - застрахованное лицо.
Согласно ч. 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководитель общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
При отсутствии заключенного трудового договора в силу статьи 16, 273 ТК РФ, при возложенных обязанностях на директора, возникают его трудовые отношения по руководству обществом, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Закона N 167-ФЗ и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ-М вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
С учетом изложенного, у общества имеется обязанность по представлению в орган пенсионного фонда сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в отношении директора общества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А80-448/2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 13.03.2019 N 6765 о применении финансовых санкций к страхователю в размере 6000 рублей.
С учётом изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждается правомерность привлечения общества к ответственности в сумме 6000 рублей.
Ответчик по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене, ссылаясь, в том числе на то, что непредставление страхователем формы СЗВ-М за 2017 год в установленный срок было обусловлено выполнением плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов, изложенных в письмах Пенсионного фонда РФ, в том числе в письме от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 "О представлении отчетности".
Вместе с тем, из письма Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 "О представлении отчетности" следует, что работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы.
В случае осуществления вышеуказанными лицами работы на основании трудового договора, отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.
Как указано выше, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Гишян О.И. состоит в должности директора (сведения о данном лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2003).
В данном случае, как следует из материалов дела, лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени общества, является его директор Гишян О.И., которая также является единственным учредителем общества, следовательно, общество является по отношению к Гишян О.И. страхователем, а директор общества - застрахованное лицо.
Доказательств осуществления директором деятельности в качестве профессионального управляющего на основании гражданско-правового договора в материалы дела не представлено, следовательно, в силу статьи 67 ТК РФ директор осуществляет функции единоличного исполнительного органа на основании трудового договора.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы противоречат разъяснениям, содержащимся в указанном им письме Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины возлагаются на ответчика.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 по делу N А32-3769/202020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3769/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края, УПФР в Новороссийске КК
Ответчик: ООО "Иволга"