г. Саратов |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А57-26516/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" - Просвирниной Л.А., действующей на основании доверенности от 12.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2020 года по делу N А57-26516/2019 (судья Братченко В.В.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" (ОГРН 1176451010196, ИНН 6449086438) о взыскание задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" (далее - ООО "ЖЭУ-1", ответчик) о взыскании задолженности по договору от 01.02.2018 года N 14117г за период: ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года в размере 179803,26 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2020 года исковые требования ПАО "Т Плюс" удовлетворены частично. С ООО "ЖЭУ-1" в пользу ПАО "Т Плюс" взыскана задолженность по договору от 01.02.2018 года N 14117г за период: ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года в размере 121803,26 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 6394 руб. В удовлетворении оставшейся части исковых требований ПАО "Т Плюс" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ-1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
ПАО "Т Плюс" в порядке ст. 81 АПК РФ представлены письменные пояснения.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Т Плюс" является организацией, оказывающей услуги горячего водоснабжения на территории города Энгельса Саратовской области.
Ответчик, общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в городе Энгельс Саратовской области, имеет статус управляющий организации.
Истец основывает свои требования на том, что 01.02.2018 года между публичным акционерным обществом "Т Плюс" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" (исполнитель) был заключен договор N 14117г на снабжение горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД.
В соответствии с условиями договора от 01.02.2018 года N 14117г на снабжение горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать исполнителю через присоединенную сеть горячую воду, на нужды горячего водоснабжения (именуемые "энергетические ресурсы"), исполнитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления (пункт 1.1 договора).
Исполнитель является в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к настоящему договору, лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель приобретает по настоящему договору энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что за период: ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года в рамках договора теплоснабжения N 14117г от 01.02.2018 года истец подал, а ответчик принял тепловую энергию на общую сумму 202790,60 руб., которую последний оплатил частично в размере 22987,34 руб.
На момент обращения истца с исковым заявлением в суд имелась задолженность перед ответчиком в размере 179803,26 руб., которую истец просит взыскать.
Истцом в адрес ответчика 17.09.2019 года направлена претензия с требованием добровольной оплаты задолженности за потребленную тепловую энергию по договору N 14117г, ответ на которую не получен.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжении энергоснабжаюшая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать, принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из представленных в материалы дела документов следует, что коммунальный ресурс, приобретаемый ответчиком, использовался в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, обязанностью ООО "ЖЭУ-1" является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктами 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, в отношении домов, в которых потребителем оказывается коммунальная услуга горячего водоснабжения, ПАО "Т Плюс" правомерно производит начисление платы за тепловую энергию на горячее водоснабжение, потребляемую в целях содержания общедомового имущества в МКД.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ответчика на момент обращения в суд за периоды с ноября 2018 по март 2019 составила 179 803, 26 руб.
В материалы дела представлены доказательства оплаты после подачи искового заявления в суд оказанных за период: ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года услуг в размере 58000 руб., о чем свидетельствует копия платежного поручения.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 121 803, 26 руб.
Довод ответчика о том, что при определении объема оказанных коммунальных услуг в спорный период истцом необоснованно учтен коммунальный ресурс, поставленный в нежилые помещения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "ЖЭУ-1", является несостоятельным.
Согласно представленным ПАО "Т Плюс" расчетным ведомостям, объем потребленного нежилыми помещениями коммунального ресурса, поставленного в соответствующие нежилые помещения определен в соответствии с правилами N 354 (пункт 21(1)).
Необходимо отметить, что согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
В пункте 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, указано, что в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Таким образом, в случае если объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме определяются по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, и не фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирного дома, то обязанность потребителей, использующих нежилые помещения, оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, сохраняется, а определение объема и размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Возражений по существу произведенного расчета апелляционная жалоба не содержит.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что начисление платы за коммунальную услугу, сбор денежных средств с населения и перечисление указанных средств в адрес ресурсоснабжающей организации производилось ОАО "ЕРКЦ", суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Собственники многоквартирного дома избрали способ управления многоквартирным домом посредством управления управляющей организацией - ООО "ЖЭУ-1", что не отрицается ответчиком.
Таким образом, ответчик является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, потребившим в исковой период коммунальный ресурс, стоимость которого является предметом взыскания по настоящему спору, и, соответственно, исполнителем коммунальной услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 354 к обязанностям исполнителя коммунальных услуг относятся проведение расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подл, "г"), проведение проверки правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности и переплаты (подпункт "д"), прием от потребителей показаний индивидуальных приборов учета (подпункт "ж"). Исходя из содержания п. 67 Правил N 354 платежные документы предоставляются потребителям именно исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, ООО "ЖЭУ-1", как исполнитель коммунальных услуг, является лицом, обязанным производить начисление платы за коммунальные услуги, сбор денежных средств с собственников помещений многоквартирного дома и перечисление их в ресурсоснабжающую организацию.
Апелляционная жалоба иных доводов не содержит. Доказательств опровергающих представленный расчет суду не направлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
При подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" государственная пошлина не уплачена.
Таким образом, с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" надлежит взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2020 года по делу N А57-26516/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-1" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26516/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "ЖЭУ-1"
Третье лицо: ООО "ЖЭУ-1"