г. Самара |
|
29 июня 2020 г. |
А72-15001/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекардо"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2019 года по делу N А72-15001/2019 (судья Крамаренко Т.М.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекардо", Ульяновская обл., г. Димитровград,
к акционерному обществу "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов", Ульяновская обл., г. Димитровград,
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания Парк", Ульяновская обл., г. Димитровград,
о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекардо" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (далее - ответчик) о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии N УСП-58/2013 от 01.12.2013 путем включения в него с 01.02.2018 следующих точек поставки, а именно: ТП-49 1с. яч.5 ТП-4А 6/0,4кВ 2*630 кВА РУ-0,4кВ; ТП-49 II с. яч.10 ТП-4 6/0,4кВ 2*250 кВ РУ-0,4 кВ.
Определением суда первой инстанции от 24.10.2019 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания Парк", Ульяновская обл., г.Димитровград (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2019 года по делу N А72-15001/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2013 между ОАО "ГНЦ НИИАР" (Исполнитель) и ООО "Рекардо" (Заказчик) заключен договор N УСП-58/2013 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги по передаче электроэнергии в порядке, установленном настоящим договором (п. 2.1, т. 1 л.д. 99-107).
Согласно Приложению N 2 к договору "Перечень точек поставки электрической энергии и их технические характеристики" в указанный Перечень вошли следующие точки: ТП-49 яч. 5, ТП-49 яч. 10, ТП-49 ф. 4, ТП-49 ф. 24, ТП-49 ф. 7, ТП-49 ф. 18, ТП-49 ф. 8, ТП-49 ф. 6 (т. 1 л.д. 109).
01.04.2016 между ООО "Сетевая компания Парк" (Исполнитель) и ООО "Рекардо" (Заказчик) заключен договор N 2016/7 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно Приложению N 3 которого яч. 5 Iс ТП-49 и яч. 10 IIс ТП-49 среди прочих вошли в перечень точек поставки электрической энергии (на основании дополнительного соглашения от 01.05.2016 о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 2016/7 от 01.04.2016) (т. 1 л.д. 116-120).
Согласно Акту разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 01/4-4А от 01.05.2016, подписанному между Обществом "СК Парк" и Обществом "Рекардо", у сетевой организации на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети: яч. 5 Iс ТП- 49 яч. 10 IIс ТП-49 КЛ-6 кВ АСБ 3*50 225 м, КЛ-6кВ АСБ 3*50 225 м, ТП 4А/2-1000 кВА, РУ-0,4 кВ, ТП- 4/2*250 КвА, РУ-0,4 кВ, вся внутренняя проводка; у ООО "Рекардо" - ответвление 0,4 кВ от ТП-4А/2*1000 кВА, ТП-4/2*250 в сторону объекта Заявителя (вся внутренняя электропроводка) (т. 1 л.д. 184).
Письмом от 30.03.2016 исх. N 02-35 ООО "Рекардо" уведомило АО "ГНЦ НИИАР" о передаче с 01.04.2016 в аренду Обществу "СК Парк" электросетевых объектов ТП-4 и ТП-4А, подключенных к электрической сети ОАО "ГНЦ НИИАР" в точках присоединения ТП-49 яч. 5 и ТП-49 яч. 10 (т. 1 л.д. 129).
Письмом ООО "Рекардо" от 11.05.2016 исх. N 02-55 и письмом ООО "СК Парк" от 11.05.2016 исх. N 01-16/158 АО "ГНЦ НИИАР" было уведомлено о заключении между ООО "Рекардо" и ООО "СК Парк" в отношении точек поставки ТП-49 яч. 5 и ТП-49 яч. 10 договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с 01.05.2016 (т. 1 л.д. 130-131).
30.05.2016 между ОАО "ГНЦ НИИАР" и ООО "Рекардо" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N УСП-58/2013 от 01.12.2013, на основании которого спорные точки поставки ТП-49 яч. 5 и ТП-49 яч. 10 исключены из Перечня точек поставки, по которым АО "ГНЦ НИИАР" осуществляет Обществу "Рекардо" передачу электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено также, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2019 по делу N А72-12987/2018 между АО "ГНЦ НИИАР" и ООО "СК Парк" урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 2018/15/64/8776-Д (т. 1 л.д. 133-193).
В указанном договоре АО "ГНЦ НИИАР" является Исполнителем, а ООО "СК Парк" - Заказчиком.
Судом первой инстанции установлено, что стороны являются смежными сетевыми организациями и что с января 2018 АО "ГНЦ НИИАР" фактически оказывает Обществу "СК Парк" услуги по передаче электрической энергии.
Согласно п. 2.1 договора в редакции, установленной судом, по настоящему договору Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а Заказчик - обязуется принимать и оплачивать услуги по передаче электроэнергии в порядке, предусмотренном настоящим Договором (т. 1 л.д. 178-183). Решением Арбитражного суда Ульяновской области утвержден также перечень точек поставки (приложение N 1 к договору), по которым АО "ГНЦ НИИАР" осуществляет передачу электрической энергии в сети ООО "СК Парк", среди которых указаны точки поставки ТП-49 яч. 5 и ТП-49 яч. 10.
Из Приложения N 1 к договору следует, что через спорные точки поставки АО "ГНЦ НИИАР" оказываются услуги по передаче электрической энергии ООО "СК Парк, которое, в свою очередь, осуществляет передачу электрической энергии конечному потребителю ООО "Рекардо".
01.02.2019 между ООО "СК Парк" и ООО "Рекардо" было подписано дополнительное соглашение N 3 к договору N 2016/7 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2016. Указанным дополнительным соглашением стороны с 01.02.2019 ввели в действие новое Приложение N 3 "Перечень точек поставки электрической энергии и их технические характеристики", согласно которому из Перечня точек поставки были исключены точки поставки яч. 5 Iс ТП-49 и яч. 10 IIс ТП-49 (т. 1 л.д. 121-122).
Письмом (исх. N 02-20 от 08.02.2019, N 64-1000/1486 от 11.02.2019) ООО "Рекардо" просило АО "ГНЦ НИИАР" включить точки поставки ТП-49 яч. 5 Iс ТП- 4А 6/0,4 кВ 2*630 кВа и ТП-49 яч. 10 IIс ТП-4 6/0,4 кВ 2*250 кВа в договор оказания услуг по передаче электрический энергии от 01.12.2013 N УСП-58/2013 (т. 1 л.д. 110).
Письмом от 08.02.2019 N 01-19/032 ООО "СК Парк" сообщило АО "ГНЦ НИИАР" о том, что вышеуказанные точки поставки с 31.01.2019 исключены из договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2016 N 2016/7 (т. 1 л.д. 132).
Письмом исх. N 64-1000/2262 от 13.03.2019 АО "ГНЦ НИИАР" сообщило Обществу "Рекардо" и Обществу "СК Парк" о невозможности заключения между АО "ГНЦ НИИАР" и ООО "Рекардо" договора оказания услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки, поскольку энергопринимающие устройства ООО "Рекардо" технологически присоединены к сетям сетевой организации ООО "СК Парк", которая, в свою очередь, заключила договор оказания услуг по передаче электрической энергии с АО "ГНЦ НИИАР" в интересах ООО "Рекардо" (т. 1 л.д. 111).
Повторное требование ООО "Рекардо" также оставлено ответчиком без удовлетворения (т. 1 л.д. 112-115).
По мнению ответчика, несмотря на исключение из договора оказания услуг по передаче электрической энергии спорных точек поставки, услуги по передаче электрической энергии по данным точкам поставки продолжает отказывать истцу ООО "СК Парк".
Каких-либо документов, свидетельствующих о прекращении прав ООО "СК Парк" на точки поставки ТП-49 яч. 5 и ТП-49 яч. 10, в АО "ГНЦ НИИАР" представлено не было.
Отказ АО "ГНЦ НИИАР" включить в договор N УСП-58/2013 оказания услуг по передаче электрической энергии точек поставки ТП-49 яч. 5, ТП-49 яч. 10 послужило основанием для обращения ООО "Рекардо" в суд с требованием о понуждении АО "ГНЦ НИИАР" внести в договор N УСП-58/2013 оказания услуг по передаче электрической энергии изменения путем включения в него спорных точек поставки с 01.02.2018 (в исковых требованиях допущена опечатка, фактически истец просит включить спорные точки поставки в договор с 01.02.2019).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Истец нормативно обосновывает свои требования положениями п.п. 8, 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила недискриминационного доступа), указывая, что обязанность АО "ГНЦ НИИАР" заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки установлена законом, и ответчик не вправе отказать истцу во включении спорных точек поставки в договор оказания услуг по передаче электрической энергии, при этом отношения со смежными сетевыми организациями обязан урегулировать самостоятельно.
Третье лицо - ООО "СК Парк" доводы истца поддержало в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзывах на иск, в том числе указав, что АО "ГНЦ НИИАР" не вправе оказывать истцу услуги по передаче электрической энергии ввиду отсутствия технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Рекардо" к сетям АО "ГНЦ НИИАР". Ввиду того, что энергопринимающие устройства истца имеют технологическое присоединение к сетям ООО "СК Парк", обязанность по заключению договора о передаче электрической энергии в порядке, определяемом Правилами N 861, лежит на ООО "СК Парк".
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. Аналогичное положение содержится в пункте 9 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Указанная норма корреспондирует с положением абзаца 3 пункта 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которому при необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из положений пунктов 1, 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в данной сфере установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила недискриминационного доступа).
В силу статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 2 Правил N 861 сетевыми являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (пункт 4 Правил N 861).
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации, а точка поставки - это место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Согласно пункту 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Однако, услуги по передаче электрической энергии для потребителя в данной точке поставки может оказать только та сетевая организация, которая является правообладателем электрической сети, непосредственно присоединенной к энергопринимающим устройствам потребителя.
Отказ ответчика от заключения договора в отношении спорных точек поставки мотивирован тем, что он не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям истца.
Действительно, из материалов дела усматривается, что в точках поставки яч. 5 Iс ТП-49 и яч. 10 IIс ТП-49 к электрической сети АО "ГНЦ НИИАР" подключены кабельные линии 6кВ и трансформаторные подстанции ТП-4а и ТП-4, которые переданы истцом в аренду сетевой компании ООО "СК Парк".
Энергопринимающие устройства ООО "Рекардо" фактически подключены к электрической сети ООО "СК Парк" в распределительном устройстве 0,4 кВ трансформаторных подстанций ТП-4а и ТП-4.
Указанную схему подключения подтверждает подписанный между АО "ГНЦ НИИАР" и ООО "СК Парк" Акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО "ГНЦ НИИАР" от 15.02.2019 N 95-12/44 (АТП).
Таким образом, непосредственно к электрической сети АО "ГНЦ НИИАР" в точках поставки яч. 5 Iс ТП-49 и яч. 10 IIс ТП-49 подключены электросетевые объекты ООО "СК Парк".
Соответственно, указанные точки не относятся к точкам поставки истца и не могут быть включены в договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенный между истцом и ответчиком.
К такому выводу суд приходит на основании анализа п. 24 подп. "в" Правил N 861, согласно которому сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Правил N 861 документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Как было указано выше, между ООО "СК Парк" и ООО "Рекардо" подписан Акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 01/4-4А от 01.05.2016, который подтверждает факт технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Рекардо" к сетям ООО "СК Парк".
В свою очередь, АО "ГНЦ НИИАР" имеет точки присоединения с сетью третьего лица ООО "СК Парк", в состав которой включено арендованное оборудование, а не с истцом, который передал свое оборудование в арендное пользование указанному лицу.
Таким образом, факт наличия непосредственного технологического присоединения энергопринимающих устройств истца к электрическим сетям ответчика судом не установлен.
Довод истца о том, что имеет место быть опосредованное присоединение энергопринимающих устройств ООО "Рекардо" к электрическим сетям АО "ГНЦ НИИАР" через сети ООО "СК Парк", суд также суд находит ошибочным.
Согласно пункту 5 Правил N 861 под опосредованным присоединением понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.
В рассматриваемой ситуации между энергопринимающими устройствами ООО "Рекардо" и электрическими сетями АО "ГНЦ НИИАР" имеются электрические сети ООО "СК Парк", которое является по своему статусу территориальной сетевой организацией.
Таким образом, при отсутствии непосредственного и опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Рекардо" к объектам электросетевого хозяйства ответчика, ввиду нахождения их в законном владении третьего лица - сетевой компании ООО "СК Парк", у АО "ГНЦ НИИАР" отсутствуют основания для исполнения обязанности по заключению публичного договора (дополнительного соглашения) с ООО "Рекардо".
Ссылка истца на то, что АО "ГНЦ НИИАР" является субъектом естественных монополий, не может быть принята во внимание, поскольку ООО "СК Парк", арендующее у истца объекты электросетевого хозяйства, в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" также является субъектом естественных монополий и также как у истца у него основным видом деятельности является оказание услуг по передаче электрической энергии.
Также суд первой инстанции отметил следующее.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии. Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.
Так, в частности, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных положений N 442, пункты 69, 73 Основ ценообразования).
В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (пункты 2, 40, 41 Основных положений N 442, пункт 2 Правил N 861).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает равные условия предоставления указанных услуг их потребителям, расположенным в одном регионе и принадлежащим к одной группе (категории), и равные тарифы (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из сетевых организаций вне зависимости от того, сколько сетевых организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до этого потребителя.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам России от 31.07.2007 N 138-э/6 на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно представленному в материалы дела Протоколу заседания Правления Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 26.12.2018 N 54-Э по вопросу "установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2019 год" на территории Ульяновской области на 2019 год определено пять "котлодержателей", в том числе АО "ГНЦ НИИАР" (т. 2 л.д. 59-62).
В соответствии с приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25.11.2019 N 06-221 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год, в том числе одноставочные и (или) двуставочные (т. 2 л.д. 89-97).
В соответствии с приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 26.12.2018 N 06-548 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2019 год" определены индивидуальные тарифы на 2019 год для взаиморасчетов между сетевыми организациями и договорные модели взаимоотношений, а именно: Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания Парк" - "Организация плательщик", а Акционерное общество "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" - "Организация получатель" (п.59 Приложения к Приказу, т. 2 л.д. 84-88).
В рассматриваемой ситуации имеет место быть котловая схема расчетов за услуги по передаче электроэнергии (мощности) - "котел снизу", при которой сбор платежей за услуги по передаче электрической энергии от потребителей услуг по единым (котловым) тарифам осуществляла та сетевая организация, к электрическим сетям которой непосредственно присоединены объекты электросетевого хозяйства потребителей услуг; распределение денежных средств в отношении вышестоящих сетевых организаций осуществлялось по утвержденным для них индивидуальным тарифам за услуги по передаче электрической энергии.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел".
Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N 1178, пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом (то есть посредством использования тех объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.
В условиях взаиморасчетов в рамках котловой модели несоблюдение этого правила и использование сетевой организацией по своей воле дополнительных объектов электросетевого хозяйства, не учтенных в тарифном решении, может повлечь дисбаланс в распределении котловой выручки и, как следствие, нарушение прав прочих участников котловой модели.
Как следует из дополнительного отзыва АО "ГНЦ НИИАР" (т. 2 л.д. 78-79), Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 26.12.2018 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2019 год. На основании данного Приказа ООО "СК Парк" является плательщиком, а АО "ГНЦ НИИАР" - получателем платы. Следовательно, АО "ГНЦ НИИАР" является исполнителем по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между сетевыми организациями, который на настоящий момент является действующим. В условиях взаиморасчетов несоблюдение данного правила и исключение сетевой организацией по своей воле объектов электросетевого хозяйства может повлечь дисбаланс в распределении котловой выручки и, как следствие, нарушение прав прочих участников рынка. Следовательно, сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели.
Из пояснений ответчика следует также, что спорные точки поставки были учтены при установлении индивидуальных тарифов на 2019 год, при этом расторжение договора оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО "СК Парк" и ООО "Рекардо" не влечет за собой аннулирование осуществленного ранее технологического присоединения энергопринимающих устройств. В адрес АО "ГНЦ НИИАР" не поступали документы об отказе ООО "Рекардо" от максимальной мощности в пользу ООО "СК Парк" и снижении ее до нуля у потребителя. Таким образом, ООО "Рекардо" сохранило за собой право получать электрическую энергию в точках поставки, которые исключены из договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного с ООО "СК ПАРК".
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ООО "Рекардо".
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе истца не имеется.
Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылки подателя жалобы на представленный Акт от 22.08.2016 года необоснованны, поскольку указанный Акт не может рассматриваться как документ, определяющий границы балансовой принадлежности. Данный акт не является приложением к какому либо договору между сетевыми организациями и фактически не отражает условий о принадлежности имущества между сетевыми организациями и конечным потребителем. Информация, содержащаяся в данном Акте не отражает фактического состояния присоединения энергопринимающих устройств истца. Тогда, как Акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО "ГНЦ НИИАР" от 15.02.2019 N 95-12/44 составлен позже и его актуальность и законность подтверждается судебным актом по делу А72-12987/2019, при рассмотрении которого установлено, что Акционерное общество "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" оказывает ООО "СК "Парк" услуги по передаче электрической энергии, а ООО "СК "Парк" оказывает услуги по передаче энергии ООО "Рекардо". Судом при рассмотрении настоящего дела верно применена п.п.в) п. 24 Правил недискриминационного доступа.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2019 года по делу N А72-15001/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15001/2019
Истец: ООО "РЕКАРДО"
Ответчик: АО "ГНЦ НИИАР", АО "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ"
Третье лицо: ООО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ПАРК", ООО "СК Парк"