Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2020 г. N Ф07-11534/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2020 г. |
Дело N А56-8083/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12594/2020) ООО "Винторг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2020 по делу N А56-8083/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Винторг"
к МИФНС N 10 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Винторг" (ОГРН: 1137847287478, адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 13, лит. А, пом. 1-Н; далее - ООО "Винторг", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр-кт, д. 47, лит. А, пом. 512, 513; далее - Инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления N 01-53/624 от 25.12.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения, а также выданного на его основании представления N 01-53/625 от 25.12.2019.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением от 17.04.2020 суд первой инстанции требования ООО "Винторг" оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Винторг" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции по данному делу, полагая, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и сделаны без учета внесенных Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О лотереях", согласно которому под действие данного закона подпадают исключительно операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.
Определением от 19.05.2020 апелляционная жалоба ООО "Винторг" принята к производству.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в ходе проверки налоговым органом было установлено нарушение ООО "Винторг" требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), выразившихся в непредставлении в Росфинмониторинг в установленные сроки информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Деятельность по распространению лотерейных билетов ООО "Винторг" осуществляет на основании договора на оказание услуг по распространению лотерей N ИА0419-78-7188 от 02.04.2019, заключенного с АО "Технологическая Компания "Центр" (ИНН 7715918994).
Таким образом, на Общество распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
По результатам проверки Инспекцией 13.12.2019 составлен протокол 310/34 об административном правонарушении.
Постановлением от 01-53/624 от 25.12.2019 о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
25.12.2019 вынесено представление N 01-53/625 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ) (далее - Закон N 115) в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) проведение лотереи - это оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В статье 2 Закона 138-ФЗ раскрыты следующие понятия:
- организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта (пункт 6);
- оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9);
- распространитель - это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 10).
Получение денежных средств в виде выплаты за участие в лотерее, в том числе, в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша полученного от участия в лотереях относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что организации, осуществляющие деятельность по распространению лотерейных билетов (до принятия Федерального закона от 01.03.2020 N 46-ФЗ), а равно заключившие договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи, являются субъектами, на которых распространяются положения Федерального закона N 115-ФЗ, и обязаны соблюдать все требования указанного Федерального закона, в том числе по использованию Личного кабинета на портале Росфинмониторинга для просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и доведения его до сведения своих подчиненных лиц, а также по предоставлению такой информации и сведений в Росфинмониторинг.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ личный кабинет - это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.
Личный кабинет используется организациями, указанными в части 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей.
Обязанность по предоставлению организациями сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки), закреплена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ. Согласно указанным нормам закона организации обязаны не реже чем один раз в три месяца осуществлять проверки и информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.
Информация, указанная в пункте 3 Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила) доведение информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 21 Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу доводит перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами статьи 5 Закона N 115-ФЗ, путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте (www.fedsfm.ru).
Следовательно, организации, на которые распространяется действие Закона N 115-ФЗ, обязаны пользоваться перечнем, размещенным в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу), актуальным на дату совершения операций с денежными средствами, в связи с чем им необходимо зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru.
Неисполнение данной обязанности влечет ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП, которой установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и не опровергается заявителем, Обществом не были надлежащим образом исполнены вышеуказанные требования Закона N 115-ФЗ, не активирован и не использовался Личный кабинет на портале Росфинмониторинга для просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и доведения его до сведения своих подчиненных лиц, что послужило основанием для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдения административным органом срока привлечения к административной ответственности и отсутствии процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное нарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям.
При этом, суд полагает необходимым обратиться внимание на то обстоятельство, что в соответствии с условиями Договора N ИА0419-78-7188 от 02.04.2019, заключенного с АО "Технологическая Компания "Центр", ООО "Винторг" являлось лишь распространителем лотерейных билетов, оказывало иные маркетинговые и рекламные услуги при распространении лотерейных билетов стоимостью 100 руб., получало вознаграждение за оказанные услуги, при этом условиями указанного Договора на Общество не возлагалась обязанность выплачивать выигрыши по приобретенным лотерейным билетам, обратное Инспекцией не доказано. Более того, административным органом вообще не изучались условия лотереи, договоры об участии в лотерее.
Таким образом, Общество вообще не имело возможность взаимодействовать с лицами, получившими выигрыши по реализованным им лотерейным билетам, а также контролировать их, в связи с чем, вмененное Обществу правонарушение не повлекло какие-либо негативные последствия, не создало угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, учитывая при этом, что обязанность по активации Личного кабинета и представления регулярно сведений в Росфинмониторинг возложена Законом N 115-ФЗ также на оператора лотереи.
При таких обстоятельствах апелляционный суд усматривает основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ внесены изменения в Закон N 115-ФЗ, в частности, в статье 5 Закона конкретизировано, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что на настоящий момент распространители лотерей исключены из сферы контроля и не подпадают под действие Закона N 115-ФЗ.
Более того, в пункте 1.4 - 4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 46-ФЗ от 01.03.2020 определено, что идентификация клиента - физического лица при выплате выигрыша производится на сумму выигрыша, превышающую 15 000 руб., за исключением, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами (то есть осуществляющими выплату вознаграждения) или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция (сделка) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Таким образом, законодателем более детально регламентированы и конкретизированы положения Закона N 115-ФЗ в отношении субъектов, попадающих в сферу его действия, распространители лотерейных билетов из сферы действия данного закона исключены, вследствие чего оспариваемое постановление в силу положений статьи 1.7 КоАП РФ в любом случае не подлежит исполнению.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отмене оспариваемого постановления Инспекции, а также вынесенного на его основании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 01-53/625 от 25.12.2019.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2020 года по делу N А56-8083/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу N 01-53/624 от 25.12.2019.
Признать недействительным представление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 01-53/625 от 25.12.2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8083/2020
Истец: ООО "ВИНТОРГ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ