Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2020 г. N Ф05-15723/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А40-333429/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Тандер"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2020 по делу N А40-333429/2019
по заявлению: ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Зеленоградском
АО города Москвы
к акционерному обществу "Тандер"
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии:
от заявителя: |
Майский А.О. по дов. от 23.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Валевич В.В. по дов. от 30.05.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по г. Москве в Зеленоградском АО города Москвы (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО "Тандер" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением от 27.02.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав это тем, что состав вменяемого административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что Управлением нарушен порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом N 294-ФЗ, в связи с чем все полученные материалы проверки не могут быть положены в основание привлечения общества к административной ответственности.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ Управление просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считает доводы общества не обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию общества, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный, основываясь на следующем.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой, выездной проверки в отношении АО "Тандер" сеть магазинов "Магнит" на основании распоряжения о проведении плановой, выездной проверки N 01-04-00101 от 09.09.2019, N 01-04-0072 от 09.10.2019 установлено, что в нарушение указанных норм Технических регламентов таможенного союза.
Выявленные нарушения отражены в актах проверки.
05.12.2019 Управлением в отношении общества составлен протокол б/н об административном правонарушении в отношении по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Вместе с тем, указанная проверка Управления Роспотребнадзора по г. Москве проведена с нарушением общего срока проверок - 60 рабочих дней, т.е. с нарушением требований части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для административных органов.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Часть 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что настоящим Федеральным законом устанавливается, в том числе, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статьей 9 Закона N 294-ФЗ регламентирован порядок организации и проведения плановой проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 данной статьи.
Согласно частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В силу части 4 данной статьи в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, сведения о наименовании юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ определено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцати рабочих дней.
В силу части 4 данной статьи срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Таким образом, общий срок проведения проверки юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, во избежание чрезмерного ограничения прав проверяемого лица, не может превышать 60 рабочих дней, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению такого юридического лица.
Вместе с тем, в отношении АО "Тандер" в 2019 году были проведены следующие плановые выездные проверки:
1) Копия распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия с 05.02.19 по 04.03.19 - 20 рабочих дней (акт проверки N 22 от 29.03.2019);
2) Копия распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области N 115 от 14.02.2019 с 11.03.2019 по 05.04.2019 - 12 дней, 41 часов (акт проверки N 115 от 05.04.2019);
3) Копия распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 05.04.2019 N 2137 в период с 17.04.2019 по 06.05.2019 - 38 рабочих дня (акт проверки N 12853 от 17.06.2019);
4) Копия распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 28.05.2019 N 2238 в период с 17.06.2019 по 10.07.2019 - 19 рабочих дней (акт проверки N 03-2238 от 07.08.2019);
5) Копия распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области от 12.07.2019 N 05-1500-П в период с 05.08.2019 по 30.08.2019 - 20 рабочих дней (акт проверки
Общий срок проверок составил более 60 рабочих дней (20+12+38+19 + 20 = 109 дней), что противоречит положениям части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, начиная с февраля 2019 года, в отношении общества территориальными органами Роспотребнадзора проводились плановые проверки, общий срок которых составил более 60 рабочих дней, что противоречит положениям части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
При этом законом не предусмотрено каких-либо условий для возможного несоблюдения срока проведения проверки, указанного в части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся нарушения требований, в том числе предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Правовая позиция относительно обязательности соблюдения сроков проведения плановых проверок филиалов юридического лица, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2020 г. N 306-ЭС19-19540 по делу N А65-29996/2018.
Соответствующие доказательств проведения проверок (акты проверок и распоряжения) представлялись заявителем при рассмотрении дела в суд первой инстанции, однако не были приобщены судом к материалам дела, в связи с не относимостью к предмету спора.
Суд апелляционной инстанции приобщил приложенные к апелляционной жалобе документы к материалам дела в качестве доказательств, подтверждающие периоды и адреса проведенных проверок в течение 2019 года в отношении общества.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, учитывая приведенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу подлежащим отмене, с принятием по дел нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2020 по делу N А40-333429/2019 отменить.
В удовлетворении требований ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Зеленоградском АО города Москвы о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности по ч.3 ст.14.43 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-333429/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: АО "ТАНДЕР"