г. Москва |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А40-299022/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Трансматик"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 г. по делу N А40-299022/19,
по заявлению ООО "Трансматик"
к ИФНС N 28 по г. Москве
об отмене постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Варламов Д.В. по дов. от 21.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансматик" (далее - Заявитель, ООО "Трансматик", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве (далее - Ответчик, ИФНС N 28 по г. Москве, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 17.09.2019 N77281928421552900002 о привлечении Заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "Трансматик" отказано.
ООО "Трансматик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве Борисовой Е.А. от 17.09.2019 г. N 77281928421552900002 ООО "Трансматик" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 74 778, 07 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на процессуальные нарушения, выразившиеся в отказе переноса рассмотрения материалов административного дела, а также на отсутствие события административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Трансматик" было извещено о времени и месте составления протоколов уведомлением от 07.10.2019 г. N 17-10/АНВ, направленным по телекоммуникационным каналам связи. Обществом указанное уведомление получено 09.10.2019 г., что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Представитель Общества на составление протокола в назначенное время не явился, защитника не направил. Кроме того, Общество было заблаговременно извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается чеками об отправке почтовой корреспонденции.
Таким образом, Общество имело возможность ознакомления с материалами дела об административном правонарушении и представления возражений при составлении протокола об административном правонарушении. Также Общество имело указанную возможность при подготовке дела к рассмотрению, однако своим правом не воспользовалось.
Также Общество не было лишено возможности ознакомления с материалами административного дела непосредственно при рассмотрении дела по существу.
Указание Общества на то, что уведомление о рассмотрении протоколов было получено им 17.10.2019 г. не соответствует действительности, так как указанное уведомление было получено им 09.10.2019 г., что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Кроме того, между Инспекцией и Обществом сложилась система взаимодействия, посредством использования телекоммуникационных каналов связи (ТКС), что Обществом и не оспаривается. При этом Общество указывает на то, что ходатайство об отложении рассмотрения административного дела, для ознакомления с ним, также было направлено Обществом по ТКС. Однако суд отмечает, что уведомление о составлении протоколов было получено Обществом по ТКС 09.10.2019.
Частью 1 стать 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Инспекцией установлено совершение Обществом незаконной валютной операции. Так, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, Общество осуществило зачисление 23.10.2017 г. на свой счет N KZ26965F010000417873, открытый в банке FORTEBANK (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оказанные услуги по ремонту от ТОО ЕВРАЗИЯ МАШИНЕРИ на сумму 581 504,00 казахских тенге по договору от 07.02.2017 г. N 244-17ТМ/16ТМ/04-АИ.
Поступление денежных средств подтверждается Отчетом о движении средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2017 года от 26.01.2018, подтверждающими банковскими документами.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) валютной операцией является - приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Статьей 12 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты товаров, не входят в перечень случаев, указанных в статье 12 Закона N 73-ФЗ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках РФ.
Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона N 173-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Таким образом, зачислив на свой счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, денежные средства в иностранной валюте в сумме 581 504,00 казахских тенге, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, общество осуществило валютную операцию, не предусмотренную Законом N 173-ФЗ, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Объективной стороной совершенного обществом административного правонарушения является осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в зачислении иностранной валюты на счет в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством.
Как правильно установил суд первой инстанции, Общество могло и было обязано зачислить полученные от нерезидента денежные средства на счет в любом уполномоченном банке РФ, и далее, распоряжаться ими по своему усмотрению.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано было обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при намерении извлечь прибыль от планируемых сделок.
Кроме того, в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы Российской Федерации.
В этой связи действия общества не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершенном административном правонарушении.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность соблюдения положений валютного законодательства Российской Федерации, однако не было принято мер по их соблюдению. Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е., соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 17.09.2019 N77281928421552900002 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020 по делу N А40-299022/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-299022/2019
Истец: ООО "ТРАНСМАТИК"
Ответчик: ИФНС N28 по г. Москве