г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2020 г. |
Дело N А42-13153/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12663/2020) ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2020 по делу N А42-13153/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ"
к 182 Отделу ГАСН
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН: 1087746462616, адрес: 119160, Москва, пер. Знаменский Б., 8, 3; далее - заявитель, Предприятие, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства обороны Российской Федерации в лице 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора (адрес: 184600, Мурманская обл., г.Североморск, ул. Вице-адмирала Падорина, д. 6; далее - административный орган, Отдел, 182 Отдел ГАСН) N 182/2019/69 от 10.12.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 17.03.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, Предприятие является ненадлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, а также просит освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Определением апелляционного суда от 19.05.2020 апелляционная жалоба Предприятия принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 12.09.2011 между Государственным заказчиком - Министерство обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (Генподрядчик) заключен Государственный контракт N 2/46-358 (далее - Контракт) на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту "Дооборудование объектов площадки причального фронта. Работы I очереди строительства" (заказ "955", объект "931") (Шифр объекта: 2/46-358) (т.1 л.д.184-191).
В соответствии с пунктом 2.1 по Контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик осуществляет выполнение комплекса работ по строительству Объекта в соответствии с Проектной и Рабочей документацией и другими условиями Контракта.
Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных Работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" (далее - Заказчик).
При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате Работ, Заказчик действует от имени Государственного заказчика (пункт 2.5 Контракта).
На основании приказа врио начальника 182 Отдела ГАСН N 223 от 11.09.2019, с целью осуществления государственного строительного надзора при реконструкции объекта капитального строительства (в том числе по истечению срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписаниях N 111/1, N 111/2 от 16.08.2019) должностными лицами Отдела в период времени с 14.10.2019 по 25.10.2019 в отношении, в том числе Предприятия по месту осуществлении строительства Объекта: Мурманская обл., МО ЗАТО г.Александровск, участок N 89, проведена выездная проверка по программе проверок N 11 от 05.07.2019 объекта капитального строительства "Дооборудование объектов площадки причального фронта (заказ "955"), объект "931", г. Гаджиево, Мурманская обл., шифр объекта 2/46-358 (далее - Объект).
В ходе проведения проверки, осуществленной с участием должностных лиц Управления капитального строительства Северного флота в г. Североморске и ФГУП "ГВСУ N 14", должностным лицом Отдела, выявлены нарушения, в том числе:
1. организация строительства: - в общих журналах работ по объекту N 1-2019-ТСО, N 2019-1-1/358 (N 6 по ГП), N 1-358 (наружные сети), N 2019-3-1/358 агрегатная N 6 (N 67 по ГП), N 2019-5-1/358 инженерные сети связи (ССН), N 2019-6-1/358 РТП-363, кабели 6 кВ (N 68 по ГП), N 2019-4-1/358 ЗПС N 4 (N 302 по ГП) отсутствуют сведения, подтверждающие выполнение строительного контроля, осуществляемого уполномоченными представителями заказчика - ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ", акты строительного контроля и акты об устранении ранее выявленных нарушений не представлены (нарушение требований проекта 2/46-358-ПОС2.ПЗ, альбом ПОС, раздел 12; СП 70.13330.2012, п. 3.23; положения о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468 от 21.06.2010, п. 5, п.12; СП 48.13330.2011, п. 7.3);
2. Фундаменты:
1) Молниеотводы к АКДС (N 276 по ГП):
- при выполнении работ по установке анкерных болтов для крепления молниеприемных мачт не выполнена заделка анкерных болтов химической клеевой пастой по типу HIT RE 500, укладываемой в заранее просверленные отверстия (нарушение требований проекта 2/46-358-КР1.1, альбом КР, пункт 4, лист 141);
- при выполнении работ по установке арматурных стержней фундаментов молниеприемных мачт не применен цементный раствор из расширяющего цемента с добавлением эпоксидного или силоксанового клея (нарушение требований проекта 2/46-358-КР1.1, альбом КР, пункт 4, лист 142);
2) Фундаменты эстакады под инженерные сети:
- бетонирование фундаментов эстакады ФМ1 "ввод 2" ЗПС N 3 с санпропускником N 2 (N 53 по ГП) и фундаментов Фм-1, Фм-2 в районе причалов N 9- N 11 выполнено из бетона В20, проектом предусмотрены фундаменты из бетона В25 (нарушение требований проекта 2/46-358-КР1.2, альбом КР, листы 23, 73, 74, 97). По классификатору основных видов дефектов в строительстве материалов от 17.11.1993, пункт 2.3.41-дефект критического характера;
- обратная засыпка фундаментов эстакады "ввод 2" ЗПС N 3 с санпропускником N 2 ( N 53 по ГП) и в районе причалов N 9- N 11 выполнена из ПГС без уплотнителя, проектом предусмотрена обратная засыпка из среднезернистого песка с послойным требованием (нарушение требований проекта 2/46-358-КР1.2, альбом КР, листы 73, 97);
- щебеночные основания под фундаменты эстакады Фм1, Фм-2 в районе причалов N 9- N11 не пролиты битумом (нарушение требований проекта 2/46-358- КР1.2, альбом КР, листы 73,74);
- в фундаментах эстакады Фм1 эстакады под инженерные сети в районе причалов N 9 - N 11 установлены анкерные болты 1.1 М24x940, проектом предусмотрена установка анкерных болтов 1.11 М24x1250 (нарушение требований проекта 2/46-358-КР1.2, альбом КР, лист 73);
- при армировании фундаментов эстакады Фм-2 в районе причалов N 9-N11 установлены анкерные болты 1.11 М24x940, проектом предусмотрена установка закладной детали Зд1 (нарушение требований проекта 2/46-358/КР1.2, альбом КР, лист 74);
3) Фундаменты под осветительные мачты ФОм-1:
- по щебеночному основанию под фундамент мачты освещения ФОм-1 причала N 15 (N 6 по ГП) уложена пленка ПХВ, проектом предусмотрена проливка битумом (нарушение требований проекта 2/46-358-КР1, альбом КР, лист 78);
3. Документация: - отсутствует акт приемки ответственных конструкций на устройство фундамента под мачту освещения ФОм-1 причала N 15 (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 3.23; РД-11-02-2006, п. 5.4). По классификатору основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов от 17.11.1993, п. 2.15.232- дефект значительного характера.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 159/1 от 25.10.2019 (т.1 л.д.88-96).
Одновременно Предприятию выдано предписание N 159/1 об устранении в срок до 09.12.2019 выявленных нарушений при строительстве объекта капитального строительства (т.1 л.д.97-112).
Установив, что Предприятие, являясь Техническим заказчиком по Контракту допустило строительство объекта капитального строительства с нарушением требований проектной документации, пункта 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также требований о ведении контроля за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разработки или подтверждения других строительных конструкций, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям проектной документации, что свидетельствует об отсутствии выполнения строительного контроля, главным инспектором 182 Отдела ГАСН 19.11.2019 с участием представителей Предприятия по доверенности, в отношении заявителя составлен протокол N 182/2019/69 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением начальника 182 Отдела ГАСН от 10.12.2019 по делу N 182/2019/69 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания (с учетом повторности - постановление от 13.12.2018 по делу N 182/2018/53) в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т.1 л.д.203-208).
Не согласившись с постановлением административного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Общества к административной ответственности, не установил, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно условиям Контракта Государственным заказчиком строительства объекта капитального строительства - "Дооборудование объектов площадки причального фронта. Работы I очереди строительства" (заказ "955", объект "931") (шифр объекта: 2/46-358) является Министерство обороны Российской Федерации.
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ определено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика).
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.5 Контракта Государственный заказчик (Министерство обороны) в целях обеспечения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций (определенных разделом 7 Контракта) Заказчику в лице ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ".
Из содержания указанного пункта следует, что Заказчик при осуществлении прав и обязанностей по контракту действует от имени Государственного заказчика, исключением является осуществление обязанностей по финансированию и оплате работ.
Функции Заказчика определены разделом 7 Контракта, в соответствии с которым, Заказчик выполняет следующие функции: рассматривает образцы материалов, оборудования, изделий, приобретаемых Генподрядчиком для производства работ и паспортов к ним в течение 10 рабочих дней с даты получения от Генподрядчика образцов. В случае необходимости Заказчик сообщает о своих замечаниях Генподрядчику (пункт 7.1.2). Осуществляет контроль и технических надзор за выполнением строительно-монтажных Работ (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения Работ) (пункт 7.1.4). Приемка и проверка стоимости и качества Работ, выполненных Генподрядчиком при наличии Исполнительной документации, представляемой Генподрядчиком, на предъявляемый к приемке объем Работ. В случае отсутствия Исполнительной документации Заказчик имеет право отказать Генподрядчику в рассмотрении форм N КС-2 и N КС-3 за проверяемый Заказчиком период (пункт 7.1.8). Приемка результата выполненных работ по итоговому акту приемки выполненных работ (пункт 7.1.10). Организация приемки исполненных Генподрядчиком обязательств по контракту (пункт 7.1.12).
В силу пункта 10.1 Контракта для осуществления технического надзора за выполнением работ Заказчик соответствующим приказом назначает на строительной площадке своих уполномоченных представителей и в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания Контракта направляет копию этого приказа Генподрядчику. Уполномоченные представители Заказчика от его имени и в пределах своих полномочий обязаны осуществлять технический надзор и контроль выполнения Генподрядчиком работ, а также проверку соответствия используемых Генподрядчиком материалов, изделий, конструкций и оборудования условиям Контракта и рабочей документации, строительным нормам и правилам, и другим нормативным актам Российской Федерации.
Заявителем не оспаривается, что Предприятие исполняет контрактные обязательства Заказчика при строительстве объекта капитального строительства: Дооборудование объектов площадки причального фронта. Работы I очереди строительства" (заказ "955", объект "931") (шифр объекта: 2/46-358), что, в силу вышеприведенных положений, свидетельствует об исполнении ФГУП "Управление заказчика КС Минобороны России" функций технического заказчика названного объекта.
Вместе с тем, ссылки Предприятия относительно возможности исполнения Государственным заказчиком функций Технического заказчика являются несостоятельными в связи с передачей данных полномочий ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" ввиду прямого указания государственного контракта.
При этом из условий контракта следует, что Предприятие как Технический заказчик обязано осуществлять технический надзор и контроль не только в ходе выполнения Генподрядчиком строительно-монтажных работ, но и в ходе проверки соответствия используемых Генподрядчиком материалов, изделий, конструкций и оборудования условиям Контракта и рабочей документации.
Из положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р" (далее - Устав) следует, что Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).
Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.
Региональное управление заказчика капитального строительства Западного военного округа является филиалом ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" (пункт 9 Устава).
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Таким образом, правовой статус Предприятия определен Правительством Российской Федерацией, следует из целей создания ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ", отраженных в Уставе Предприятия, а также из условий Контракта.
Положениями устава Предприятия прямо закреплено обязательство заявителя по осуществлению обеспечения строительного надзора соблюдения при строительстве объекта капитального строительства требований проектной документации.
Пунктом 6 статьи 52 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (пункт 3 статьи 52 ГрК РФ).
В силу пункта 6 Положения N 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженернотехнического обеспечения; д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями (пункт 12 Положения N 468).
В силу пункта 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 48.13330.2011 Свод правил "Организация строительства" базовой организационной функцией застройщика является обеспечение строительного контроля по осуществлению контроля и надзора за выполнение работ.
Согласно пункту 7.3 названных Правил строительный контроль заказчика должен выполняться, в том числе путем оценки (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие, а также контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов.
Апелляционным судом установлено, что фактическое наличие выявленных нарушений, заявителем не оспаривается. Более того, в ходе проведения проверки, административным органом установлено, что акты на скрытые работы и акты ответственных контракций подписаны старшим инженером-инспектором инспекции строительного контроля управления капитального строительство Северного флота, что разрешило дальнейшее выполнение работ, при том, что Отделом в ходе проведения проверочных мероприятий зафиксированы нарушения технической и проектной документации строительства объекта капитального строительства, препятствующие дальнейшему строительству такого объекта, до устранения выявленных нарушений.
Согласно пункту 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Факт ненадлежащего исполнения Заказчиком функций, возложенных государственным контрактом по осуществлению строительного контроля выраженных в несоблюдении при строительстве объекта капитального строительства требований утвержденной проектной и технической документации объекта, а также норм строительного законодательства, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N 159/1 от 25.10.2019; протоколом об административном правонарушении N 182/2019/69 от 19.11.2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что Предприятие является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований ГрК РФ по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Довод заявителя со ссылкой на ненадлежащее исполнение Генподрядчиком возложенных Контрактом обязательств, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку фактическое осуществление строительства спорного объекта капитального строительства с нарушением требований проектной и технической документации свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Предприятия, в связи с чем, последнее несет ответственность за не соблюдение им требований законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено, лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
При назначении наказания Предприятию учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, применена ответственность, предусмотренная санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, отвечающая целям и принципам административной ответственности, при этом, административным органом учтены обстоятельства, свидетельствующие о повторности совершения заявителем однородного правонарушения (постановления о привлечении к административной ответственности N 182/2018/53 от 13.12.2018 - т.1 л.д.197-202).
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 марта 2020 года по делу N А42-13153/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13153/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации