город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2020 г. |
дело N А32-47593/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Сулименко Н.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар": представитель Исаев А.А. по доверенности от 05.09.2019 (путем присоединения к веб-конференции),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-47593/2019 по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 21.03.2019 N 000133,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар", г. Краснодар (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар (далее - административный орган) от 21.03.2019 N 000133 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-47593/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-47593/2019, акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар", г. Краснодар обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, производство по делу прекратить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административная ответственность лица наступает лишь за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, также невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а не за несоответствие актов сдачи - приемки выполненных работ требованиям Приложения Правил 410. Податель жалобы указывает, что работы по техническому обслуживанию ТО ВДГО, выполнены АО "Газпром газораспределение Краснодар" в соответствии с минимальным перечнем выполняемых работ по ТО ВДГО, которые оплачены заказчиками в полном объеме без предъявления каких-либо претензий, что не было исследовано судом в процессе рассмотрения дела.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции поддержал правовую позицию по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-47593/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 28.01.2019 Белореченской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что обществом были допущены нарушения требований пункта 31, подпункта "и" пункта 39, подпункта 81-88.1 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), пунктов 45, 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, а именно: в договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования на многоквартирные дома, расположенные на территории города Белореченск и Белореченского района, заключенных с Филиалом N 9 общества не указан перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг); акты приемки -сдачи работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования не соответствуют требованиям Приложения N 410, в связи с чем в многоквартирных домах, расположенных на территории города Белореченск и Белореченского района не проведен полный перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования.
Также Филиалом N 9 общества не принимались меры по обращению в суд с требованием о понуждении управляющей организации ОДО УК "Центр-Сервис+", товариществ собственников жилья: ТСЖ "Осень", ТСЖ "Единство 112", ТСЖ "Лидер", ТСЖ "Интер" на заключение договоров по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования на многоквартирные дома, мероприятия по управлению которыми они осуществляют на территории города Белореченск и Белореченского района, а также по направлению уведомлений о приостановлении газоснабжения объектов в связи с отсутствием договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2019 N 000692.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 21.03.2019 N 000133, которым обществом привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Согласно части 1 статье 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 2 Правил N 410 внутридомовым газовым оборудованием в многоквартирном доме признаются газопроводы, являющиеся общим имуществом собственников помещений, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Внутриквартирным газовым оборудованием признаются газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Согласно пункту 31, подпункту "и" пункта 39, пунктам 81-88.1 Правил N 410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам, или об отказе от заключения указанного договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.
В договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указываются перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
До приостановления подачи газа в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил исполнитель обязан направить заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1 -го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления.
Приостановление подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, осуществляется исходя из принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам.
В течение одного рабочего дня со дня выполнения технологических операций по приостановлению подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, а также возобновления подачи газа после устранения причин, послуживших основанием для ее приостановления, исполнитель уведомляет в письменной форме поставщика газа о дате и причинах приостановления (возобновления) подачи газа.
Устранение причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, обеспечивается заказчиком, который после устранения таких причин обязан проинформировать об этом исполнителя. Исполнитель не позднее одних суток со дня получения от заказчика информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, проводит проверку соответствия этой информации фактическим обстоятельствам и при подтверждении информации заказчика возобновляет подачу газа в срок, не превышающий 2 дней со дня проведения указанной проверки, но не ранее выполнения заказчиком положений, предусмотренных пунктом 86 настоящих Правил.
Расходы исполнителя, понесенные в связи с проведением работ по приостановлению и возобновлению подачи газа, оплачиваются заказчиком.
В случае если приостановление подачи газа заказчику не привело к невозможности потребления газа лицами, действия (бездействия) которых не связаны с возникновением оснований приостановления подачи газа, предусмотренных пунктами 77, 78 и 80 настоящих Правил, возобновление подачи газа этому заказчику производится только после оплаты им работ, указанных в пункте 85 настоящих Правил.
Приостановление и возобновление подачи газа оформляются соответствующим актом, который составляется в 2 экземплярах (по одному для заказчика и исполнителя) и подписывается сотрудниками исполнителя, непосредственно проводившими работы, и заказчиком (его уполномоченным представителем). Акт должен содержать следующую информацию: а) дата, время и место составления акта; б) наименование исполнителя; в) наименование заказчика - юридического лица (фамилия, имя, отчество заказчика -физического лица); г) основания приостановления (возобновления) подачи газа; д) перечень выполненных работ соответственно по приостановлению или возобновлению подачи газа; е) дата и время выполнения работ соответственно по приостановлению или возобновлению подачи газа.
В случае отказа заказчика от подписания акта, указанного в пункте 87 настоящих Правил, об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся наличия (отсутствия) оснований приостановления (возобновления) подачи газа, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику (его представителю), в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании могут самостоятельно проводиться специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с заказчиком (заказчиками), либо аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации, с которой специализированной организацией заключено соглашение, а работы по приостановлению и возобновлению подачи газа, устранению утечек газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией.
В силу пунктов 45, 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях: а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа; б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки; в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд; г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре; д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям; е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В материалы дела представлены договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома от 01.08.2019 N 35, заключенный между заявителем и ООО "Управдом Белореченск", от 18.09.2019 N 88, заключенный между заявителем и МУП БГП БР "НАШ ГОРОД", от 06.02.2018 N ТФ9.1 -152/18-8/18, заключенный между заявителем и ТСЖ "N 5". Договоры содержат указания на то, что ТО ВДГО и ВКГО производится в соответствии с Минимальным перечнем выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также с приложением к договорам самого Минимального перечня выполняемых работ при ТО ВДГО.
Представленные в материалы договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома от 15.01.2019 N 1, заключенный между заявителем и ТСЖ "Единство 112", от 01.01.2019 N 6, заключенный между заявителем и ТСЖ "Лидер", от 01.01.2019 N 4, заключенный между заявителем и ТСЖ "Интер", не содержат приложения самого Минимального перечня выполняемых работ при ТО ВДГО. Также к указанным договорам акты выполненных работ по указанным договорам суду не представлены.
Судом первой инстанции установлено отсутствие в действиях общества нарушения в виде непринятия мер по обращению в суд с требованием о понуждении управляющей организации ОДО УК "Центр-Сервис+", товариществ собственников жилья: ТСЖ "Осень", ТСЖ "Единство 112", ТСЖ "Лидер", ТСЖ "Интер" на заключение договоров по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования на многоквартирные дома, мероприятия по управлению которыми они осуществляют на территории города Белореченск и Белореченского района, поскольку договоры заключались в добровольном порядке.
Кроме того, представленные обществом акты в административный орган и представленные обществом в материалы дела не соответствуют друг другу.
Так, например, акт приемки и сдачи выполненных работ по договору N 6 от 01.01.2017 составленный между заявителем и ООО "Управдом" по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Белореченск, ул. Ленина, 153 и представленный в административный орган содержит 4 пункта работ и в пункте 4 указано - проверка на герметичности фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания при диаметре до 50 мм. В таком же акте, представленном суду, пункт 4 содержит более расширенный список произведенных работ: проверка на герметичности фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания при диаметре до 50 мм. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию; проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание); проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналам; визуальная проверка состояния окраски и креплений газопровода (осмотр); визуальная проверка наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции; проверка работоспособности и смазка отключающих устройств; разборка и смазка кранов; проверка работоспособности устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы, ее наладка и регулировка; регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений; проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа; инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд; замена баллонов для сжиженных углеводородных газов. Однако, цены выполненных работ не изменились.
Также, некоторые представленные акты содержат разную стоимость за одни те же работы.
Так, например, акт приемки и сдачи выполненных работ по договору N 3 от 23.12.2016 составленный между заявителем и МУП БГП БР "НАШ ГОРОД", по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Белореченск, ул. Ленина, 113 и ул. Ленина, 127 стоимость по пункту N 3 за одни и те же работы по одинаковому оборудованию составляет 56,34 руб. и 1716,34 руб. соответственно.
Таким образом, судом установлено противоречие представленных в материалы дела документальных доказательств обществом, ранее представленным документальным доказательствам, представленным в ходе проверки.
Судом первой инстанции также установлено, что административным органом не доказано в действиях общества нарушение пункта 88.1 Правил N 410, а именно суду не представлено документальных доказательств приостановления обществом газоснабжения в указанных многоквартирных домах.
Судом первой инстанции не приняты доводы общества, как документально необоснованные и несоответствующие материалам дела.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части неуказания в некоторых договорах минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, несоответствия актов приемки-сдачи работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования требованиям законодательства.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех, зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, АО "Газпром газораспределение Краснодар" не представлено.
Наличие в действиях заявителя события выявленного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Возможность по соблюдению требований законодательства у заявителя имелась, однако АО "Газпром газораспределение Краснодар" не были приняты достаточные и необходимые меры по недопущению события выявленного нарушения. Данный факт свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины, и как следствие, - состава вмененного правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях АО "Газпром газораспределение Краснодар" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела об административном правонарушении доказательствами, полученными с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апеллянта о том, что прокуратурой не доказан состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению за отсутствием состава по части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении и иными собранными по делу доказательствами.
Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 25.02.2019 законный представитель общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 04.03.2019.
Протокол об административном правонарушении от 04.03.2019 N 000692 составлен в присутствии представителя общества по доверенности Волкогона В.В., что подтверждается его подписью. Указанным протоколом назначена дата рассмотрения материалов проверки на 21.03.2019.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества от 21.03.2019 N 000133 вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что заявителем не оспаривалось.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное правонарушение, совершенное заявителем, не может быть признано малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, из материалов дела следует, что совершенное обществом правонарушение несет угрозу охраняемым общественным отношениям, здоровью граждан, доказательств наличия исключительных обстоятельств для снижения штрафа суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 21.03.2019 N 000133 является законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-47593/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47593/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Краснодар"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края