город Воронеж |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А36-8834/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области: Самолдина Н.П., представитель по доверенности N 05-25/44 от 18.06.2020, служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании рег. номер 1425 от 01.07.2006;
от общества с ограниченной ответственностью "База промкомплектации": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "База промкомплектации" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.01.2020 по делу N А36-8834/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "База промкомплектации" (ОГРН 1034800162099, ИНН 4826038037) о признании незаконными решений Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области N12352 от 10.06.2019 и N10406 от 27.04.2019, а также обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "База промкомплектации",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "База промкомплектации" (далее - ООО "База промкомплектации", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - МИФНС N 6 по Липецкой области, Инспекция) в котором просило:
- признать недействительным решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств N 12352 от 10.06.2019, вынесенное МИФНС N 6 по Липецкой области в части пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в размере 247038.07 руб., (275983.28 руб. - 28945.21 руб.), как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации;
- признать недействительным решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств N 10406 от 27.04.2019, вынесенное МИФНС N 6 по Липецкой области в полном объёме, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации;
- обязать МИФНС N 6 по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "База промкомплектации" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.01.2020 по делу N А36-8834/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "База промкомплектации" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "База промкомплектации" ссылается на то, что судом не принято во внимание, что заявитель сдал уточненную декларацию, уменьшив значения строк 210-212 декларации по УСН без изменения строки 213 с целью автоматической корректировки суммы пени до значений рассчитанных вручную с учетом позиции, изложенной в письме Минфина РФ от 24.02.2015 N 0311-06/2/9012.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области N 12352 от 10.06.2019 указывает на законность обжалуемых решений, поскольку основанием для их принятию послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пени.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО "База промкомплектации", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО "База промкомплектации", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя МИФНС N 6 по Липецкой области, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "База промкомплектации" 01.04.2019 была представлена декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2018 год к доплате в бюджет на общую сумму 183 667 рублей по следующим срокам уплаты: 25.04.2018 - 1702956 рублей; 25.07.2018 - 409485 рублей; 25.10.2018 - 61472 рублей; 01.04.2019 - 1990246 рублей к уменьшению.
Суммы авансовых платежей в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не оплачены.
Суммы налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 183 667 руб. оплачены следующими платежами: 28.03.2019 -33100 руб., 24.04.2019 - 51067 руб. и 99500 руб.
В связи с тем, что Обществом не исполнена обязанность по уплате налога, исчисленного в соответствии с вышеуказанной декларацией за 2018 год, в соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику были выставлены требования: N 19673 по состоянию на 05.04.2019 на сумму 203648,86 рублей со сроком уплаты до 24.04.2019 (150567 руб. - налог, 53081,86 руб. -пени., N 23152 по состоянию на 16.05.2019 на сумму пени 275983,28 рублей со сроком уплаты до 04.06.2019 (на сумму задолженности по авансовому платежу 1702 956 руб.).
В связи с частичным неисполнением обязанностей по данным требованиям, инспекцией применена ст. 46 НК РФ (решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика): N 10406 от 27.04.2019 на сумму 53030,45 рублей, N 12352 от 10.06.2019 на сумму 275983,28 рублей.
Не согласившись с решением N 12352 от 10.06.2019 в части пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в размере 247038,07 руб., (275983.28 руб. - 28945.21 руб.) и решением N 10406 от 27.04.2019 в полном объеме, общество обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 2 статьи 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса, понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ст. ст. 46, 47, 48 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 Кодекса).
Согласно нормам пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45, пункту 2 статьи 69 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка в день платежа.
Из анализа указанных норм следует, что процедура принудительного взыскания задолженности представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов. Процесс принудительного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования. После выставления требования налоговый орган может реализовать право на бесспорное взыскание задолженности путем принятия в течение двух месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и направления банку инкассовых поручений.
Как следует из материалов дела, ООО "База промкомплектации" применяет упрощенную систему налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 4 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Исчисленная по итогам года сумма налога подлежит уменьшению на сумму внесенных в течение налогового периода авансовых платежей (пункт 5 статьи 346.21 Кодекса).
В случае применения упрощенной системы налогообложения, в соответствии с п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики - организации представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По состоянию на 01.04.2019 ООО "База промкомплектации" была представлена декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2018 год к доплате в бюджет на общую сумму 183 667 рублей по следующим срокам уплаты: 25.04.2018 - 1702956 рублей; 25.07.2018 - 409485 рублей; 25.10.2018 - 61472 рублей; 01.04.2019 - 1990246 рублей к уменьшению.
Суммы налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 183 667 руб., оплачены следующими платежами: 28.03.2019 - 33100 руб., 24.04.2019 - 51067 руб. и 99500 руб.
Поскольку заявителем не исполнена обязанность по уплате налога, исчисленного в соответствии с вышеуказанной декларацией за 2018 год, в соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику заинтересованным лицом были выставлены требования: N 19673 по состоянию на 05.04.2019 на сумму 203648,86 рублей со сроком уплаты до 24.04.2019 (150567 руб. - налог, 53081,86 руб., - пени. N 23152 по состоянию на 16.05.2019 на сумму пени 275983,28 рублей со сроком уплаты до 04.06.2019 (на сумму задолженности по авансовому платежу 1702 956 руб.).
В связи с частичным неисполнением обязанностей по данным требованиям, заинтересованным лицом (инспекцией) была применена ст. 46 НК РФ (решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика): N 10406 от 27.04.2019 на сумму 53030,45 рублей, N 12352 от 10.06.2019 на сумму 275983,28 рублей.
Обеспечительной мерой может быть приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ (подпункт 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.
На основании пункта 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 статьи 76 Кодекса.
Пунктами 6 и 7 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Одновременно со ст. 46 НК РФ налоговым органом была применена ст.76 НК РФ (решения о приостановлении операций по расчетным счетам в банках): N 8453, 8454 от 27.04.2019 на сумму 53030,45 рублей; N15732,15733 от 10.06.2019 на сумму 275983.28 рублей.
Инкассовыми поручениями от 30.04.2019 со счёта ООО "База промкомплектации" было списано 1228,27 рублей, 12.08.2019 - 5125,65 руб.
МИФНС России N 8 по Липецкой области принято постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, подлежащих взысканию в соответствии со ст. 47 НК РФ N 4429 от 15.05.2019 на 51 802.18 руб., N 6641 от 20.06.2019 на 275983,28 руб.
28.11.2019 заявителем в налоговый орган была представлена уточненная декларация по УСНО за 2018 год.
По результатам представления уточненной декларации сумма пени составила 28 945,21 руб.
Письмом от 09.12.2019 N 08-15/04025 МИФНС России N 8 по Липецкой области уточнила информацию об остатках задолженности по возбужденным исполнительным производствам в Советском РО УФССП России по Липецкой области. По постановлению N 4429 от 15.05.2019, сумма задолженности составила 0 руб., по постановлению N 6641 от 20.06.2019 -25114,85 руб.
11.12.2019 на счёт налогоплательщика поступила сумма 29000 руб. от ООО "Военный округ-В". Данная сумма была списана со счета налогоплательщика по возбужденному службой судебных приставов исполнительному производству и перечислена в налоговый орган 20.12.2019 - 25 114,85 руб.
После поступления денежных средств на лицевой счет налогоплательщика налоговым органом были приняты меры по отзыву инкассовых поручений и снятия ограничений со счетов налогоплательщика, а именно: решением N 106386 от 29.11.2019 отозвано инкассовое поручение N 9186 от 27.04.2019 в сумме 42071,26 руб.; решением N 110398 от 24.12.2019 отозвано инкассовое поручение N 14632 от 10.06.2019 на сумму 25114,85 руб.
Решениями N 26592, 26593 от 25.12.2019 отменено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке КУ ОАО "Липецкоблбанк" -ГК" АСВ", в банке АО "Тинькофф Банк".
Таким образом, в связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате налогов и пени налоговым органом в рамках полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, были приняты меры по принудительному взысканию с заявителя задолженности перед бюджетом. После сдачи заявителем уточненной декларации и уменьшении суммы пени налоговым органом были приняты меры по снятию ограничений с расчётных счетов налогоплательщика (заявителя).
Ссылка в апелляционной жалобе на уточненную декларацию, в которой заявитель уменьшил значения строк 210-212 декларации по УСН без изменения строки 213 с целью автоматической корректировки суммы пени, апелляционным судом не принимается, поскольку уточненная декларация была подана после вынесения оспариваемых решений и совершения налоговым органом действий по применению мер принудительного взыскания, являющихся предметом рассмотрения по настоящему делу.
С учетом изложенного следует, что действия налогового органа по применению мер принудительного взыскания являются законными и обоснованными. Оспариваемые решения N 10406 от 27.04.2019, N 12352 от 10.06.2019 в части пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, являются законными и принятыми на основании норм налогового кодекса РФ, основанием для принятиях которых явилось неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пени.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.01.2020 по делу N А36-8834/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8834/2019
Истец: ООО "БАЗА ПРОМКОМПЛЕКТАЦИИ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области, Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1278/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-8834/19
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-8834/19
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-8834/19