Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф09-4138/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А60-58141/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Лесковец О.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от ответчика, Министерства обороны Российской Федерации: Ширшова А.О. (паспорт, доверенность от 06.12.2018); Россохин С.К., (паспорт, доверенность от 13.11.2019);
от ответчика, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Ширшова А.О. (паспорт, доверенность от 04.02.2020);
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Уральского округа апелляционную жалобу ответчика, Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 марта 2020 года
по делу N А60-58141/2019
по иску Администрации города Екатеринбурга
к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН1086671005838), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
третьи лица: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Екатеринбурга (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о передаче земельного участка в муниципальную собственность, согласно которому просило обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации безвозмездно передать в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18 общей площадью 201,64 кв.м, расположенный под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 169г (дело N А60-58141/2019).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно - канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал"), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
В рамках дела N А60-61761/2019 Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с требованиями: о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации, права постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18 общей площадью 201,64 кв.м, расположенный под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 169г; о признании права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18 общей площадью 201,64 кв.м, расположенный под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 169г. Также Администрация города Екатеринбурга просила указать, что решение суда является основанием для внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106009:18.
Определением суда от 23.12.2019 дела N А60-61761/2019 и N А60-58141/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А60-58141/2019.
С учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения исковых требований истец просил признать отсутствующим право собственности Российской Федерации, право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18 общей площадью 201,64 кв.м, расположенный под объектом - канализационной насосной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 169г; признать на указанный земельный участок право собственности муниципального образования "город Екатеринбург"
В порядке статьи 46 АПК РФ, по устному ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением арбитражного суда от 13.03.2020 (резолютивная часть от 05.03.2020) исковые требования удовлетворены частично, признано право собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18 общей площадью 201,64 кв.м, расположенный под объектом - канализационная станция по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакиниских комиссаров, 169 г.
Решение суда от 13.03.2020 обжаловано ответчиком, Министерством обороны Российской Федерации, в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе министерство указывает на то, что исходный земельный участок, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18, находился в федеральной собственности и использовался Вооруженными силами Российской Федерации. Министерство ссылается на установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельного участка, считает, что суд не может подменить решение государственного органа в вопросах, относящихся к их компетенции. Также считает, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, указывает, что земельный участок не может быть представлен Администрации города Екатеринбурга бесплатно. Министерство просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение суда отменить.
Администрация города Екатеринбурга против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что расположенный на земельном участке объект недвижимости является собственностью муниципального образования "город Екатеринбург". Положения Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков в настоящем случае не применимы, спор связан с разграничением государственной собственности на землю. Истец просит решение суда оставить без изменения.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Распоряжением председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом - заместителя Главы Екатеринбурга от 28.12.2007 N 1195-р "О приеме в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" и закреплении за МУП "Водоканал" наружных инженерных сетей, передаваемых безвозмездно из федеральной собственности" и Распоряжением председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом - заместителя Главы Екатеринбурга от 05.05.2010 N 246-р "О внесении изменений в Распоряжение председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом - заместителя Главы Екатеринбурга от 28.12.2007 N 1195-р "О приеме в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" и закреплении за МУП "Водоканал" наружных инженерных сетей, передаваемых безвозмездно из федеральной собственности" и в акт закрепления водопроводных и канализационных насосных станций от 21.04.2008" в муниципальной собственности муниципального образования "город Екатеринбург" находится здание канализационной насосной станции общей площадью 30,2 кв.м с кадастровым номером 66:41:0000000:67424 и адресом: г. Екатеринбург, Бакинских комиссаров, 169г.
Указанная станция передана МУП "Водоканал" на праве хозяйственного ведения.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, здание канализационной насосной станции расположено на земельном участке, находящемся в границах ранее учтенного, уточненного земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, города Екатеринбург, улица Бакинских комиссаров - проспект Космонавтов, с кадастровым номером 66:41:0106009:10 с уточненной площадью 137 720 кв.м., принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и переданного на праве постоянного бессрочного пользования Министерству обороны Российской Федерации.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 06.05.2009 N 1664 была утверждена схема расположения земельного участка N 8540302 из земель населенных пунктов площадью 202 кв.м на кадастровом плане территории по улице Бакинских комиссаров - проспекту Космонавтов под здание канализационной насосной станции.
При проведении комплекса кадастровых работ по образованию земельного участка под здание канализационной насосной станции путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106009:10, было получено согласие Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (N 141/196660 от 05.07.2013) на формирование границ земельного участка для обслуживания здания канализационной насосной станции, также составлена схема раздела земельного участка по форме раздела межевого плана "Чертеж земельных участков и их частей", оформленного в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 и согласованного с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России (N 141/4-12007 от 04.10.2013).
На кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 201 кв.м под здание канализационной насосной станции с кадастровым номером 66:41:0106009:18.
Как указывает истец, Администрация города Екатеринбурга совместно с МУП "Водоканал" с 2014 года ведет переписку с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России по вопросу передачи земельного участка в муниципальную собственность, что подтверждается представленными в материалы дела письмами от 11.03.2019 N 04-21/563, от 03.04.2014 N 0111/01-14/1808, от 15.05.2015 N 0111/01- 17/002/2508, от 09.11.2017 N 59.1-07/4528, от 24.01.2018 N 59.1-07/0195, от 30.10.2018 N 59.1-07/4830, от 01.06.2018 N 0121/01-18/001/685, от 14.01.2019 N 141/4/09-156, от 12.08.2019 N 141/24224. Однако до настоящего времени решение о передаче земельного участка в муниципальную собственность ответчиком не принято.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18, на котором находится объект недвижимости, в силу прямого указания закона является собственностью муниципального образования "город Екатеринбург", истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Установив, что недвижимое имущество - канализационная насосная станция общей площадью 30,2 кв.м является муниципальной собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок, на котором она расположена, также является собственностью муниципального образования "город Екатеринбург" в силу закона. В отношении требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на часть земельного участка, расположенного под насосной станцией, суд первой инстанции указал, что в данном случае надлежащим способом защиты нарушенного права является иск о признании права собственности.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзывов на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления N 10/22).
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0106009:18, находящемся в собственности Российской Федерации и предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, находится недвижимое имущество - канализационная насосная станция общей площадью 30,2 кв.м с кадастровым номером 66:41:0000000:67424, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "город Екатеринбург", переданное на праве хозяйственного ведения МУП "Водоканал".
Согласно части 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В пункте 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Указанные положения статьи 3.1 Вводного закона представляют собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106009:18, необходимый для использования объекта недвижимости, относящегося к муниципальной собственности, также относится к собственности муниципального образования "город Екатеринбург" в силу закона, основан на указанных нормах права.
Использование для эксплуатации объекта недвижимости иного земельного участка материалами дела не подтверждена.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 N 2178/11, суд первой инстанции обоснованно указал, что по смыслу статьи 3.1 Водного закона закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Сохранение права федеральной собственности на спорный земельный участок противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и приведенным выше нормам законодательства о земле.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании права муниципальной собственности на часть земельного участка площадью 201,64 кв.м с кадастровым номером 66:41:0106009:18, расположенного под канализационной станцией по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 169г, удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Согласно пункту 52 Постановления N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При предъявлении к ответчикам требования о признании на часть земельного участка права муниципальной собственности, истец оспорил как зарегистрированное право федеральной собственности, так и зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Удовлетворение требований истца о признании на земельный участок права муниципальной собственности является основанием для внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106009:18.
Доводы заявителя жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, подробно отраженная в обжалуемом судебном акте, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Как отмечено судом первой инстанции, на протяжении длительного периода времени Администрация города Екатеринбурга совместно с МУП "Водоканал" ведет переписку с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России по вопросу передачи земельного участка в муниципальную собственность, что подтверждается представленными в материалы дела письмами, данные обстоятельства ответчиками не опровергнуты.
Из позиций ответчиков не усматривалось намерения разрешить возникший спор во внесудебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, представленные доказательства исследованы и им дана надлежащая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Основания для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 13.03.2020 является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2020 года по делу N А60-58141/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58141/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ