Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф05-16834/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А40-313157/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "МЗ "САПФИР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2020 по делу N А40-313157/2019
по заявлению: акционерного общества "Московский завод "САПФИР"
к МТУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
Ермилов Д.В. по дов. от 30.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований акционерного общества "Московский завод "САПФИР" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (заинтересованное лицо, МТУ Ростехнадзора) от 13.11.2019 N 2.3-522/19 о привлечении к административной ответственности предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить по мотивам изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, указал, что суд односторонне подошел к рассмотрению дела, приняв только доводы административного органа.
В судебное заседание не явился представитель МТУ Ростехнадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ, путем посредством электронной почты направил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемым постановлением АО "МЗ "Сапфир" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом установлено, что при проведении мероприятия по контролю выполнения АО "МЗ "Сапфир" лицензионных требований на объекте: сеть газопотребления, III класс опасности, per. N А01-00956-0001; площадка теплотехнического участка, III класс опасности, per. N А01-00956-0002, расположенных по адресам: 117545, г. Москва, Днепропетровский пр-д, д. 4А, стр. 1А; 117545, г. Москва, Днепропетровский пр-д, д. 4А, стр. 2Б, (идентификация проведена по адресу: 117545, г. Москва, Днепропетровский пр-д, д. 4А, стр. 3А) МТУ Ростехнадзора было выявлено 10 нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами в области промышленной безопасности, а именно состав опасного производственного объекта: Сеть газопотребления, III класс опасности, per. N А01-00956-0001: наружный подземный газопровод среднего давления, наружный надземный газопровод среднего давления, наружный подземный газопровод низкого давления, наружный надземный газопровод низкого давления, стационарные кислородные газовые горелки в количестве 4 шт., ШРП - 1 ед. Площадка теплотехнического участка, III класс опасности, per. N А01-00956-0002: воздухосборники В-10 - 2 ед. баллоны для хранения газообразного азота - per. NN 21224 - 21233.
Согласно статье 9 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Порядок организации подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (далее - Положение). В соответствии с Положением аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
В соответствии с п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 3263. П. 4 Положения об организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО АО "МЗ "Сапфир", утвержденного генеральным директором от 21.06.2013, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несет генеральный директор АО "МЗ "Сапфир".
В сведениях, характеризующих ОПО в государственном реестре отсутствуют данные предприятия о стационарных кислородных газовых горелках в количестве 4 штук, что является нарушением п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1988 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
При идентификации объекта сеть газопотребления необходимо учитывать, что сеть газопотребления является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя соответствующие газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.
Согласно разделу 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495, в составе сети газопотребления учитываются наружные и внутренние газопроводы, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и сооружениях на территории организации.
Таким образом, объект "Сеть газопотребления" попадает под критерии опасного производственного объекта при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 Мпа, даже если в составе опасного производственного объекта есть оборудование, работающее под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 Мпа и ниже. При этом в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отражаются все характеристики объекта, в том числе участки газопроводов и оборудование низкого давления. Разделение объекта "Сеть газопотребления" на регистрируемые и нерегистрируемые в реестре опасных производственных объектов мелкие участки, технологически связанные и эксплуатируемые в рамках одного предприятия, необоснованно.
Сеть газопотребления АО "МЗ "Сапфир", III класс опасности, per. N АО 1-00956-0001, идентифицирована не в полном объеме и не учитывает все оборудование (технические устройства) в составе опасного производственного объекта. В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ N 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730 (далее - Положение N 730), план мероприятий утверждается руководителем (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующие опасный производственный объект и согласовывается руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов, по истечению срока действия план мероприятий пересматривается.
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (далее - план мероприятий) АО "МЗ "Сапфир" не пересмотрен. Продление плана мероприятий Положением N 730 не предусмотрено.
В соответствии с п. 1. Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), действие Правил N 878 распространяются на газораспределительные сети.
Согласно п/п а) п. 3 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент) требования к сети газораспределения и сети газопотребления, установленные настоящим техническим регламентом, за исключением требований, установленных разделами I, II, VI-VIII, пунктами 14 и 15 раздела III, а также пунктом 18 раздела IV настоящего технического регламента, вплоть до реконструкции или капитального ремонта объекта, входящего в состав сети газораспределения или сети газопотребления, не применяются к сети газораспределения и сети газопотребления, введенным эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента.
Таким образом, пункт 8 Акта и п. 4 Предписания снимается с контроля.
В соответствии со ст. 7 ФЗ N 116-ФЗ при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет, то такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Сеть газопотребления АО "МЗ "Сапфир", III класс опасности, per. N АО 1-00956-0001, является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
В соответствии с п. 7 Техническим регламентом: технические устройства - составная часть сети газораспределения и сети газопотребления (арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, фильтры, узлы учета газа, средства электрохимической защиты от коррозии, горелки, средства телемеханики и автоматики управления технологическими процессами транспортирования природного газа, контрольно-измерительные приборы, средства автоматики безопасности и настройки параметров сжигания газа) и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления.
Внутренний газопровод низкого давления, проложенный от внешних границ наружной конструкции здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания (1977 год ввода в эксплуатацию) и стационарные кислородные газовые горелки в количестве 4 штук (1977 года ввода в эксплуатацию), являются составной частью сети газопотребления АО "МЗ "Сапфир".
В соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Вышеизложенное указывает на наличие состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что у суда не имелось оснований для неудовлетворения заявления, поскольку в данном случае следует учесть разумный баланс публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, а также то, что Общество не отрицает замечания, изложенные в п.п. 2,3,6.7,8,10 Постановления, устранение нарушений произведено Обществом самостоятельно и оперативно, то с учетом указанных обстоятельств совершенное Заявителем деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, и в этой связи, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из положений Конституции Российской Федерации, следует освободить Акционерное общество "Московский завод "САПФИР" от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Как следует из содержания ст. 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2и 3 статья 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 указанного постановления Пленума ВАС РФ предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельства конкретного совершенного деяния.
Административное правонарушение, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ. свидетельствует о несоблюдении обществом обязанностей, возложенных на него законодательством о промышленной безопасности.
Таким образом, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пп. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года N 10, не имеется.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2020 по делу N А40-313157/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-313157/2019
Истец: АО "МОСКОВСКИЙ ЗАВОД "САПФИР"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ