г. Москва |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А40-206172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦЭТ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-206172/2019
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт"
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании корректировки,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2020, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром экспорт" (далее - заявитель, Общество) о признании недействительной корректировки декларации на товары от 15.05.2019 года, оформленной Центральной энергетической таможней (далее - таможенный орган, ЦЭТ) к полной таможенной декларации N 10006032/160718/0001112.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, ЦЭТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя, отказать. Ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя таможенного органа.
Путем посредством электронной почты от представителя заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя общества.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в ред. от 28.12.2017 года (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года N191) (далее - Правила) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
При этом пункт 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете. В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 21 мая 2018 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/210518/0000838 (далее - ВТД) на планируемую поставку природного газа в июне 2018 года, в том числе, по Контракту с Покупателем.
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 21 мая 2018 года, таможенные платежи были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в июне 2018 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/160718/0001112 (далее - ПВД). ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 17.07.2018 года.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой ПВД, Обществом была использована стоимость сделки.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в соответствии с Пятым Дополнительным Соглашением к Контракту от 24.01.2019 года, 03.04.2019 года ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение от 03.04.2019 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/160718/0001112 (далее - Обращение), ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка к ПВД N 10006032/160718/0001112 в виде КДТ1 и доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки. Обращение Общества было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/160718/0001112, что подтверждается отметками ЦЭТ от 18.04.2019 года в графе "D" измененной ПВД N 10006032/160718/0001112.
Особенностью контрактов на поставку природного газа на экспорт, является закрепленная возможность каждой из сторон инициировать пересмотр цены поставляемого природного газа.
В п. 9.1. (а) ст. 9 Контракта устанавливается право любой из сторон Контракта потребовать пересмотра цены по Контракту в случае, если экономическая ситуация на энергетическом рынке Германии, которая не может контролироваться Стороной, запрашивающей пересмотр Контрактной цены, существенным образом изменяется по сравнению с экономической ситуацией, отраженной в действующей Контрактной цене, любая из Сторон вправе потребовать пересмотра Контрактной цены в целях отражения таких изменений, включая (но не ограничивая общей смысл настоящего положения) изменения стоимости природного газа на энергетическом рынке Покупателя.
В соответствии с п. 9.1. (а) ст. 9 Контракта Стороны проводили коммерческие переговоры об изменении Контрактной Цены. По итогам переговорного процесса Сторонами был достигнут компромисс, являющийся результатом справедливого и беспристрастного пересмотра Контрактной цены, закрепленный Сторонами в Пятом дополнительном соглашении от 24.01.2019 года к Контракту.
В соответствии с пунктом 1 Раздела I Дополнительного соглашения от 24.01.2019 года к Контракту, Стороны ретроактивно пересмотрели формулу определения Контрактной Цены.
Ретроактивное применение к поставке природного газа в июне 2018 года уточненной формулы Контрактной цены, установленной в Дополнительном соглашении от 24.01.2019 года к Контракту, в данном случае привело к увеличению стоимости рассматриваемой, уже осуществленной поставки природного газа на сумму, составляющую 2 781 532,26 Евро.
Учитывая, что по итогам пересмотра цены в соответствии с Пятым дополнительным соглашением от 24.01.2019 года к Контракту, увеличенная стоимость рассматриваемой партии природного газа составила 19 893 068,12 Евро, ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение от 03.04.2019 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/160718/0001112 (далее Обращение) и оформлена корректировка к ПВД N 10006032/160718/0001112.
Увеличенная стоимость сделки по поставке спорных объемов природного газа была заявлена Обществом в корректировке к ПВД N 10006032/160718/0001112, что подтверждается графами 22 и 42 корректировки к ПВД.
С учетом подлежащего применению курсу Евро - 73,1769 рублей за один Евро (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 1 455 713 056,51 рублей (графы 12,45 и 47 корректировки к ПВД).
В графе 47 корректировки к ПВД N 10006032/160718/0001112 Общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 436 713 916,95 рублей.
Доплата таможенной пошлины составила 61 063 172,41 рублей и была своевременно и в полном объеме осуществлена Обществом, что подтверждается скорректированной ПВД N 10006032/160718/0001112.
Таким образом, Обращение Общества от 03.04.2019 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/160718/0001112 было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/160718/0001112, что подтверждается скорректированной ПВД N 10006032/160718/0001112.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем и своевременном исполнении Обществом обязанности по уплате таможенной пошлины, при этом, выводы таможенного органа о нарушении Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в размере 61 063 172,41 рублей РФ не соответствуют фактическим обстоятельствам поставки, поскольку на этапе подачи Обществом ПВД N 10006032/160718/0001112, стоимость сделки, рассчитанная Сторонами в соответствии с Контрактом, составляла 17 111535,86 Евро, а не 19 893 068Л2 Евро, как необоснованно указывает таможенный орган. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном характере КДТ от 15.05.2019 года к ПВД N 10006032/160718/0001112, что послужило основанием для принятия Арбитражным судом г. Москвы обжалуемого Решения.
Об отсутствии оснований для корректировки в рассматриваемой ситуации полной таможенной декларации на товары путем начисления пеней судом обоснованно указано следующее.
Пенями в силу пункта 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона N 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Следовательно, корректировка декларации на товары в виде КДТ от 15.05.2019 года к ПВД N 10006032/160718/0001112 может быть осуществлена таможенным органом только при одновременном наличии следующих доказанных фактов:
- факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ (в целях соблюдения пункта 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ);
- факта причинения ущерба государственной казне РФ в результате вышеуказанной неуплаты или нарушения сроков уплаты таможенной пошлины, причитающейся государственной казне РФ (в целях компенсации такого ущерба бюджету РФ).
Отсутствие факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ подтверждается следующим.
- Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была своевременно начата Обществом 21 мая 2018 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/210518/0000838;
- В целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество своевременно представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/160718/0001112, которая без замечаний была принята и зарегистрирована таможенным органом, и на основании чего таможенная пошлина своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, что подтверждается, прежде всего, наличием штампа "Выпуск разрешен", проставленного таможенным органом 17.07.2018 года;
- В дальнейшем в связи заключением между сторонами Дополнительного соглашения от 24.01.2019 к Контракту Общество было вынуждено пересчитать стоимость поставленного природного газа в июне 2018 года;
- 03.04.2019 года ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/160718/0001112/01 (далее - КДТ1) к ПВД N10006032/160718/0001112;
- ООО "Газпром экспорт" была доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки. Составленная Обществом КДТ1 была принята ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/160718/0001112, что подтверждается отметками ЦЭТ от 18.04.2019 года в графе "D" КДТ1 N 10006032/160718/0001112/01 к ПВД.
Таким образом, очевидно, что на момент таможенного оформления поставки, таможенная пошлина была корректно исчислена и уплачена в установленные законодательством сроки в полном объеме. В то же время, основания для уточнения стоимости сделки возникли лишь после оплаты поставленного газа и проведения всех необходимых формальных процедур, включая таможенное оформление, в связи с чем, и был проведен процесс соответствующей корректировки и уплаты причитающейся в соответствии с такой корректировкой пошлины.
В этой связи, абсолютно логичен и обоснован вывод суда первой инстанции о том, что стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления сделки не оспаривалась и была признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки был выпущен ЦЭТ, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки ЦЭТ не проводилось, каких-либо требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки таможенным органом не выставлялось.
Поскольку таможенным органом не были представлены доказательства несоответствия действительности указанной в декларациях стоимости сделки и рассчитанной на ее основе таможенной пошлины, а также неуплаты на каждом из этапов таможенного оформления указанной в декларациях таможенной пошлины, таможенный орган не имеет правовых оснований считать Общество нарушившим сроки уплаты таможенной пошлины и, как следствие, не имеет оснований начислять пени.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает законным, обоснованным и полностью соответствующим доказательствам, имеющимся в материалах дела, отклонение судом первой инстанции довода таможенного органа о нарушении Обществом сроков уплаты вывозной таможенной пошлины.
Довод заявителя жалобы о том, что корректировка ПВД не нарушает права и законные интересы декларанта, т.к. спорная корректировка декларации на товары является документом, подтверждающим факт начисления пеней, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49), после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289).
Соответственно, осуществление таможенным органом по собственной инициативе корректировки ПВД N 10006032/160718/0001112 путем указания в графе 47 сумм начисленных Обществу пеней, свидетельствует о том, что таможенным органом признаны недостоверными сведения, содержащиеся в ПВД N 10006032/160718/0001112, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку основания для начисления Обществу пеней и отражения указанных сумм в ПВД N 10006032/160718/0001112 у таможенного органа отсутствовали.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с ЦЭТ госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-206172/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206172/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ РОССИИ (ЦЭТ)