г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2020 г. |
Дело N А56-17085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11236/2020) федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2020 по делу N А56-17085/2020 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению 103 Отдела Государственного архитектурно строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
к федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
103 Отдел Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, 103 Отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН: 1087746462616, адрес: 119160, Москва, пер. Б.Знаменский, 8, 3; далее - Предприятие, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 18.03.2020 ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в привлечении Предприятия к административной ответственности. Податель жалобы указывает на незаконность и неисполнимость предписания 103 Отдела от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1, а также ссылается на то, что Предприятием были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписаний 103 Отдела.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 103 Отделом в рамках программы проведения проверок в период с 28.01.2019 по 06.02.2019 проведена проверка в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция 19 испытательного полигона МО РФ для испытания береговой составляющей подсистемы управления и связи Министерства обороны РФ" 1 этап строительства (шифр ЛП 902), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте проверки от 06.02.2019 N 103.12КИ следующие нарушения обязательных требований:
- при производстве работ по возведению подземной части сооружения N 1 применяются сваи сечением 300 х 300 мм длинной 12 м и 5 м - нарушены требования проекта л.21 раздела ЛП 902-1-КР4.1.ПЗ (предусмотрены сваи длиной 17,0 м сечением 400x400, бетон В25, F150, W8),л. 13 раздела ЛП 902-1-ПОС.ПЗ (предусмотрены сваи длиной 4,0 м, сечением 400x400 бетон В20, F150, W10).
По итогам проверки Предприятию выдано предписание от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 об устранении нарушений при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства; срок устранения нарушений до 06.03.2019. Впоследствии срок исполнения указанного предписания неоднократно продлевался по ходатайствам Предприятия, согласно письму 103 Отдела от 30.09.2019 N197/103/926 срок исполнения предписания от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 продлен до 23.12.2019.
Кроме того 103 Отделом в рамках программы проведения проверок в период с 22.07.2019 по 29.07.2019 проведена проверка в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция 19 испытательного полигона МО РФ для испытания береговой составляющей подсистемы управления и связи Министерства обороны РФ" 1 этап строительства (шифр ЛП 902), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте проверки от 29.07.2019 N 103.2019.130.КИ следующие нарушения обязательных требований:
- в Общем журнале работ не заполнен раздел 5 "Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство" (нарушение требований пункта 8.5 РД-11-05-2007);
- исполнительная документация не соответствует "Требованиям к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве", акты освидетельствования скрытых работ подписаны не всеми ответственными лицами (нарушены требования РД-11-02-2006);
- отсутствуют акты об устранении выявленных недостатков, при этом продолжаются работы по устройству ростверков, плиты пола и возведению каркаса сооружения N 1 (нарушены требования пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По итогам проверки Предприятию выдано предписание от 29.07.2019 N 103.2019.130-КИ-1 об устранении нарушений при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства; срок устранения нарушений до 02.09.2019. Впоследствии срок исполнения указанного предписания неоднократно продлевался по ходатайствам Предприятия, согласно письму 103 Отдела от 30.09.2019 N 197/103/926 срок исполнения предписания от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 продлен до 23.12.2019.
В связи с истечением срока выполнения предписаний от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 на основании приказа от 28.11.2019 N359 103 Отделом проведена проверка выполнения предписаний органов государственного надзора, в ходе которой выявлено и отражено в акте проверки от 27.12.2019 N 103.322 КИ, что ранее выданные предписания от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 Предприятием не исполнены, а именно:
- при производстве работ по возведению подземной части сооружения N 1 применяются сваи сечением 300 х 300 мм длинной 12 м и 5 м - нарушены требования проекта л.21 раздела ЛП 902-1-КР4.1.ПЗ (предусмотрены сваи длиной 17,0 м сечением 400x400, бетон В25, F150, W8). л. 13 раздела ЛП 902-1-ПОС.ПЗ (предусмотрены сваи длиной 4,0 м, сечением 400x400 бетон В20, F150, W10) (не исполнено предписание от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1);
- в нарушение требований пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют акты об устранении выявленных недостатков, при этом продолжаются работы по устройству ростверков, плиты пола и возведению каркаса сооружения N 1 (предписание от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 не исполнено в части).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом 103 Отдела в отношении Предприятия протокола от 28.01.2020 N 103.2020.9 КИ-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены 103 Отделом в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанными событие административного правонарушения и вину Предприятия в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем привлек Предприятие к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб..
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия и отмены решения суда первой инстанции от 18.03.2020 в связи со следующим.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в части соблюдения сроков выполнения предписаний органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного ля получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
В соответствии со статьей 11 Положения проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и Предприятием не опровергнуто, что 103 Отделом в ходе проверок (в рамках планов проверок) в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция 19 испытательного полигона МО РФ для испытания береговой составляющей подсистемы управления и связи Министерства обороны РФ" 1 этап строительства (шифр ЛП 902), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, выявлено нарушение обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства, в том числе осуществление строительства с нарушение требований проектной документации, а также нарушение части 6 статьи 52 ГрК РФ. Указанные нарушения послужили основанием для вынесения 103 Отделом предписаний от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1.
Предписания 103 Отдела от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 не признаны недействительными в установленном порядке; с заявлениями о разъяснении порядка исполнения данных предписаний Предприятие в 103 Отдел также не обращалось.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" учреждено в ведении Министерства обороны Российской Федерации в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, с осуществлением, в том числе, обеспечения проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении капитального строительства и реконструкции объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Устава ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (в редакции распоряжения от 29.06.2011 N 1119-р) Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства для нужд обороны и безопасности государства.
Согласно пункту 10 Устава целью деятельности Предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
В силу пункта 11 Устава для достижения цели деятельности Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организацию проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ; а также осуществляет контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по капитальному строительству.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" в соответствии с Положением о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, обязано осуществлять строительный контроль на объекте капитального строительства "Реконструкция 19 испытательного полигона МО РФ для испытания береговой составляющей подсистемы управления и связи Министерства обороны РФ" 1 этап строительства (шифр ЛП 902) с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации, требованиям технических регламентов и градостроительного законодательства. Соответственно, Предприятие является надлежащим субъектом ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт неисполнения Предприятием в установленный срок (с учетом неоднократного переноса сроков) предписаний от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 в полном объеме установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Предприятием предписаний 103 Отдела от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 в установленный в них срок, а равно доказательств принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения (исполнение предписания в установленный срок), в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, по ходатайству ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" срок исполнения вышеуказанных предписаний неоднократно продлевался (с 06.03.2019 до 23.12.2019), однако действенных мер по исполнению предписаний от 06.02.2019 N 103.12 КИ-1 и от 29.07.2019 N103.2019.130-КИ-1 в полном объеме Предприятия не предпринято; доказательства обратного в материалы дела не представлены. Как следует из апелляционной жалобы, задание на корректировку проектной документации было утверждено только 25.12.2019, то есть уже после истечения срока исполнения предписаний, при этом работы на объекте продолжались. Доказательства невозможности исполнения предписания от 29.07.2019 N 103.2019.130-КИ-1 в части отсутствия актов об устранении выявленных недостатков в материалы дела не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Апелляционным судом не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции не усмотрел в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Предприятием правонарушения, принимая во внимание, что заявителем не были устранены нарушения обязательных требований при осуществлении строительства, касающиеся соответствия работ требованиям проектной документации, что затрагивает безопасность построенного объекта, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутсвии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Предприятием правонарушения малозначительным.
Выводы суда первой инстанции сделаны с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10. Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей назначено Предприятию в пределах санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 18.03.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2020 года по делу N А56-17085/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17085/2020
Истец: 103 Отдел Государственного архитектурно строительного отдела Министерства Обороны Российской Федерации
Ответчик: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"