Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф04-4418/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А70-2667/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4957/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2020 по делу N А70-2667/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739, место нахождения: 625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании недействительным предписания от 03.12.2019 N ТО-22-0020/2019 об устранении нарушений законодательства,
в отсутствие представителей лицу, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - Госжилинспекция Тюменской области, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 03.12.2019 N ТО-22-0020/2019 об устранении нарушений законодательства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2020 по делу N А70-2667/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО с потребителем, проживающим по адресу Ишимский район, с. Тоболово, ул. Советская, дом N 10, заключен в силу закона. При этом в своем обращении потребитель не извещает уполномоченного субъекта о неоказании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) или о некачественном оказании услуги по обращению с ТКО, сообщая о проблеме начисления платы за ТКО и о том, что по данному адресу в частном доме он не проживает. Предметом проверки, проведенной заинтересованным лицом по обращению потребителя, должен был являться порядок начисления платы за обращение с ТКО. Кроме того, проверка в отношении ООО "ТЭО" проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). В жалобе заявитель отмечает также, что уведомление регионального оператора по обращению с ТКО и составление акта о нарушении качества коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителем является обязательным действием в рамках оценки качества предоставляемой услуги. Действия потребителя по уведомлению регионального оператора по обращению с ТКО являются неотъемлемой частью в рамках проверки качества исполняемой им услуги, и являются основой доказательств по виновности или невиновности регионального оператора в рамках проводимых Государственной жилищной инспекцией проверок. В материалы настоящего дела не представлен акт, уведомление со стороны потребителя, а также материалы фото- и (или) видеофиксации, подтверждающие невыполнение региональным оператором условий договора. При этом фактически требование потребителя исполнено: расчет платы приведен в соответствие с действующим законодательством - исходя из количества собственников. От потребителя, проживающего по адресу: Тюменская область, Ишимский район, с. Тоболово, ул. Советская, д. 10, претензий в адрес ООО "ТЭО" о непредоставлении или некачественном предоставлении коммунальной услуги не поступало.
В письменном отзыве на жалобу инспекция просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что с 07.11.2019 по 04.12.2019 на основании приказа начальника инспекции в отношении ООО "ТЭО" проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки составлен акт проверки N ТО-22-0033/2019, на основании которого Госжилинспекцией Тюменской области выдано предписание от 03.12.2019 N ТО-22-0020/2019.
В соответствии с поименованным предписанием в ходе проверки в деятельности общества выявлены нарушения допустимого отклонения сроков вывоза твердых коммунальных отходов за период с мая по ноябрь 2019 года, установленных пунктом 17 частью VII Приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354). Инспекцией на общество возложена обязанность обеспечить предоставление коммунальных услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами в соответствии с установленной Правилами N 354 периодичностью в срок до 02.03.3020.
Полагая предписание заинтересованного лица не основанным на законе, ООО "ТЭО" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что явилось основанием обращения ООО "ТЭО" в апелляционный суд с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018 между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО" как исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тюменской области, за исключением территорий Ханты-Мансийского округа - Югры и Ямало-Ненецкого округа, определено ООО "ТЭО".
При применении способа накопления ТКО в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором (мешках), в соответствии с главой 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п (далее - Порядок накопления ТКО), региональный оператор обязуется принимать ТКО либо в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, либо непосредственно от потребителей. График и время транспортирования ТКО от потребителей при применении способа накопления ТКО в пакетах или других емкостях, предоставляемых региональным оператором, определяется условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 7.4 Порядка накопления ТКО при осуществлении накопления ТКО в индивидуальной жилой застройке в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях договором об оказании услуг по обращению с ТКО устанавливаются конкретные места и время сбора отходов. Мусоровоз следует по обслуживаемому участку с периодическими, строго регламентированными по времени остановками для заполнения кузова.
Сбор мешков с ТКО осуществляется в специально определенных местах. Жилищным законодательством и Порядком накопления ТКО "поквартирный" способ вывоза ТКО не предусмотрен, однако предусматривается принятие ТКО в местах накопления ТКО либо непосредственно от потребителей.
Согласно пункту 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления должен быть обеспечен в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), при этом допустимое отклонение сроков вывоза ТКО составляет не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже, не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Приведенная норма предусматривает вывоз ТКО как из мест накопления, на которых установлены контейнеры, так и непосредственно от потребителей на основании договора об оказании услуг по обращению с ТКО, которым определены конкретные места сбора отходов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что инспекцией при рассмотрении обращений от 28.10.2019 N 5430ж/19 по многоквартирноиу дому 12 по ул. Рабочая в д. Ершовка г. Тобольска Тюменской области, от 05.11.2019 N 5564-ж/19 по жилому дому по ул. Советская, д. 10 с Тоболово Ишимского района Тюменской области о фактах нарушения периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении ООО "ТЭО" проведена внеплановая документарная проверка. В результате проверки выявлено нарушение периодичности вывоза ТКО от жилого дома N 10 по ул.Советская с. Тоболово Ишимского района Тюменской области, допущено превышение допустимого отклонения сроков вывоза ТКО за период с мая по ноябрь 2019 года, что подтверждается актом проверки от 03.12.2019 N ТО-22-0033/2019.
Согласно акту проверки от 03.12.2019 N ТО-22-0033/2019 общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителя, проживающего в жилом доме N 10 по ул. Советская с. Тоболово Ишимского района Тюменской области. Для потребителя указанного жилого дома организован мешочный (бесконтейнерный) сбор ТКО и вывоз ТКО, который в мае осуществлялся 1 раз в неделю, что подтверждается представленной в ходе проверки копией маршрутного журнала. Указанные обстоятельства следуют также из письма от 25.11.2019 N 8300 ООО "ТЭО" в лице начальника управления по обращению с отходами в адрес инспекции.
С июня 2019 года вывоз ТКО осуществлялся 2 раза в неделю, что также подтверждается представленной в ходе проверки историей движения мусоровоза системы ГЛОНАСС и письмом от 22.11.2019 N 8259 в адрес инспекции начальника управления по обращению с отходами ООО "ТЭО", в соответствии с которым, по сведениям от оператора по транспортированию, вывоз ТКО в Ишимском районе с. Тоболово по ул. Советская осуществляется мобильным "бесконтейнерным" способом с 11.06.2019 два раза в неделю согласно графику, место сбора ТКО происходит в районе домов NN 5, 10 по ул. Советская, что подтверждается историей вывоза мусоровоза системы "ГЛОНАСС".
Периодичность вывоза заявителем ТКО не соответствует установленной Правилами N 354, в данном случае усматривается нарушение допустимого отклонения сроков вывоза ТКО в период с мая по ноябрь 2019 года. При этом по справедливому выводу суда первой инстанции, Правила N 354 не могут применяться по соглашению сторон, поскольку договор является публичным, а заявитель в силу требований нормативного правового акта и заключенного поименованного выше соглашения наделен статусом исполнителя коммунальной услуги, требования к которому установлены Правилами N 354 и который несет ответственность за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Проект договора размещен на официальном сайте ООО "ТЭО" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.12.2018.
Согласно пункту 148(2) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354. С потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанном жилом доме письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, предусматривающий иную периодичность вывоза ТКО, не заключен. Следовательно, договор об оказании услуг по обращению с ТКО с потребителем указанного жилого дома заключен на основании конклюдентных действий.
Правила N 1156 регулируют только порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, вместе с тем, Правила N 354 регулируют условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения Правил N 1156 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, периодичность вывоза ТКО урегулирована жилищным законодательством, Правилами N 354, и на отношения между региональным оператором и потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО распространяется действие последних. Соответственно, договор заключен на условиях, предусмотренных Правилами N 354, в том числе в части периодичности вывоза ТКО.
Учитывая, что материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ООО "ТЭО" не обеспечило предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям жилого дома N 10 по ул. Советская с. Тоболово Ишимского района Тюменской области в соответствии с установленной пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 периодичностью, в действиях общества обоснованно установлено нарушение Правил N 354.
Доводы ООО "ТЭО" о том, что вывоз ТКО в период с мая по ноябрь 2019 года осуществлялся по графику, доведенному до потребителей на основании действующих договоренностей с органами местного самоуправления, не нарушая при этом прав потребителей, является несостоятельным, поскольку в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы периодичности вывоза ТКО не относятся к числу вопросов местного значения, следовательно, органы местного самоуправления не полномочны принимать какие-либо решения в данной сфере деятельности.
Утверждение подателя апелляционной жалобы об отсутствии жалоб со стороны потребителей о непредоставлении или некачественном предоставлении коммунальной услуги, а также заявки на необходимость вывоза ТКО, также отклоняются апелляционным судом: периодичность вывоза ТКО установлена вышеперечисленными требованиями федерального жилищного законодательства, соответственно игнорирование их исполнения не может быть оправдана отсутствием обращений потребителей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод жалобы общества о том, что настоящая проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок юридических лиц в рамках регионального государственного жилищного надзора установлен частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Так, основаниями проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ). Достаточным для назначения проверки является обращение с жалобой, в которой ее податель выражает свое мнение о нарушении своих прав. Вследствие того, что не податель жалобы, а уполномоченный на то орган наделен полномочиями на принятие мер, направленных на выяснение наличия нарушения прав обратившегося лица в действительности, реализация таких мер возможна только после проведения по поступившей жалобе проверки.
Довод ООО "ТЭО" о том, что в обязанности заявителя не входит создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является несостоятельным, поскольку предписанием на общество возложена обязанность по обеспечению оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО в соответствии с установленной Правилами N 354 периодичностью, а не по организации мест площадок накопления ТКО.
При этом доказательства нарушения обществом требований Правил N 354 представлены в дело, по существу заявителем указанное не опровергается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, осьтавив без удовлетворения заявление ООО "ТЭО".
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2020 по делу N А70-2667/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2667/2020
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ