г. Владивосток |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А51-20512/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, апелляционное производство N 05АП-2046/2020 на решение от 12.02.2020 судьи С.Т. Шохиревой по делу N А51-20512/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЕЛЬ ДВ" (ИНН 2507000354, ОГРН 1102507000331)
к департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967)
третьи лица: Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", Федеральное агентство лесного хозяйства,
о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка,
при участии: от истца: от истца: адвокат Медведева Е.В., по доверенности от 11.09.2019, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕЛЬ ДВ" (далее - ООО "ЕЛЬ ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка лесного участка для заготовки древесины от 08.11.2011 N 20/29 (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее - КГКУ "Приморское лесничество"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
В ходе рассмотрения дела произведена замена Департамента лесного хозяйства Приморского края на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство) в связи с переименованием.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2020 исковые требования удовлетворены, суд внес изменения в договор от 08.11.2011 N 20/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, заключенный между Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края с обществом с ограниченной ответственностью "ЕЛЬ ДВ" в редакции дополнительного соглашения от 16.08.2019.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Рослесхоз обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12.02.2020 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что изменение количественных и качественных характеристик лесного участка на основании проекта освоения лесов, положительного заключения государственной экспертизы не может являться основанием для изменения условий, внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка. Приводит ссылки на порядок внесения информации в государственный лесной реестр, полагает также, что информация, содержащаяся в лесоустроительной документации, полученная в результате работ по таксации лесов, может быть использована в случае внесения соответствующей информации в государственный лесной реестр и после внесения изменений в договор аренды лесного участка. Считает, что ответчиком не представлено доказательств соблюдения требований статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от министерства и ООО "Ель ДВ" поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца на доводы жалобы возразил. Обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно материалов дела, между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ООО "Ель ДВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 20/29 от 08.11.2011, по которому арендодатель в соответствии со статьями 72 и 74 ЛК РФ, на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 06.10.2011 по делу N А51-14308/2011, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 12 669 га, местоположение: Приморский край, Дальнереченский район, кварталы N 56-60, 68-72, 81-86, 89-134, 137-140, 143 Введенского участкового лесничества Дальнереченского лесничества.
Согласно пункта 5 договора арендная плата по настоящему договору на момент заключения договора составляет 86 736,60 руб. в год, в том числе минимальный размер арендной платы 86 736,60 руб. в год.
В соответствии с пунктом 20 договора срок действия настоящего договора устанавливается 49 лет с момента государственной регистрации договора. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В дальнейшем между Управлением лесным хозяйством Приморского края (Постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па "О переименовании управления лесным хозяйством Приморского края и об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края" переименовано в департамент лесного хозяйства Приморского края) и ООО "ЕЛЬ ДВ" заключено дополнительное соглашение от 31.08.2012 о внесении изменений и дополнений к договору аренды лесного участка от 08.11.2011 N20/29, в котором стороны пришли к соглашению во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края по делу NА51-12020/2012 вступившего в законную силу, изменить приложения к Договору N 2, 3, 4 в прилагаемой редакции; в приложении 6 изменить таблицы (Характеристика лесного участка, Характеристика насаждений лесного участка. Средние таксационные показатели).
Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Приказом Департамента от 05.11.2015 N 1118 материалы лесоустройства, проведенные Приморским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" по договору с ООО "Ель ДВ" на площади 12 669 га в кварталах N 56-60, 68-72, 81-86, 89-134, 137-140, 143 Введенского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, признаны отвечающими законодательству, считаются введенными в действие с даты издания приказа.
Также данным приказом поручено отделу ведения лесного реестра и государственной экспертизы проектов освоения лесов подготовить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр по данному лесному участку на основании первичной лесоустроительной документации, КГКУ "Примлес" внести данные по проведенному лесоустройству в форму 1.3. государственного лесного реестра на основании приказа и отмеченного акта.
Приказом Департамента от 21.01.2019 N 66 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Введенского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ООО "ЕЛЬ ДВ".
Письмом ООО "ЕЛЬ ДВ" от16.08.2019 N 11 (получено Департаментом 16.08.2019 вх.N38-9210), в связи с уточнением таксационных показателей при проведении лесоустройства лесного участка, расхождением между данными договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 08.11.2011 N20/29 и данными, содержащимися в проекте освоения лесов направило в адрес Департамента дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 08.11.2011 N20/29 в количестве 3 экземпляров.
Письмом от 27.08.2019 N 38/4378 Департамент лесного хозяйства Приморского края сообщил о том, что внесение изменений и дополнений в договор возможно лишь в судебном порядке путем обращения с соответствующим исковым заявлением в суд, поскольку договор аренды лесного участка от 08.11.2011 N 20/29 заключен на основании протокола о результатах аукциона по продаже прав на заключение договора аренды в соответствии со ст.74.1 ЛК РФ изменение договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 73.1 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции, введенной в действие с 01.10.2015 Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ (статья 6)) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Установленные судом обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов проводится таксация лесов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 ЛК РФ).
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Из материалов дела следует, что договором аренды предусмотрены определенные количественные и качественные характеристики, влияющие на лесопользование: площадь лесного участка, в том числе, площадь лесного участка, покрытая лесом, с указанием целевого назначения лесов; средние таксационные характеристики лесного участка, с разделением по породному составу насаждений, среднему возрасту, средней полноте; объемы использования лесов (ежегодный допустимый объем заготовки древесины); причитающийся к уплате размер арендной платы, рассчитанный исходя из установленного объема заготовки древесины; объемы выполнения арендатором мероприятий по охране.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Частями 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.09.2016 N 496 (далее - Приказ N 469).
Согласно пункту 7.1 Приказа N 496 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 9 Приказа N 496 результат государственной экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ.
Согласно пункту 3 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 31 Приказа N 69 определено, что при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Приказом Департамента от 21.01.2019 N 66 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Введенского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ООО "ЕЛЬ ДВ".
В основу данного Проекта освоения лесов положены материалы лесоустройства лесного участка и положения приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.11.2017 N 626.
Из содержания материалов лесоустройства и Проекта освоения лесов, изготовленного Приморским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" следует, что отраженные в договоре и приложениях к нему сведения относительно распределения запасов лесных насаждений по преобладающим породам и группам возраста, распределения площади лесных насаждений по полноте и таксации лесов, а также объема заготовки древесины не соответствуют фактическим количественным и качественным характеристикам Лесного участка.
Так, общий измененный объем заготовки древесины при проведении выборочных рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях составляет 7,64 тыс.куб.м. корневого запаса, в ликвиде - 6,81 тыс.куб.м., в том числе при проведении выборочных рубок - 5 тыс.куб.м., в ликвиде - 4,6 тыс.куб.м., в твердолиственном хозяйстве, 0,4 тыс.куб.м. в мягколиственном хозяйстве.
Таким образом, после проведенного лесоустройства, материалы которого положены в основу Проекта освоения лесов, выявлено существенное изменение параметров использования Лесного участка, что отражается на таких существенных условиях заключенного Договора, как годовой объем использования лесов и размер арендной платы (в сторону увеличения).
Работа по таксации лесного участка проведена в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, с пунктом 7 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377.
Данные нормативные правовые акты устанавливают, что при таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, осуществляется, в том числе, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также определение других показателей, характеризующих лесные ресурсы, расположенные на арендуемом лесном участке.
Учитывая изложенное, количественные и качественные характеристики лесного участка существенного изменились, что свидетельствует о существенном изменении параметров использования лесов и не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Факт внесения изменений в государственный лесной реестр согласно акта от 09.11.2015 (т. 3 л.д. 123) на основании Приказа Департамента от 05.11.2015 N 1118 (т. 1 л.д. 78) признан КГКУ "Примлес" в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, подтвержден материалами дела.
Учитывая, что исковые требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, отражающихся на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы, является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных статьёй 74.1 ЛК РФ оснований для внесения изменения в договор аренды лесного участка N 20/29 от 08.11.2011.
Как верно установил суд первой инстанции, содержание представленного дополнительного соглашения соответствует имеющемуся в деле проекту освоения лесов в части характеристики лесного участка и его насаждений, целей и объемов использования лесов, объемов и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. Данные характеристики отражены в акте приема-передачи лесного участка в аренду, приложенного к дополнительному соглашению.
При допустимом изменении количественных и качественных характеристик такого лесного участка, выявленных в том числе в результате проведения новой таксации лесов, изменение объема заготовки древесины оказывает влияние на размер арендной платы, поскольку такие существенные условия договора аренды являются взаимосвязанными. Следовательно, предоставление арендатору права осуществлять заготовку древесины в ином объеме по сравнению с первоначальными условиями договора аренды без перерасчета арендной платы приведет к нарушению принципа платности использования лесов.
В силу частей 1, 2 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Исходя из того, что спорный договор аренды по существу отвечает критериям заключения на торгах, по результатам которых был определен итоговый размер арендных платежей, в таком случае регулируемая арендная плата не может применяться к правоотношениям сторон.
Какого-либо нормативно установленного механизма перерасчета арендной платы по заключенному на торгах договору аренды лесного участка в случае увеличения объемов заготовки при существенном изменении количественных и качественных характеристик такого участка нормы лесного законодательства не содержат.
Следовательно, в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, недопущения ущемления прав иных участников аукциона и обеспечения принципа платности использования лесов перерасчет арендной платы при увеличении объемов заготовки должен осуществляться с учетом критериев формирования итогового размера платы, установленного по результатам торгов, путем пропорционального его увеличения относительно новому объему изъятия лесных ресурсов.
Апелляционный суд отмечает, что предложенный истцом в исковом заявлении порядок перерасчета арендной платы за измененный объем ресурсов в полной мере учитывает условия формирования аукционной цены, окончательный результат проведения торгов.
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Данное требование закона соблюдено обществом путём направления ответчику проекта дополнительного соглашения к договору аренды и новой редакции приложений к договору. Отказ ответчика внести изменения в договор по соглашению сторон датирован 27.08.2019, в то время как истец обратился в суд 23.09.2019, то есть после получения отказа
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком, например, исков о расторжении брака при наличии взаимного согласия на это супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 23 Семейного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствуют правовые основания для возложения на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края обязанности по возмещению судебных издержек по уплате государственной пошлины по иску, поскольку обращение истца с настоящим иском не было вызвано незаконностью действий ответчика либо фактами нарушения прав истца, ответчик не высказывал возражения против исковых требований истца и не имел противоположных юридических интересов.
Кроме того, в данном случае предметом рассмотрения дела является требование о внесении изменений в заключенный по результатам торгов договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, ввиду существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Исходя из части 3 статьи 74.1 ЛК РФ внесение указанных изменений возможно лишь на основании решения суда.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который в силу ст.333.40 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2020 по делу N А51-20512/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20512/2019
Истец: ООО "ЕЛЬ ДВ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ, Федеральное агентство лесного хозяйства