г. Ессентуки |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А20-4914/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сеньор Помидор" Бекалдиевой М.Ф. (доверенность от 30.08.2018), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по городу Нальчику КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2019 года по делу N А20-4914/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сеньор Помидор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС N 2 по г. Нальчику КБР (далее-инспекция, налоговый орган) от 14.06.2019 N 2319А об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Сеньор Помидор" (ОГРН-1170726001841) как несоответствующие ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; обязать ИФНС N 2 по г. Нальчику КБР устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, зарегистрировать изменения, вносимые в сведения ООО "Сеньор Помидор", содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, по ранее представленным документам, зарегистрированным за входящим номером 2319А от 11.06.2019.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2019 удовлетворено заявление ООО "Сеньор Помидор"; признано незаконным решение ИФНС N 2 по городу Нальчику КБР от 14.06.2019 N 2319А об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Сеньор Помидор" как несоответствующий ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд первой инстанции обязал ИФНС N 2 по городу Нальчику КБР устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, зарегистрировать в ЕГРЮЛ соответствующие изменения в отношении ООО "Сеньор Помидор", касающиеся сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности (генеральный директор).
Решение мотивировано тем, что местом жительства генерального директора Васкес Артуро Лата является иностранное государство, разрешения на работу в Российской Федерации он не имеет, но данное обстоятельство не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения в ЕГРЮЛ. Действующее законодательство предусматривает возможность передачи функций исполнительного органа иному лицу, либо управляющей организации, однако не устанавливают при этом обязанности по изменению места нахождения юридического лица в связи с нахождением исполнительного органа в ином месте.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает о том, что в настоящем случае генеральный директор не имеет ни вида на жительства, ни разрешение на временное проживание, соответственно, в случае его приезда в Россию его статус - временно пребывающий в РФ иностранный гражданин. По общему же правилу временно пребывающие в России иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность в РФ при наличии разрешения на работу (п.4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Также согласно письмам Минтруда России от 05.11.2015 N 17-3/В-534 и от 07.08.2015 N 17-3/В-410 трудовой договор о дистанционной работе не может быть заключен с иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ, так как в соответствии со ст. 13 Трудового кодекса федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории РФ.
До начала судебного заседания от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель общества поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
ООО "Сеньор Помидор" зарегистрировано ИФНС N 2 по городу Нальчику КБР 16.03.2017 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1170726001841.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ генеральным директором общества и учредителем был гражданин РФ Бицуев З.М. (т.1 л.д. 13-16).
Общество действует на основании устава, утвержденного протоколом N 1 от 13.03.2017.
В дальнейшем Бицуев З.В. вышел из числа учредителей, единственным учредителем является иностранный гражданин В.А.Л..
Решением единственного учредителя от 11.02.2019 N 4 Бицуев З.В. снят с должности генерального директора с 11.02.2019. Этим же решением на должность генерального директора назначен В.А.Л. с 12.02.2019.
12.02.2019 ООО "Сеньор Помидор" и единственный участник общества Васкес Артуро Лата заключили трудовой договор о дистанционной работе (т.1 л.д. 87-91).
В соответствии с п. 1.1. данного договора сотрудник назначается на должность генерального директора общества на основании Решения N 4 единственного участника общества от 11.02.2019.
Пунктом 1.2 данного договора предусмотрено, что в соответствии с условиями договора сотрудник обязуется осуществлять руководство текущей деятельностью общества в пределах своей компетенции, установленной договором, а общество наделяет сотрудника полномочиями по руководству текущей деятельностью общества, по выполнению функций единоличного исполнительного органа общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания учредителей общества.
11.06.2019 по вх. N 2319А в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица подано заявление с пакетом документов.
Среди представленных документов имеется предусмотренное п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ заявление по форме N Р14001 о прекращении записи о лице, имеющем право действовать без доверенности - Бицуеве З.В. и внесении записи о лице, имеющем право действовать без доверенности В.А.Л., являющегося иностранным гражданином (т.1 л.д. 62-71).
В разделе 3.6.2 заявления по форме N Р14001 указан адрес места жительства нового генерального ООО "Сеньор Помидор" В.А.Л. за пределами территории РФ (т.1 л.д. 67).
14.06.2019 ИФНС N 2 по городу Нальчику КБР на основании подпункта "ч" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ принято решение 2319А об отказе в государственной регистрации.
Решение об отказе мотивировано тем, что на должность директора назначается иностранный гражданин без указания места пребывания на территории Российской Федерации.
ООО "Сеньор Помидор" обратилось в УФНС по КБР с жалобой на решение 2319А ИФНС N 2 по городу Нальчику КБР об отказе в государственной регистрации от 14.06.2019 (т.1 л.д. 31-33).
22.08.2019 УФНС по КБР принято решение по жалобе N 03/1-03/08893, в соответствии с которым жалоба ООО "Сеньор Помидор" оставлена без удовлетворения.
ООО "Сеньор Помидор" не согласившись с решением 2319А ИФНС N 2 по городу Нальчику КБР об отказе в государственной регистрации от 14.06.2019, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, указал и руководствовался следующим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 61), смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность передачи функций исполнительного органа юридического лица иному лицу, либо управляющей организации, однако не устанавливает при этом обязанности по изменению места нахождения юридического лица в связи с нахождением исполнительного органа в ином месте.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что местом жительства генерального директора В.А.Л. является иностранное государство, и данное обстоятельство не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения в ЕГРЮЛ.
Подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрен отказ в государственной регистрации при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции указал, что предметом настоящего спора является отказ во внесении изменений в сведения о юридическом лице, а не его государственная регистрация.
Суд первой инстанции также указал, что согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ N 61, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).
Между тем, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ к числу обязательных сведений о юридических лицах, носимых в ЕГРЮЛ, относятся: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п. "в" части 1 ст. 5); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (п. "л" части 1 ст. 5).
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту "ч" части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Как следует из решения об отказе в государственной регистрации, нарушение выразилось в том, что на должность директора назначается иностранный гражданин без указания места пребывания на территории Российской Федерации.
В решении УФНС России по КБР по жалобе указано, что обжалуемое решение было принято на основании того, что на должность директора назначается иностранный гражданин без указания места пребывания на территории Российской Федерации, что квалифицировано регистрирующим органом как предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения исполнительного органа юридического лица.
Выводы регистрирующего органа являются правомерными по следующим обстоятельствам.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа-иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ч.2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Согласно Уставу общества 2017 и содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям, адресом (местом нахождения) ООО "Сеньор Помидор" является Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, г. Нарткала, ул. Красная, д.316.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава 2019 года ООО "Сеньор Помидор" местом нахождения общества является Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, г. Нарткала.
Следовательно, представленное заявителем заявление по форме N Р14001 содержит недостоверные сведения о месте нахождения исполнительного органа ООО "Сеньор Помидор", поскольку не соответствует требованиям пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. Указанное заявление не соответствует также Уставу общества и сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.
Помимо изложенного, апелляционный суд учитывает следующее.
Уставами общества 2019 и 2017 года предусмотрено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - Генеральным директором, с которым заключается договор на определенный срок.
В рассматриваемом случае функции единоличного исполнительного органа возложены на учредителя, являющегося иностранным гражданином, не имеющим места пребывания в Российской Федерации; с ним заключен трудовой договор о дистанционной работе (с дистанционным сотрудником) от12.02.2019 (том 1 л.д. 24-28).
Согласно части 3 статьи 40 ТК РФ единоличный исполнительный орган общества: без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного
Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона (управляющий).
Согласно ст. 275, Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Согласно статье 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.
На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Из совокупности приведенных норм следует, что трудовой договор о дистанционной работе не может быть заключен с иностранным гражданином, осуществляющим свою деятельность за пределами Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории РФ.
Аналогичная позиция выражена в письмах Минтруда России от 05.11.2015 N 17-3/В-534 и от 07.08.2015 N 17-3/В-410.
Представленные на регистрацию сведения о наличии единоличного исполнительного органа, имеющего право действовать без доверенности от имени общества в лице иностранного гражданина В.А.Л., не имеющего места пребывания в Российской Федерации, не имеющего надлежащего трудового договора, не отвечают принципу достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Решение об отказе в регистрации таких сведений на основании пункта "ч" части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ является правомерным.
Оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 декабря 2019 года по делу N А20-4914/2019, отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Сеньор Помидор" (г. Нарткала, ИНН-0707019140, ОГРН-1170726001841), отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4914/2019
Истец: ООО "Сеньор Помидор"
Ответчик: ИФНС России N2по г.Нальчику
Третье лицо: ИФНС России N2по г.Нальчику