г. Чита |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А10-266/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Куклина О.А., судей Барковской О.В., Капустиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2020 года по делу N А10-266/2020 по иску акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (ОГРН 1180327007629, ИНН 0312016711) об урегулировании разногласий,
и установил:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - АО "Читаэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - ООО "УК "Жилищник", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 356-00474 от 01.04.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2020 года урегулированы разногласия, возникшие между ООО "УК "Жилищник" и АО "Читаэнергосбыт" при заключении договора энергоснабжения N 356-00474 от 01.04.2019 путём принятия следующих его условий.
Подпункт 2.3.2 пункта 2.3 договора изложен в следующей редакции: "В случае если на момент заключения договора точки поставки по настоящему договору не оборудованы приборами учета, обеспечить оснащение энергопринимающих устройств приборами учета в срок, установленный действующим Законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Подпункт 2.3.3 пункта 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Обеспечить сохранность и целостность приборов учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятие и хранение их показаний, своевременную замену приборов учета".
Подпункт 2.3.4 пункта 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Обеспечить эксплуатацию установленных и допущенных в эксплуатацию приборов учета, а именно - выполнение действий, обеспечивающих функционирование приборов учета в соответствии с их назначением на всей стадии их жизненного цикла со дня допуска их в эксплуатацию до их выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки".
Подпункт 2.3.5 пункта 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов, если иное не установлено Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии".
Подпункт 2.3.7 пункта 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Восстановить учет в случае выхода его из строя или утраты прибора учета в срок, согласованный Сторонами, но не более 2 месяцев".
С ООО "УК "Жилищник" в пользу АО "Читаэнергосбыт" взыскано 6000 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильном применении норм материального права: неприменении закона, подлежащего применению.
Ответчик не согласен с решением суда по следующим основаниям: суд принял в редакции истца подпункт 2.3.2 пункта 2.3 договора: "В случае, если на момент заключения договора точки поставки по настоящему договору не оборудованы приборами учета, обеспечить оснащение энергопринимающих устройств приборами учета в срок, установленный действующим Законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что указанный пункт в редакции, утверждённой судом, противоречит пункту 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении), согласно которому до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учёта используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, изложенные судом редакции подпункта 2.3.3 пункта 2.3, подпункта 2.3.4 пункта 2.3, подпункта 2.3.5 пункта 2.3, подпункта 2.3.7 пункта 2.3 договора возлагают на управляющую организацию обязанности по обеспечению работоспособности общедомовых приборов учёта (далее - ОДПУ), в том числе поверки, ремонт, техническое обслуживание.
В ООО "УК "Жилищник" отсутствует техническая документация на ОДПУ, ОДПУ на коммерческом учёте не состоят. Ответчик неоднократно запрашивал техническую документацию у сетевой организации - акционерного общества "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго"), однако техническая документация на ОДПУ ответчику не была передана. У ответчика отсутствуют данные о датах ввода в эксплуатацию ОДПУ, о датах следующей поверки ОДПУ и трансформаторов тока, что препятствует исполнению указанных пунктов договора.
АО "Читаэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя жалобы отклонило, решение суда считает законным и обоснованным. По мнению истца, расчёты за поставленную электрическую энергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) многоквартирных домов (далее - МКД) на основании установленных в этих домах сетевой организацией ОДПУ (при условии соблюдения процедуры их ввода в эксплуатацию) соответствуют действующему законодательству и не нарушают права управляющей организации либо конечных потребителей.
Собственники помещений в спорных МКД и управляющая организация не устанавливали никакие приборы учёта во исполнение Закона об энергосбережении.
ОДПУ электрической энергии в МКД установлены сетевой организацией АО "Оборонэнерго", которая самостоятельно и за свой счёт обеспечивает техническую исправность и бесперебойную работу приборов учёта в МКД, в том числе осуществляя их проверку на постоянной основе.
Истец полагает, что техническое обслуживание и проверка приборов учёта входят в обязанности управляющей организации.
То обстоятельство, что прибор учёта не передан на баланс ответчика при соблюдении всех технических и метрологических требований к его установке, не исключает возможность его использования для целей коммерческого учёта.
У ответчика имеется свободный доступ к ОДПУ, в том числе в целях контроля его работы и определения фактического потребления электрической энергии на основании его показаний.
АО "Читаэнергосбыт" считает, что ОДПУ должны быть приняты в состав общего имущества многоквартирного дома с последующей их эксплуатацией, обслуживанием, содержанием, поскольку управляющие компании должны эффективно осуществлять управление МКД и минимизировать различные потери, в частности во внутридомовых сетях, в целях недопущения оплаты сверхнормативного потребления электроэнергии.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: ООО "УК "Жилищник" осуществляет управление 55 МКД.
Приказом Республиканской службы государственной жилищной инспекции N 16л/к от 21.12.2018 ответчику выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Республики Бурятия N 003 00233.
03.06.2019 истец вручил ответчику оферту договора энергоснабжения N 356-00474 со всеми приложениями. Ответчик направил истцу протокол разногласий к договору электроснабжения N 356-00474. Истец представил возражения на протокол разногласий. 19.09.2019 ответчик направил истцу протокол согласования разногласий с протоколом разногласий.
Ввиду наличия неурегулированных разногласий АО "Читаэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с иском об их урегулировании по пунктам 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 и 2.3.7 договора энергоснабжения.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: в соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьёй 157.2 указанного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учёта и ОДПУ, установленных в МКД.
В соответствии с подпунктом е(1) пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества МКД в обязательном порядке включаются: автоматизированные информационно-измерительные системы учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учёта, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учёта), в случаях, если они установлены за счёт собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учёта в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пунктам 5 и 6 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу подпункта д) пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с подпунктом к) пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т.д.).
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем, обоснованные расходы на снятие показаний приборов учёта.
Кроме того, в силу подпунктов а(1) и в) пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД, которую обязана вести управляющая организация. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в числе прочего, документы на установленные ОДПУ и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учёта (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учёта.
Системный анализ приведённых норм права позволяет прийти к определённому выводу о том, что обязанности по установке, содержанию и эксплуатации ОДПУ, как на часть общего имущества МКД, законодатель однозначно возложил на лицо, осуществляющее управление данными МКД, то есть в настоящем случае на ответчика.
Что же касается истца, то в силу положений части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества только до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Соответственно, содержание и эксплуатация ОДПУ к сфере ответственности АО "Читаэнергосбыт" законом не отнесены.
Более того, даже в тех случаях, когда иное лицо обязано произвести установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ на МКД на основании требований пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оно производит эти действия за счёт средств собственников помещений МКД. Следовательно, в дальнейшем ОДПУ становятся частью общего имущества МКД.
Тот факт, что в данном случае у заявителя жалобы отсутствует техническая документация на ОДПУ, на выводы суда не влияет. Ответчик, в любом случае, на основании требований приведённых выше норм права обязан содержать и эксплуатировать ОДПУ. Следовательно, ему необходимо либо принять меры к получению технической документации на имеющиеся приборы, либо заменить их на новые за счёт средств собственников помещений МКД.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно принял указанную выше редакцию спорных пунктов договора N 356-00474 от 01.04.2019. То есть решение суда первой инстанции является законным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2020 года по делу N А10-266/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-266/2020
Истец: АО Читаэнергосбыт ТП Энергосбыт Бурятии
Ответчик: Общество с ограниченной ответсвенностю Управляющая компания Жилищник