город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2024 г. |
дело N А32-61819/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Нарышкиной Н.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от ответчика: представитель Абросимов Д.В. по доверенности от 01.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каскад"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.11.2023 по делу N А32-61819/2022
по иску муниципального казённого учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
к обществу с ограниченной ответственностью "Каскад"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение муниципального образования города Краснодара "Единая служба заказчика" (далее - истец, учреждение, МКУ "Единая служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ответчик, общество, ООО "Каскад") неустойки по муниципальному контракту N 03-2020-К от 15.06.2020 в размере 858 579,60 руб..
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2023 с общества с ограниченной ответственностью "Каскад" в пользу муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодара "Единая служба заказчика" взыскана неустойка по муниципальному контракту N 03-2020-К от 15.06.2020 в размере 858 579,60 руб. С общества с ограниченной ответственностью "Каскад" в доход федерального бюджета также взыскана государственная пошлина в размере 20 172 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции о необходимости расчета срока второго и третьего этапов с 15.06.2020, поскольку судом не учтено, что после заключения контракта был отменен ряд нормативной документации, что привело к необходимости переделывать работу. Таким образом, выполнить техническое задание от 22.05.2020 в редакции от 17.08.2021 до 26.05.2021 было невозможно. По мнению ответчика, срок для выполнения работ необходимо исчислять с момента утверждения задания на проектирование - с 17.08.2021.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (муниципальный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Каскад" (проектировщик) заключен муниципальный контракт N 03-2020-К от 15.06.2020 (ИКЗ 203230907113823080100100240017112414 на выполнение проектно-изыскательских работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар (далее - контракт), в соответствии с которым проектировщик обязуется по заданию муниципального заказчика (приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью контракта, выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: "Детская поликлиника на 300 посещений в смену в г. Краснодаре по ул. им. Писателя Знаменского д. 3" (далее - работы), а муниципальный заказчик обязуется осуществлять контроль за производством работ, принять результат выполненных работ и оплатить проектировщику обусловленную контрактом цену в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году.
Исходя из пункта 1.2 контракта, результатом выполненной работы по настоящему контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных работ по контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Цена контракта определяется на основании протокола соглашения о договорной цене (приложение N 1) и составляет - 16 998 000 руб., НДС не предусмотрен.
Оплата работ по контракту производится поэтапно:
- 1 этап (19,54% от цены настоящего контракта, что составляет 3 321 409 (три миллиона триста двадцать одна тысяча четыреста девять) руб.
20 коп.) - оплата производится в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания муниципальным заказчиком документа о приемке (акта приема-передачи), в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году;
- 2 этап (41,79% от цены настоящего контракта, что составляет 7 103 464 (семь миллионов сто три тысячи четыреста шестьдесят четыре) руб.
20 коп.) - 50% от стоимости выполненных работ по этапу подлежат оплате после получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и проверки определения достоверности сметной стоимости в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания муниципальным заказчиком документа о приемке, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году, оплата оставшейся части производится после приемки результата выполненных работ по 3 этапу в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания муниципальным заказчиком документа о приемке;
- 3 этап (38,67% от цены контракта, что составляет 6 573 126 (шесть миллионов пятьсот семьдесят три тысячи сто двадцать шесть) руб. 60 коп.) - оплата производится в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания муниципальным заказчиком документа о приемке, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.
Пунктом 3.1 предусмотрен срок выполнения работ по контракту:
-- начало работ - дата заключения контракта.
-- окончание работ - 345 дней с даты заключения контракта.
Согласно пункту 3.2 контракта работы выполняются поэтапно в соответствии с календарным планом работ (приложение N 4 к контракту).
Сроки начала и окончания выполнения работ (в том числе этапов работ), указанные в календарном плане работ, являются основаниями для определения имущественных санкции, которые будут выставлены проектировщику в случае нарушения последним своих обязательств по срокам и объемам освоения по настоящему контракту (п. 3.3 контракта).
Календарным планом работ на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Детская поликлиника на 300 посещений в смену в г. Краснодаре по ул. им. Писателя Знаменского д. 3" (Приложение 4 к Контракту) установлено, что срок выполнения работ по I этапу, составляет - 75 дней от даты заключения контракта, по 2 этапу - 255 дней от даты заключения Контракта; по 3 этапу - 345 дней от даты заключения контракта.
В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 контракта, проектировщик обязуется выполнять предусмотренные контрактом работы в соответствии с заданием на проектирование, техническим заданием и предать их результаты муниципальному заказчику в порядке и сроки, установленные контрактом.
Нарушение ООО "Каскад" сроков выполнения работ по 2 и 3 этапам послужило основанием для начисления неустойки на основании п. 7.6 контракта.
В целях досудебного урегулирования спора, истец направлял в адрес ответчика претензии (требования) от 02.06.2021 N 3253/66, от 10.10.2022 N 6840/66 с требованием уплатить неустойку за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту.
Однако данные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Спорные отношения подпадают под правовое регулирование параграфа 4, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) с применением в неурегулированной части общих положений о договоре подряда (параграф 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из содержания статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной им - Закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
-- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
-- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
-- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Частью 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта, в том числе к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
Частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с п. 7.3 контракта, в случае просрочки исполнения проектировщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Проектировщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Муниципальный заказчик направляет Проектировщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 7.6 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения проектировщиком обязательства, предусмотренного контрактом, проектировщик оплачивает муниципальному заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения проектировщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных проектировщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Календарным планом работ на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Детская поликлиника на 300 посещений в смену в г. Краснодаре по ул. им. Писателя Знаменского д. 3" (приложение 4 к контракту) установлено, что срок выполнения работ по I этапу, составляет - 75 дней от даты заключения контракта, по 2 этапу - 255 дней от даты заключения Контракта; по 3 этапу - 345 дней от даты заключения контракта.
С учетом даты заключения муниципального контракта N 03-2020-К от 15.06.2020 на выполнение проектно-изыскательских работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар, сроком окончания 1 этапа является 31.08.2020 (с учетом 193 ГК РФ).
В соответствии с календарным планом работ работы по II этапу на сумму 7 103 464,20 руб. должны были быть выполнены до 25.02.2021 (включительно).
Однако фактически работы по II этапу выполнены 13.12.2021, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ N 2 от 13.12.2021.
В соответствии с календарным планом работ работы по III этапу на сумму 6 573 126,60 руб. должны были быть выполнены до 26.05.2021 (включительно).
Однако, фактически работы по 3 этапу выполнены 20.12.2021, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ N 3 от 20.12.2021.
Доводы ответчика о том, что просрочка допущена по обстоятельствам, от него не зависящим, а именно: утрата силы нормативных документов, обязательных при проектировании, и принятие новых норм и правил, что повлекло за собой необходимость привлечения от проектировщика дополнительных материальных ресурсов и дополнительного времени для проведения данных работ правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
-- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
-- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
-- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ответчик свое право на приостановку работ не реализовал, доказательств обратного в материалы дела не представил, в связи с чем не вправе ссылаться на невозможность исполнения взятых на себя обязательств. Исполнитель, не предупредивший заказчика о данных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Поскольку ответчик не приостановил работы, в связи с чем, допустил просрочку в выполнении работ по договору, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины ответчика.
Согласно представленному истцом расчету, начисление пени произведено следующим образом:
1) за просрочку исполнения 2 этапа период с 26.02.2021 по 13.12.2021 (291 день просрочки): 7 103 464,20 х 7,5 х 291 х 1/300 = 516 777,02 рубля.
2) за просрочку исполнения 3 этапа период с 27.05.2021 по 20.12.2021 (208 дней просрочки): 573 126,60 х 7,5 х 208 х 1/300 = 341 802,58 рублей.
Итого, согласно представленному расчету, размер неустойки составил:
516 777,02 +341 802,58 = 858 579,60 руб.
Указанный расчет судом проверен, признан арифметически и методологически верным.
Оснований для списания неустойки судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика неустойки в заявленном им размере.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку ответчиком государственная пошлина по апелляционной жалобе не уплачена, с последнего в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2023 по делу N А32-61819/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ИНН: 2010003477, ОГРН: 1072033000995) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-61819/2022
Истец: МКУ "Единая служба заказчика", муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
Ответчик: ООО "Каскад"