Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф08-8411/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2020 г. |
дело N А32-55333/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булатовой К.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-55333/2019 по заявлению ООО "МВ Стил-Юг" (ИНН 2310155777, ОГРН 1112310004036) к Департаменту по надзору в строительной сфере по Краснодарскому краю, о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2019 N 738/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
ООО "МВ Стил-Юг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края, г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2019 N 738/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-55333/2019 признано незаконным и отменено постановление Департамента по надзору в строительной сфере по Краснодарскому краю от 19.11.2019 N 738/2019 о привлечении к административной ответственности ООО "МВ Стил-Юг" по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с решением суда от 29.01.2020 по делу N А32-55333/2019, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что трехдневный срок для внесения изменения в проектную документацию застройщика начинает исчисляться с даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не с крайнего срока предоставления ежеквартальной отчетности застройщика в налоговый орган.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-55333/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "МВ Стил-Юг" просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием N 171-ЗД-2018 от 13.03.2019 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (ИП) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении общества проведено мероприятие по контролю "Наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях застройщика, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных электронных систем) возложена на застройщика в соответствии с федеральным законом" (далее - мероприятие по контролю).
По итогам проведения мероприятия по контролю установлено, что обществом не исполнена обязанность по своевременному опубликованию изменений в проектную декларацию, что отражено в заключении о проведенном мероприятии по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (ИП) в сфере долевого строительства многоквартирных домов, и, (или) иных объектов недвижимости.
По результатам проверки административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2019 N 707/2019.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 11.09.2019 N б/н, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе, вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в опубликовании в средствах массовой информации и (или) размещении в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставлении застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в нарушении сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Субъектом данного правонарушения является застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ для строительства на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
В соответствии со статьей 3.1, части 4 статьи 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 27.06.2019, то есть до начала действия подпункта "е" пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 27.06.2019 N 151 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 151-ФЗ), застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан размещать в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) информацию, раскрытие которой предусмотрено Законом N 214-ФЗ, в том числе, проектную декларацию. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Частью 4 статьи 19 Закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей до 27.06.2019), установлено, что застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений. В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом. 6 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ, то есть, о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату. По смыслу части 6 статьи 19 Закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей до 27.06.2019) изменения, в том числе, о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, подлежат размещению застройщиком в ЕИСЖС в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.
Застройщик ООО "MB Стил-Юг" внес изменения в проектную декларацию и опубликовал их в единой информационной системе жилищного строительства 27 марта 2019 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 20 Закона об участии в долевом строительстве информация о застройщике должна содержать информацию о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
Из материалов дела следует, что 12.03.2019 ООО "МВ Стил-Юг" в составе ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2018 г. представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2018.
Таким образом, в силу положений части 6 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ООО "МВ Стил-Юг" обязано в срок до 15.03.2019 внести изменения в проектную декларацию в части финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (4 квартал 2018 года) и в срок до 22.03.2019 разместить указанные изменения в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 23.03.2019 ООО "МВ Стил-Юг" по объекту: Жилой дом по ул. В. Гассия - ул. Автолюбителей микрорайона N 6 в Почтовом жилом районе г. Краснодара, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Валерия Гассия, 2, на сайте единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не были размещены изменения в проектную декларацию в части финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (4 квартал 2018 года).
Выводы суда первой инстанции о необходимости исчисления сроков на публикацию изменений с крайнего срока предоставления отчетности в налоговый орган ошибочны.
Как следует из пункта 51 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 N 43н, организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В данном случае финансовая отчетность сформирована обществом 12.03.2019, в связи с чем с указанной даты подлежит исчислению срок на публикацию изменений.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2020 по делу N А12-30451/2019.
Указанные действия общества образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Общество имеет неисполненные обязательства перед большим количеством участников долевого строительства на значительные суммы, и, тем самым, нарушение обществом законодательства об участии в долевом строительстве, выразившееся в несвоевременном их информировании о внесении изменений в проектную декларацию, нарушает права данных участников и не может считаться не причиняющим им вред. Названные обстоятельства исключают наличие законных оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, изложенную в пункте 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного 19.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой административные правонарушения, составы которых предусмотрены статьей 14.28 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной пришел к выводу о законности постановления Департамента по надзору в строительной сфере по Краснодарскому краю от 19.11.2019 N 738/2019 о привлечении к административной ответственности ООО "МВ Стил-Юг" по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления общества.
Поскольку при принятии решения от 29.01.2020 по делу N А32-55333/2019, суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим установленным по делу обстоятельствам, и неправильно применил нормы материального права, обжалованный судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-55333/2019 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55333/2019
Истец: ООО "МВ Стил-ЮГ"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края