г. Воронеж |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А64-7472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лесниной Н.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,
при участии:
от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от товарищества собственников жилья "Рылеева, 58А": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2020 по делу N А64-7472/2019 (судья Плахотников М.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (г. Тамбов, ОГРН1106829008065, ИНН 6829071004) к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) о признании незаконным предписания N 490 от 28.08.2019,
третье лицо: ТСЖ "Рылеева, 58А", г. Тамбов,
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Тамбовская управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению государственному жилищного надзора Тамбовской области (далее - Управление) о признании недействительным и отмене предписания N 490 от 28.08.2019.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2020 по делу N А64-7472/2019 (с учетом определения об исправлении опечатки от 04.02.2020) требование ООО "Тамбовская управляющая компания" удовлетворены, предписание Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области от 28.08.2019 N 490 признано незаконным и отменено судом. Судом взысканы с Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в пользу ООО "Тамбовская управляющая компания" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, не выяснил все обстоятельства имеющие значение для дела. По мнению заявителя, обязанность управляющей организации предоставлять услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора управления. Заявитель жалобы указывает, что спорное предписание вынесено в интересах собственников многоквартирного дома, права ООО "Тамбовская управляющая компания" не нарушает. Также заявитель жалобы поясняет, что в спорных распоряжениях указано о проведении внеплановой проверки в отношении управляющей организации именно по контролю.
В представленных суду возражениях на апелляционную жалобу ООО "Тамбовская управляющая компания" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе. ООО "Тамбовская управляющая компания" считает, что Управление, обязывая общество выполнить предписание, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, вмешавшись в гражданско-правовые отношения собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие доказательств признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений по этому вопросу. Также общество указывает, что полномочия на проведение проверок в отношении управляющих компаний, обладающих лицензией, муниципальному образованию органами государственной власти Тамбовской области не делегировались, у управления не имелось правовых оснований для проведения проверки деятельности управляющей компании по содержанию общего имущества многоквартирных домов (лицензионной деятельности).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства и заявленного ООО "Тамбовская управляющая компания" ходатайства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собранием собственников помещений многоквартирного дома N 58А по ул. Рылеева г. Тамбова в качестве способа управления многоквартирным домом выбран способ - управление товариществом собственников жилья; название - ТСЖ "Рылеева, 58А"; избран состав правления товарищества, а также председатель ТСЖ (протокол N 1 общего собрания собственников помещений от 29.12.2013 г.).
На заседании правления ТСЖ "Рылеева, 58 А" было принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО "Тамбовская управляющая компания" (протокол заседания правления от 18.04.2018 г.).
Между ООО "Тамбовская управляющая компания" (Управляющая организация) и ТСЖ "Рылеева, 58 А" (ТСЖ) 01.05.2018 г. заключен договор N 08/18 управления МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова с приложениями N 1 ("перечень, состав общего имущества, в отношении которого осуществляется управление и общие сведения о многоквартирном доме") и N 2 ("Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 58 А").
На общем собрании собственников помещений МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова было принято решение об исключении с 01.12.2018 г. услуги по уборке помещений общего пользования стоимостью 1,06 руб.; о создании накопительного фонда и направлении в него средств по оплате уборки подъездов, об использовании этих средств только по решению собрания собственников на текущий ремонт, что подтверждается протоколом N 1 общего собрания собственников помещений от 22.11.2018 г. и подписными листами к нему.
Как пояснил суду первой инстанции председатель ТСЖ "Рылеева, 58 А", решение об исключении услуги по уборке помещений общего пользования было принято в связи с некачественным оказанием данной услуги, частой текучкой уборщиков. После принятия указанного решения уборка помещений общего пользования осуществляется силами собственников помещений.
13.03.2019 г. в адрес Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области поступило перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области обращение жильца квартиры N 8 МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова Дьячкова В.Г. по вопросу отсутствия уборки мест общего пользования в указанном МКД.
На основании обращения гр. Дьячкова В.Г. Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области вынесено распоряжение N 233 от 20.03.2019 г. на проведение мероприятий по государственному надзору и было инициировано проведение мероприятия по контролю в отношении ООО "Тамбовская управляющая компания".
В рамках государственного жилищного контроля Управлением были истребованы у заявителя пояснения по доводам, указанным в обращении, а также проведена внеплановая проверка, что подтверждается Актом от 01.04.2019 г.
По результатам контрольных мероприятий Управлением было установлено, что общим собранием собственников помещений МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова было принято решение (протокол N 1 от 22.11.2018 г.) об исключении услуги по уборке мест общего пользования из перечня работ и услуг по содержанию общего имущества МКД с целью создания и накопления денежного фонда для оплаты текущего ремонта из средств, предназначенных на оплату услуг по уборке подъезда.
Письмом от 04.04.2019 г. гр. Дьячков В.Г. был проинформирован о сложившейся ситуации, и ему было разъяснено право на обращение в суд в случае несогласия с решением общего собрания собственников.
Не согласившись с ответом Управления гр. Дьячков В.Г. обратился с жалобой в Прокуратуру Тамбовской области. По результатам рассмотрения заявления Дьячкова В.Г. прокуратурой в адрес Управления направлено представление N 7-57-2019/51 от 29.05.2019 г. с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства о лицензионном контроле. Представление прокуратуры было мотивировано тем, что в обязанность управляющей организации предоставлять услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора управления.
В связи с вынесенным в отношении Управления представлением, последнее вновь вернулось к рассмотрению обращения гр. Дьячкова В.Г., по результатам которого направило в адрес общества предписание N 346 от 28.06.2019 г. с требованием осуществлять работы, указанные в пункте 23 раздела III с "Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 на постоянной основе. О выполнении указанных мероприятий сообщить не позднее 01.08.2019 г.
Управлением в адрес ООО "Тамбовская управляющая компания" было направлено письмо от 26.08.2019 г. N 01.1-13.795 о том, что 28.08.2019 будет проводится проверка исполнения предписания N 346 от 28.06.2019 г., с просьбой направить представителя управляющей компании.
С целью проверки исполнения заявителем требований предписания N 346 от 28.06.2019 г. Управление распоряжением N 515 от 26.08.2019 г. повторно инициировало проведение мероприятия по контролю в отношении ООО "Тамбовская управляющая компания", по результатам которого составлен Акт от 28.08.2019 г. о неисполнении предписания.
Управлением 28.08.2019 г. вновь в отношении ООО "Тамбовская управляющая компания" вынесено предписание N 490 с требованием осуществлять работы, указанные в пункте 23 раздела III Минимального перечня на постоянной основе. О выполнении указанных мероприятий сообщить не позднее 30.09.2019 г.
Не согласившись с предписанием N 490 от 28.08.2019 г., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Свое требование общество мотивировало тем, что решение об исключении услуги по уборке мест общего пользования из перечня работ и услуг по содержанию общего имущества МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова с целью создания и накопления денежного фонда для оплаты текущего ремонта из средств, предназначенных на оплату услуг по уборке подъезда, было принято общим собранием собственников МКД, что подтверждается протоколом N 1 от 22.11.2018 г. и приложенными к нему подписными листами. В связи с тем, что в соответствии со статьями 44, 46 Жилищного кодекса РФ решение вопросов о производстве работ и их финансированию относится к исключительной компетенции собрания собственников помещений МКД, управляющая компания не вправе была отказаться от исполнения решения собрания.
Управление не согласилось с требованиями заявителя, полагает, что работы по уборке мест общего пользования включены в Минимальный перечень и должны проводиться управляющей компанией вне зависимости от волеизъявления сторон договора управления МКД. При этом размер платы за работы по уборке мест общего пользования (1,06 руб. - санитарные работы по содержанию помещений общего пользования, согласно приложению N 2 к договору управления МКД от 01.05.2018 г. N 08/08) включен в платежно-расчетные документы МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова и проходит по строке "содержание и ремонт общего имущества в доме" (10,35 руб.).
Представитель заинтересованного лица также указал, что отсутствуют доказательства направления денежных средств в накопительный фонда для последующего использования их на текущий ремонт, а также доказательства использования поступивших денежных средств на текущий ремонт.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования ООО "Тамбовская управляющая компания", предписание Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области от 28.08.2019 N 490 признано незаконным и отменено судом.
При этом суд первой инстанции указал, что Управление пришло к правильному выводу о том, что указанные в Минимальном перечне работы и услуги, в том числе уборка мест общего пользования, должны осуществляться управляющей организацией вне зависимости от волеизъявления кого-либо.
Однако суд первой инстанции также указал, что наименование и содержание распоряжений N 233 от 20.03.2019 г. и N 515 от 26.08.2019 г. свидетельствуют о том, что в отношении заявителя на основании поступившего обращения гражданина Управлением проводились мероприятие по государственному надзору. На вопрос суда представитель заинтересованного лица также указал, что в отношении ООО "Тамбовская управляющая компания" проводились мероприятия по государственному жилищному надзору.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что проверка была инициирована и проведена Управлением в отношении лица, неподконтрольного государственному жилищному надзору. По смыслу положений статьи 20 ЖК РФ жилищный контроль может применяться в отношении лиц, не имеющих лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. К таким лицам могут быть отнесены, например, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы. Однако в рассматриваемом случае проверке подлежало ООО "Тамбовская управляющая компания", являющееся управляющей организацией. Такая проверка является незаконной, поскольку не соответствует положениям статей 20, 192, 193, 196 ЖК РФ, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также нарушает права и законные интересы ООО "Тамбовская управляющая компания" на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Апелляционная коллегия, рассмотрев заявленные требования, находит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2020 по делу N А64-7472/2019 подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частей 1, 1.1., 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в пункт 23 (раздел III) которого включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в частности, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно материалам дела и как верно установлено судом первой инстанции, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбран способ управления МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова товариществом собственников жилья. В связи с этим, между ТСЖ "Рылеева, 58 А" и ООО "Тамбовская управляющая компания" 01.05.2018 был заключен договор управления N 08/18.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491) указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Из смысла вышеуказанных норм жилищного законодательства, с учетом правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в постановлении от 29.05.2015 г. N 302-АД15-6712, следует, что круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 г. N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, помимо прочих, работы по санитарному содержанию: уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, Управление государственному жилищного надзора Тамбовской области пришло к правильному выводу о том, что указанные в Минимальном перечне работы и услуги, в том числе уборка мест общего пользования, должны осуществляться управляющей организацией вне зависимости от волеизъявления кого-либо. При этом общество было вправе отказаться от принятия протокола собрания собственников помещений в МКД от 22.11.2018 г. N 1 в качестве основания для исключения из предоставляемых услуг уборку мест общего пользования, предложив товариществу собственников жилья провести общее собрание собственников помещений в МКД для принятия решения иного решения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проверка была инициирована и проведена Управлением государственному жилищного надзора Тамбовской области незаконно, поскольку не соответствует положениям статей 20, 192, 193, 196 ЖК РФ, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также нарушает права и законные интересы ООО "Тамбовская управляющая компания" на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами, исходя из следующего.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 названного закона основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Как усматривается из материалов дела, 13.03.2019 в адрес Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области поступило перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области заявление жильца квартиры N 8 МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова Дьячкова В.Г. по вопросу отсутствия уборки мест общего пользования в указанном МКД. Согласно данному заявлению жилец квартиры обращался к уполномоченному лицу ООО "Тамбовская управляющая компания" по указанному вопросу, однако требование его не было удовлетворено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как установлено судом первой инстанции, из общедоступного Реестра лицензий Тамбовской области, размещенного в сети "Интернет" следует, что ООО "Тамбовская управляющая компания" имеет лицензию N 068000097 от 21.12.2011 гг. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В реестре лицензий также указан МКД N 58 А по ул. Рылеева г. Тамбова.
С учетом части 7 статьи 20 ЖК РФ в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, порядок организации и проведения которого установлен статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В пункте 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
При этом, Положением об управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области, утвержденным постановлением главы администрации Тамбовской области от 29.05.2013 N 171, определены основные задачами Управления, в том числе предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в жилищной сфере, допущенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Так, функциями Управления согласно Положению об управлении государственному жилищного надзора Тамбовской области являются, в том числе: осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда области, соответствием жилых помещений данного фонда установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Материалами дела подтверждается, что проверка в отношении заявителя, проведена Управлением государственному жилищного надзора Тамбовской области, в связи с вынесением Прокуратурой Тамбовской области представления об устранении нарушений законодательства о лицензионном контроле от 29.05.2019 N 7-57-2019/51, с целью проверки обращения Дьячкова В.Г. по вопросу некачественного содержания управляющей компанией общего имущества.
При этом, из распоряжений на проведение мероприятий по государственному надзору N 233 от 20.03.2019 и N515 от 26.08.2019 усматривается, что проверки назначались с целью проведения мероприятий по контролю в отношении ООО "Тамбовская управляющая компания" в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что грубых нарушений требований к порядку проведения проверки, влекущих в силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ отмену результатов проверки, Управлением государственному жилищного надзора Тамбовской области допущено не было.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, в том числе, что ООО "Тамбовская управляющая компания" должно было осуществлять уборку мест общего пользования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Управления имелись фактические и правовые основания для выдачи вынесенного в отношении заявителя предписания об устранении выявленных нарушений.
Также суд апелляционной инстанции с учетом приведенных обстоятельств по спору и положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности с учетом нарушения им указанных положений жилищного законодательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что предписание Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области от 28.08.2019 N 490 является незаконным и подлежит отмене.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче рассматриваемого заявления в суд первой инстанции уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением N 4053 от 09.09.2019.
С учетом результата рассмотрения спора по существу, расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за рассмотрение заявления ООО "Тамбовская управляющая компания", относятся на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не была уплачена ввиду того, что Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области освобождено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от ее уплаты.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат взысканию с ООО "Тамбовская управляющая компания".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2020 по делу N А64-7472/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (ОГРН 1106829008065, ИНН 6829071004) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7472/2019
Истец: ООО "Тамбовская управляющая компания"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора по Тамбовской области
Третье лицо: ТСЖ "Рылеева 58А" Председателю Хмельницкой В.К.