город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2020 г. |
дело N А32-8662/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Емельянова Д.В., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синициной М.Г.,
при участии в онлайн-заседании:
от акционерного общества "Краснодаргоргаз": представитель Цыкало Екатерина Геннадьевна по доверенности от 25.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2020 по делу N А32-8662/2020 по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третье лицо: Хайруллова Гульназ Маратовна, о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 27.01.2020 года по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3312/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о наложении штрафа от 27.01.2020 года по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3312/2019 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей и назначении наказания по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Хайруллова Гульназ Маратовна (далее - третье лицо, Хайруллова Г.М.).
Решением от 15.05.2020 суд признал незаконным постановление УФАС России по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 27.01.2020 N 023/04/9.21-3312/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" (ОГРН 1022301172156, ИНН 2309029802) к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. и изменить его в части санкции, определив наказание в виде штрафа 300 000 руб.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от акционерного общества "Краснодаргоргаз" через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложением дополнительных документов для приобщения к материалам дела: копии справки из ПАО "Сбербанк России" от 05.06.2020; копии сведений о банковских счетах налогоплательщика.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела
Представитель акционерного общества "Краснодаргоргаз" поддержал ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, заявленное в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд протокольным определением с учетом положений аб. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ удовлетворил ходатайство и приобщил к материалам дела дополнительные доказательства как представленные в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Представитель акционерного общества "Краснодаргоргаз" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Хайрулловой Г.М. и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 103547-Т.П.(т) от 05.04.2018 года (далее - Договор).
Предметом Договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства расположенного по адресу: г. Краснодар, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:17596 (далее - Объект), в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а заявитель обязуется оплатить услуги исполнителя.
05.04.2018 года Хайрулловой Г.М. внесена плата по Договору N 103547-Т.П.(т) в размере 17 500 руб. (50% платы, согласно пункту 10 Договора).
Из обращений следует, что Хайруллова Г.М. 15.08.2018 года заключила договор N 1152 на выполнение строительно-монтажных работ с ООО "РИТ-ГАЗ".
ООО "РИТ-ГАЗ" не выполнило свои обязательства по договору, в связи с чем 15.11.2018 года (вх. N 15/11185) Хайруллова Г.М. обратилась в АО "Краснодаргоргаз" с заявлением о заключении договора на строительно-монтажные работы с АО "Краснодаргоргаз". Указанное заявление оставлено АО "Краснодаргоргаз" без ответа.
В соответствии с пунктом 9.1 ТУ N 05.2/50 от 11.01.2018 года (перечень мероприятий по подключению, выполняемых исполнителем) АО "Краснодаргоргаз" обязано осуществить проектирование и строительство газопровода до границы земельного участка Хайрулловой Г.М.
АО "Краснодаргоргаз" не представлены запрошенные управлением в уведомлении о составлении протокола от 19.11.2019 года N 29625/6 и в определении от 17.12.2019 года N 32690/6 о назначении времени и места рассмотрения дела N 023/04/9.21 -3312/2019, в определении об отложении рассмотрения дела от 27.12.2019 года N 33975/6, сведения и документы, в том числе об изменении срока исполнения мероприятий по Договору.
Также со стороны АО "Краснодаргоргаз" не представлены сведения и документы, подтверждающие исполнение своей части мероприятий, предусмотренных Договором о подключении и ТУ по строительству сети газораспределения до границы земельного участка заявителя, а также сведения о наличии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, в соответствии с условиями заключенного договора и Правил подключения (технологического присоединения) объектов капительного строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года N 1314 (далее -Правила N 1314) при соблюдении баланса интересов заказчика (Хайрулловой Г.М.) и газораспределительной организации (АО "Краснодаргоргаз").
Таким образом, обществом не приняты меры по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения объекта Хайрулловой Г.М., предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта, в срок согласно Договору от 05.04.2018 года N 103547-Т.П.(т), а также подпункту "в" пункта 85 Правил N 1314.
17.12.2019 уполномоченным должностным лицом Управления, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, оставлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-3312/2019, в котором действия АО "Краснодаргоргаз" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес заявителя по почте.
27.01.2020 заместителем руководителя управления, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-3312/2019, по результатам которого вынесено постановление о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей. Копия постановления направлена в адрес общества по почте.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Также, в соответствии с пунктом 60 Правил N 1314, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 81 Правил N 1314, договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
На основании пункта 88 Правил N 1314, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314, исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
В силу пункта 9.1 ТУ N 05.2/50 от 11.01.2018 года (перечень мероприятий по подключению, выполняемых исполнителем) АО "Краснодаргоргаз" обязано осуществить проектирование и строительство газопровода до границы земельного участка заявителя.
Согласно подпункту "в" пункта 85 Правил N 1314, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 3 Договора, срок выполнения мероприятий по подключению объекта и пуску газа составляет 545 дней со дня заключения настоящего договора.
Пунктом 102 Правил N 1314 предусмотрена возможность изменения условий договора о подключении, которая осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.
Заявителем письмом от 26.12.2019 года N 15508 представлены пояснения из которых следует, что дополнительные соглашения о продлении срока исполнения обязательств по договору не заключались.
05.11.2019 года Хайруллова Г.М. направила в адрес АО "Краснодаргоргаз" претензию о нарушении сроков исполнения обязательств по договору.
Таким образом, с учетом редакции Правил N 1314 и Договора, а также отсутствия подписанного сторонами дополнительного соглашения к Договору в части продления сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению, срок исполнения мероприятий, необходимых для технологического присоединения (подключения) к сетям газораспределения объекта заявителя истек 02.10.2019 года.
Однако обществом не приняты меры по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения объекта Хайрулловой Г.М., предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта, в срок согласно Договору от 05.04.2018 года N 103547-Т.П.(т), а также подпункта "в" пункта 85 Правил N 1314.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Судом первой инстанции установлено, что ранее АО "Краснодаргоргаз" было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, в действиях (бездействии) АО "Краснодаргоргаз" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок данности привлечения АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
Управление в апелляционной жалобе ставит вопрос об обоснованности снижения арбитражным судом первой инстанции назначенного обжалуемым постановлением штрафа с 600 000 рублей (минимальный размер санкции статьи) до 300 000 рублей.
Отклоняя соответствующие доводы антимонопольного органа, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в отношении юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 года N 4-11, суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственное степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Из приведенных положений в их совокупности, следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств с учетом характера и последствий совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств совершения АО "Краснодаргоргаз" административного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреда, применительно к субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 600 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности.
Основным видом деятельности общества является оказание услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам, следовательно, АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий.
В подтверждении тяжелого финансового положения АО "Краснодаргоргаз" предоставлены следующие документы:
* бухгалтерский баланс на 30 сентября 2019 года;
* отчет о финансовых результатах АО "Краснодаргоргаз" 9 месяцев 2019 года;
- справка об остатках денежных средств на расчетных счетах АО "Краснодаргоргаз" от 05.02.2020 года.;
- справка о штатной численности АО "Краснодаргоргаз" от 05.02.2020 года.
Установление финансового и имущественного положения заявителя необходимо для оценки существенности ограничения его прав при уплате назначенного административного штрафа, создания реальной угрозы для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности.
Исходя из общих принципов права, а также положений, закрепленных в статьях 1.2, 1.6, 3.1 КоАП РФ, назначаемое виновному лицу административное наказание не может иметь только карательный характер, применяемое административное наказание не должно свидетельствовать об игнорировании принципов законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности и общеправовой цели наказания, которая несет не только карательный характер, но и является воспитательной мерой, направленной, с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений, а с другой стороны, - на неотвратимое, справедливое наказание за уже совершенное нарушение. При этом необходимо учитывать то, что административное наказание (в его карательной части) не может обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным целям, а также принципам справедливости и целесообразности юридической ответственности.
В соответствии с выводами, изложенными Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 года N 4-П, в случае применения к обществу указанных штрафных санкций данное административное наказание перестает быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и превращается в средство подавления экономической деятельности хозяйствующего субъекта, что, как неоднократно подчеркивалось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, является недопустимым в правовом государстве.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.
В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года N 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Применяя административный штраф в размере ниже минимального, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что на рассмотрении в Арбитражном суде Краснодарского края находится порядка 100 дел о привлечении общества к административной ответственности с наложением штрафа в сумме 600 000 рублей, а в общей сумме 60 000 000 рублей. По состоянию на 2019 год, обществом уже оплачено 6 штрафов на сумму 3 200 000 рублей.
При этом суд первой инстанции учел, что по состоянию на дату обращения в суд с настоящим заявлением АО "Краснодаргоргаз" имеет задолженность по налогам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 51 млн. руб., в том числе НДС - 33,1 млн. руб., налог на прибыть- 3,6 млн. руб.,) внебюджетные фонды - 14.8 млн. руб. Остатки на расчетных счетах АО "Краснодаргоргаз" составили 20,1 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии с программой газификации.
К тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям могут быть установлены специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций на территориях субъектов РФ (абзац 2 статьи 17 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", абзац 1 п. 1 Постановления). Их размер определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой ФСТ России (абзац 4 пункта 1 Постановления).
Согласно пункту 5 Методики средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование работ, предусмотренных программами газификации жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок (абзац 2 статьи 17 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 24.12.2019 года N 921 утверждена региональная программа "Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2019-2023 годы".
АО "Краснодаргоргаз" утвердило перечень объектов строительства, финансируемых за счет прибыли в рамках соглашений (регуляторных контрактов) об условиях осуществления регулируемой деятельности между ФАС России и администрацией Краснодарского края на 2020-2021 годы.
Приказом от 30.12.2019 года N 34/2019-газ Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края утверждены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации для АО "Краснодаргоргаз" на 2019-2023 годы.
Согласно отчету о финансовых результатах за 9 месяцев 2019 года прибыль организации составила 18 245 млн., однако данная сумма является специальной надбавкой для финансирования программ газификации и не подлежит распределению.
Штатная численность АО "Краснодаргоргаз" по состоянию на 05.02.2020 года составляет 860 единиц, заработная плата начисляемая работникам составляет порядка 41 млн. руб. в месяц.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии значительной финансовой нагрузки на юридическое лицо, которая влечет отток денежных средств организации от финансирования мероприятий по осуществлению технологического присоединения по договорам.
Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" представило суду доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, тяжелого финансового положения общества, следовательно, назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей, не может быть признано отвечающим обозначенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 года N 4-П критериям соразмерности и справедливости.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их взаимной связи и в совокупности, суд апелляционной инстанции полагает, что Арбитражный суд Краснодарского края правомерно и обоснованно счел возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей.
Оснований для иной оценки выводов, сделанных судом первой инстанции, не имеется.
Отклоняя доводы антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции в оспариваемом судебном акте подробно отразил те обстоятельства, которые свидетельствуют о характере совершенного административного правонарушения и его последствиях.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции исследована финансовое положение заявителя, что повлияло на возможность снижения размера назначенного наказания.
Изложенные в жалобе доводы антимонопольного органа относительно доказанности состава административного правонарушения, обстоятельств его совершения, были учтены судом при установлении виновности и противоправности вмененного деяния и не влияют на возможность снижения размера назначенного штрафа.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как не влияющие на обоснованность итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении.
Суд апелляционной инстанции считает, что наложение административного штрафа в размере, указанном в оспариваемом постановлении, в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица. Административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2020 по делу N А32-8662/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2020 по делу N А32-8662/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8662/2020
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Хайруллова Г.М.