г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2020 г. |
Дело N А56-112287/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3050/2020) ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2019 по делу N А56-112287/2019, принятое
по заявлению ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечение транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 16.09.2019 о назначении административного наказания по административному делу N 565/АП-05/2019-Пс (в части пунктов 3 и 4), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.12.2019 заявление удовлетворено частично, суд признал незаконным оспариваемое постановление в части пункта 4, в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, признать незаконным постановление от 16.09.20199 по административному делу N 565/АП-05/2019-Пс также в части пункта 3.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда производство по делу было приостановлено до разрешения спора по существу по делу N А56-114260/2019, в рамках которого рассматривалось требование Общества о признании недействительным предписания Управления от 26.08.2019 N 05.13-41 в части пунктов 3 и 4.
От Общества поступило заявление о возобновлении производства по делу в связи с вступлением в законную силу решения по делу N А56-114260/2019.
В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Учитывая, что на сегодняшний день устранены обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по настоящему делу, апелляционный суд полагает возможным производство по делу возобновить.
Так как дело рассматривается апелляционным судом по упрощенной процедуре в порядке статьи 272.1 АПК РФ, определением от 27.03.2020 суд уведомил стороны, что постановление по настоящему делу будет вынесено сразу же после возобновления производства по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 20.08.2019 по 26.08.2019 на основании распоряжения от 16.08.2019 N 402-р была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ВВСС" с целью проверки устранения нарушений, указанных в пунктах 1, 2 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 14.12.2018 N 05.13-53 и в пунктах 1, 2, 3 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 07.02.2019 N 05.13-03, срок исполнения которых истек 15.08.2019.
При проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ВВСС" был выявлен факт неисполнения пунктов 1, 2 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 14.12.2018 N 05.13-53 и пунктов 2, 3 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 07.02.2019 N 05.13-03, срок исполнения которых истек 15.08.2019, а именно:
1. В нарушение требований пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", технические средства обеспечения транспортной безопасности указанные в плане обеспечения транспортной безопасности ООО "ВВСС" не сертифицированы.
2. В нарушение требований пункта 17 и 18 "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 (далее - Правила), досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, не аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.
3. В нарушение требований пунктов 13, 19, 50 и 51 Правил при осуществлении досмотра не применяются средства досмотра, обеспечивающие выявление и обнаружение опасных радиоактивных агентов, опасных химических агентов и опасных биологических агентов.
4. В нарушение требований пункта 78 Правил предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности, без участия кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.
Пологая, что документы не подтверждают исполнение пунктов 1, 2 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 14.12.2018 N 05.13-53 и пунктов 1, 3 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 07.02.2019 N 05.13-03, срок исполнения которых истек 15.08.2019 и требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, Управление составило протокол об административном правонарушении применительно к части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 16.09.2019 N 565/АП-05/2019-Пс Общество привлечено к административной ответственности на основании части 10 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в размере 30 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления в части установления нарушений, описанных в пунктах 3 и 4 оспариваемого постановления, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. При этом, Общество не оспаривает законность привлечения к административной ответственности в связи с иными допущенными нарушениями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично, признав незаконным постановления в части выводов о нарушении, содержащихся в пункте 4 установочной части постановления, в удовлетворении заявления в остальной части отказал.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ Общество является субъектом транспортной инфраструктуры.
Факт невыполнения предписаний в полном объеме подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается. Общество всего лишь не согласно с нарушениями, описанными в пунктах 3 и 4 оспариваемого постановления, а именно:
- в нарушение требований пунктов 13, 19, 50 и 51 Правил при осуществлении досмотра не применяются средства досмотра, обеспечивающие выявление и обнаружение опасных радиоактивных агентов, опасных химических агентов и опасных биологических агентов (пункт 3);
- в нарушение требований пункта 78 Правил предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности, без участия кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками (пункт 4).
Суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое постановление в части нарушения, описанного в пункте 4, установив, что в соответствии с пунктом 78 Правил N 227 мероприятия по предполетному и послеполетному досмотрам проводятся в порядке, установленном приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра" (далее - Правила N 104). В то же время, из содержания пунктов 6, 21 и 45 Правил N 104 однозначно не следует, что в составе службы авиационной безопасности в обязательном порядке должны включаться и участвовать в предполетных и послеполетных досмотрах кинологи со служебными собаками.
Однако суд признал наличие нарушения, выразившегося в неприменении при осуществлении досмотра средств, обеспечивающих выявление и обнаружение опасных радиоактивных агентов, опасных химических агентов и опасных биологических агентов.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 227 при осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях.
При осуществлении дополнительного досмотра производится дополнительное обследование объектов досмотра с применением технических средств, обеспечивающих обнаружение, распознавание предметов и веществ, включенных в Перечни и (или) идентификацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, сопровождающееся вскрытием материальных объектов досмотра, для распознавания и идентификации их содержимого или без такового.
Разделом Х Правил N 227 установлены Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, в том числе, Перечень предметов и веществ, содержащих опасные химические агенты (пункт 3.2.) и Перечень предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты (пункт 3.3).
Обществу вменяется, что в нарушение пунктов 13, 19, 50 и 51 Правил N 227 при осуществлении досмотра им не применяются средства досмотра, обеспечивающие выявление и обнаружение опасных химических агентов и опасных биологических агентов.
Вместе с тем, Управлением не принято во внимание, что в силу части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации, порядок проведения которой определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 (далее - Постановление N 969) утверждены Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - Требования), а также Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила).
Пункт 1 Правил устанавливает порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности на соответствие установленным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем, Постановление N 969 не содержит требований к техническим средствам досмотра, обеспечивающим выявление и обнаружение опасных химических и опасных биологических агентов, для проведения проверки их соответствия. В связи с отсутствием требований к техническим системам и средствам досмотра, обеспечивающим выявление и обнаружение опасных химических и опасных биологических агентов, возможность проведения сертификационных испытаний отсутствует.
Более того, невозможность сертификационных испытаний обусловлена также отсутствием методики их проведения, обязанность утверждения которой возложена подпунктом "а" пункта 4 Правил на федеральный орган по сертификации.
В то же время, в силу положений части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ применение несертифицированных технических систем и средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение опасных химических агентов и опасных биологических агентов, недопустимо и не может быть признано надлежащим исполнением выданного Обществу предписания.
Так как предписание в указанной части неисполнимо, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по данному эпизоду нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах решение суда от 25.12.2019 подлежит изменению с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечение транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.09.2019 о назначении административного наказания по административному делу N 565/АП-05/2019-Пс в части установления нарушений, содержащихся в пунктах 3 и 4 установочной части постановления.
Руководствуясь статьей 146, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу возобновить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2019 года по делу N А56-112287/2019 изменить, изложив в следующей редакции:
Признать незаконным постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечение транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.09.2019 о назначении административного наказания по административному делу N 565/АП-05/2019-Пс в части установления нарушений, содержащихся в пунктах 3 и 4 установочной части постановления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112287/2019
Истец: ООО "ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3050/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112287/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112287/19