город Томск |
|
2 июля 2020 г. |
Дело N А45-44332/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Хайкиной С.Н., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., Логачева К.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачёвой А.М., рассмотрел в судебном онлайн заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонного) (N 07АП-3693/2020) на решение от 20.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-44332/2019 (судья Рубекина И.А.), по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонного) (630055, город Новосибирск, улица Иванова, дом 4, ИНН 5408147538, ОГРН 1025403652471) к федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению "ЦЕНТРРЕГИОНВОДХОЗ" (125364, город Москва, улица Свободы, дом 65, ИНН 5008028127, ОГРН 1027739504528) о взыскании 51500 рублей финансовых санкций,
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Чичаева Г.А. - доверенность от 20.05.2020
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "ЦЕНТРРЕГИОНВОДХОЗ" финансовых санкций в размере 51500 рублей за несвоевременное представление сведений за отчетный период - апрель 2019 года, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ.
Решением от 20.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 27, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на ненадлежащее исполнение Обществом обязанности по представлению в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета на 103 застрахованных лица по спорным отчетным периодам 2019 года; полагает, что направление дополняющих форм СЗВ-М на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлены и не приняты Пенсионным фондом, не могут считаться исправлением (уточнением) ранее представленных страхователем сведений, поскольку сведения на указанных застрахованных лиц сданы впервые (16.05.2019) и с нарушением установленного законом срока.
Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От Пенсионного фонда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя апеллянта, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, Общество представило в Пенсионный фонд: отчетность по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетные периоды апрель 2019 года - 25.04.2019 на 0 застрахованных лиц, то есть в установленный законом срок, что подтверждается извещением о доставке.
16.05.2019 Обществом представлены сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель 2019 в отношении 103 застрахованных лиц за каждый отчетный период, сведения о которых отсутствовали в отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2019 года, что подтверждается извещением о доставке от 16.05.2019.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.06.2019 N N 064S18190031736, в котором указано о несвоевременном представлении отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2019 года в отношении 103 застрахованных лиц.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 15.07.2019 N N 064S19190034705 за нарушение сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2019 года в виде взыскания финансовой санкции в общей сумме 51500 рублей.
Обществу выставлено требование N 064S01190031988 от 13.08.2019 об уплате финансовых санкций в срок до 03.09.2019.
Неисполнение Обществом требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд первой инстанции, принимая по делу решение, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций в связи с самостоятельным выявлением и устранением ошибок в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2019 года и до их обнаружения Пенсионным фондом.
Выводы арбитражного суда первой инстанции по существу заявленных требований соответствуют примененным нормам права, установленным обстоятельствам и материалам дела.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетные периоды с марта - июнь 2019 год послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетные периоды март-аиюнь 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц за каждый отчетный период.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период за апрель 2019 года - не позднее 15 мая 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Обществом первоначально представило отчетность по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2019 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных первоначальных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2019 года в отношении 103 застрахованных лиц выявлены, исправлены и формы СЗВ-М тип "дополняющая" за спорные отчетные периоды представлены Обществом самостоятельно 16.05.2019.
Обстоятельства направления первоначальных сведений по форме СЗВ-М и корректирующих сведений за апрель 2019 года в связи с самостоятельным выявлением Обществом ошибок, Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
Доказательства того, что скорректированные Предприятием сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Судебная практика, последовательно формируемая Верховным Судом Российской Федерации (в том числе определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99), исходит из того, что в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание представление Обществом отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2019 года с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, устранение Обществом допущенных ошибок самостоятельно до обнаружения их Пенсионным фондом, что не опровергнуто Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что страхователь реализовал свое право, предусмотренное статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, на уточнение (исправление) представленных сведений за апрель 2019 года, откорректировав их путем направления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц (формы СЗВ-М тип "дополняющая") до момента обнаружения ошибок Пенсионным фондом, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за апрель 2019 года не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении Обществом обязанности по представлению в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за апрель 2019 со ссылками на направление дополнительных сведений (16.05.2019) на 103 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не были представлены и не были приняты Пенсионным фондом, в связи с чем, по мнению Пенсионного фонда, не является исправлением (уточнением) ранее представленных страхователем сведений, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании указанных норм права.
В рассматриваемом случае Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за апрель 2019 года отсутствуют.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности по решению от 15.07.2019 N N 064S19190034705 Пенсионным фондом не подтверждена, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании с Общества финансовых санкций за апрель 2019 года.
В связи с изложенным и применительно к доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-44332/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-44332/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВЕРХНЕОБЬРЕГИОНВОДХОЗ", Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение "ЦЕНТРРЕГИОНВОДХОЗ", Филиал "Верхнеобьрегионводхоз" ФГБВУ "Центррегионводхоз"