город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2024 г. |
дело N А32-41605/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от АО "Родина": представитель Площадняя Е.В. по доверенности от 24.01.2024, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Родина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.10.2023 по делу N А32-41605/2023
по заявлению АО "Родина" (ОГРН: 1022303977376, ИНН: 2334006686)
к Южному межрегиональному управлению Россельхознадзора (ИНН: 2311290803,
ОГРН: 1192375047622)
о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Родина" (далее - АО "Родина", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным предписания от 05.05.2023 N 181 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, выданного Главным государственным инспектором отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Южное межрегиональное управление Россельхознадзора).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Родина" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба АО "Родина" мотивирована тем, что представленные Управлением документы не содержат сведений (координат), позволяющих определить конкретное местоположение частей земельного участка с кадастровым номером 23:11:07023000:70, фото которых приложено. Представитель АО "Родина" непосредственно при осмотре земельного участка 27.02.2023 года не присутствовал. В соответствии со сведениями выписки ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:11:07023000:70 общей площадью 4370000 кв.м., графа "особые отметки" содержит сведения: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение предоставленные доказательства не позволяют однозначно установить их относимость к земельному участку с кадастровым номером 23:11:07023000:70. Общество полагает, что предписание возлагает на АО "Родина" обязанность принятия мер для устранения нарушений на земельном участке, принадлежащем заявителю, наличие которых не подтверждено, тем самым нарушая права и законные интересы заявителя.
В дополнении к апелляционной жалобе АО "Родина" указывает, что агромелиорация не содержит такого вида мелиорации как комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, зарастание порослей деревьев и кустарниковой растительностью. Соответственно, проект на проведение таких видов работ выполнен и согласован быть не может, в связи с чем, выданное предписание об устранении нарушений является неисполнимым.
В отзыве на апелляционную жалобу Южное межрегиональное управление Россельхознадзора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Родина" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Южное межрегиональное управление Россельхознадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, главным государственным инспектором отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ивахно М.В. по результатам проведенной внеплановой документальной проверки в отношении АО "Родина" выдано предписание от 05.05.2023 N 181 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание получено по почте АО "Родина" 16.05.2023.
В предписании указано "В результате проведения внеплановой документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства РФ установлено, что АО "Родина" своими действиями (бездействием) допустило на земельном участке с кадастровым номером 23:11:07023000:70 общей площадью 4370000 кв.м. повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения. Тем самым признаки выявленных нарушений в своей совокупности подпадают под абз. 1 ст. 29.1. ФЗ от 10.01.1996 N 4 "О мелиорации земель", п. 9, 13 Приказа Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367 "Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их содержанию".
АО "Родина" предписано провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:11:0702000:70 общей площадью 4370000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Каневской район, с/п Челбасское, комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, зарастание порослей деревьев и кустарниковой растительностью на основании разработанного проекта мелиорации земель.
25.05.2023 АО "Родина" обратилось к заинтересованному лицу с жалобой на предписание N 181 от 05.05.2023, в удовлетворении которой отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф;
в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - закон N 4-ФЗ) устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственное производство неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры сельскохозяйственных угодий (ст.1 Закона N 4-ФЗ).
Как следует из статьи 2 Закона N 4-ФЗ, мелиоративные защитные лесные насаждения - лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности (далее -полезные функции мелиоративных защитных лесных насаждений).
Согласно статье 25 Закона N 4-ФЗ, мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются в соответствии с водным законодательством.
Проведение агролесомелиорации земель осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367, обязанность по содержанию насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими своих полезных функций, и по проведению мероприятий по сохранению насаждений, в том числе по охране, защите и воспроизводству насаждений, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены насаждения (далее - правообладатели земельных участков).
Пунктом 3 Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 15.05.2019 N 255, разработка проектов мелиорации осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий (далее - заинтересованное лицо), самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц (далее - привлеченные лица).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 27.02.2023 должностным лицом Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (далее - Управление) на основании задания на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования от 17.02.2023 N 134 и имеющихся сведений из государственного фонда данных, поступивших письмом начальника межмуниципального отдела по Брюховецкому и Каневскому районах Управления Росреестра по Краснодарскому краю Е.В. Андреенко от 29.06.2022 N 11/24-31/22-371/18, проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:11:0702000:70, общей площадью 437,0 га.
В ходе визуального осмотра указанного земельного участка выявлены признаки нарушений обязательных требований: на территории вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Каневский р-н, с/п Челбасское, АО "Родина", сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования -лесополосы, выявлены завалы поломанных деревьев и веток, допущено зарастание порослью деревьев и кустарниковой растительностью. В результате ненадлежащего содержания и эксплуатации защитного лесного насаждения его почвозащитные функции по охране почв и плодородия земельного участка с/х назначения не выполняются. Нарушается оптимальное обеспечение воздушного, водного и теплового режимов почв. В результате повреждения деревьев защитного лесного насаждения ухудшаются его лесомелиоративные функции, утрачивается продуваемость защитного лесного насаждения.
На основании абзаца 5 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в связи с наличием у Управления сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" согласовано проведение внеплановой документарной проверки в отношении АО "Родина" с прокуратурой Краснодарского края.
В период с 07.04.2023 по 05.05.2023 на основании Решения заместителя Руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 29.03.2023 N 181ДП проведена внеплановая документарная проверка.
При проведении контрольных (надзорных) действий установлено, что АО "Родина" своими действиями (бездействием) допустило на земельном участке с кадастровым номером 23:11:0702000:70 общей площадью 4370000 кв.м. повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.
Установленные обстоятельства позволили сделать вывод о том, что обществом не предпринято всех зависящих от него достаточных мер по соблюдению требований законодательства и предотвращению правонарушения.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий инспектор имеет право выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, по факту выявленного нарушения земельного законодательства должностным лицом Управления, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 N 248 -ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" было вынесено предписание.
АО "Родина" предписано устранить выявленное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до "06" ноября 2023 года и провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:11:0702000:70 общей площадью 4370000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Каневский район, с/п Челбасское, ЗАО "Родина" комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломан пых деревьев и веток, зарастание порослей деревьев и кустарниковой растительностью на основании разработанного проекта мелиорации земель.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что в рассматриваемом случае, установленная законом мера в виде выдачи предписания носит защитный и обеспечительный характер, и является мерой по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании продукции либо угрозы причинения такого вреда.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод общества о том, что доказательства не позволяют однозначно установить их относимость к земельному участку с кадастровым номером 23:11:0702000:70, по следующим основаниям.
Действия инспекторов отдела земельного надзора Управления при проведении контрольных (надзорных) мероприятий регламентируются Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 (далее - Положение), в соответствии с п. 52 которого для фиксации инспекторами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Проведенные фотосъемки, аудио - и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Результаты проведения фотосъемки с указанием кадастрового номера земельного участка, карта-схема земельного участка с кадастровым номером 23:11:0702000:70 к акту проверки от 05.05.2023 N 181 ДП приложены, что позволяет с точностью определить местоположение.
Кроме того, представленные в ходе проверки рабочие проекты на проведение рубок ухода в конкретных полезащитных лесных полосах (не согласованные с уполномоченными органами Министерства сельского хозяйства) в сочетании с информацией государственного фонда данных, полученной в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, также позволяют с достаточной точностью определить место совершения нарушения.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о том, что предписание должно быть реально исполнимо и направлено на прекращение и устранение выявленного нарушения, тогда как агромелиорация не содержит такого вида мелиорации как комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, соответственно, проект на проведение таких видов работ выполнен и согласован быть не может, в связи с чем, выданное предписание об устранении нарушений является неисполнимым, ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В данном случае апелляционный суд полагает, что предписание Управления полностью отвечает названным выше требованиям. Формулировки, содержащиеся в предписании, изложены чётко, ясно, последовательно, доступны для понимания и полностью исключают двоякое толкование.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом - Управлением. B предписании указано на обязательность устранения выявленных нарушений в установленный срок.
Вместе с тем документальные доказательства, объективно препятствующие обществу исполнить требования предписания, в материалы дела и суду не представлены.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении требований общества правомерно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 по делу N А32-41605/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41605/2023
Истец: АО "Родина"
Ответчик: Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Третье лицо: Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея