Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2020 г. N Ф05-15984/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 июля 2020 г. |
Дело N А40-275580/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2020 г. по делу N А40-275580/19,
по заявлению АО "ИШБАНК"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным отказа,
в присутствии:
от заявителя: |
Давыдов Д.В. по дов. от 11.12.2018; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ИШБАНК" (далее - Заявитель, АО "ИШБАНК", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:28, оформленный уведомлением от 07.10.2019 г. N 77-0-1-71/3120/2018-13798; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:28.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества г. Москвы
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 г. заявление АО "ИШБАНК" удовлетворено.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители АО "ИШБАНК" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что АО "ИШБАНК" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 13Д. Право собственности Банка на указанное здание зарегистрировано 30 мая 2007 года Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0004007:28.
С целью заключения договора аренды земельного участка АО "ИШБАНК" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы.
В соответствии с Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 12677 от 23.04.2018 г., было принято решение об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:28, согласовано предоставление земельного участка в аренду при уточнении границ, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:28 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:14, и, согласно пункту 2.10.1.3 Приложения 15 к Административным регламентам предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы (утверждено Постановление Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП), пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по оформлению договора аренды.
С целью проведения кадастровых работ, АО "ИШБАНК" 01 марта 2018 года был заключен договор с ООО "ГеоМенеджер" на проведение работ по составлению межевого плана.
По результатам проведенных работ уточнены границы земельного участка, о чем кадастровым инженером был подготовлен соответствующий межевой план.
Согласно проведенным работам, уточненная площадь Земельного участка составила 1620 кв.м., т.е. соответствует данным, содержащимся в ЕГРН.
Уточненное местоположение границ Земельного участка в установленном порядке согласовано с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым N . 77:06:0004007:14, а именно с ООО Фирма "Полицвет", а также с Департаментом городского имущества г. Москвы, в акте согласования местоположения границ Земельного участка (лист N 16-17 межевого плана), о чем имеются соответствующие подписи.
В порядке, установленном статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", правообладатель (Департамент городского имущества г. Москвы) обратился в Управление Росреестра по Москве, являющееся в силу пункта 1 статьи 3 Закона о регистрации органом регистрации прав, полномочным осуществлять государственный кадастровый учет, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений Земельного участка в части его площади и местоположения границ.
В рамках рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по г. Москве принимались решения о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, об отказе в снятии приостановление государственного кадастрового учета (Уведомление N 77/19-498 от 09.01.2019 г.; Уведомление N 77-0-1-71/3120/2018-13798 от 08.04.2019 г.; Уведомление N 77-0-1-71/3120/2018-13798 от 24.04.2019 г.; Уведомление N 77-0-1-71/3120/2018-13798 от 29.05.2019 г.; Уведомление N 77-0-1-71/3120/2018-13798 от 17.09.2019 г.).
В связи с этим Заявитель неоднократно подавал дополнительные документы, а именно межевой план Земельного участка. Указанный межевой план отличался от первоначального варианта только заключением кадастрового инженера и приложением дополнительных документов, подтверждающих прохождение границ земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по г. Москве уведомлением от 07.10.2019 г. N 77-0-1-71/3120/2018-13798 Заявителю сообщено об отказе в государственном кадастровом учете изменений Земельного участка.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В силу части 6 статьи 4 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
Подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок: проект межевания земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 13Д утвержден в 2018 году.
Подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Границы земельного участка закреплены с использованием с использованием объектом искусственного происхождения (стены здания) позволяющих определить границы земельного участка.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:14 не определены с установленной точностью. Здания по адресам г. Москва, ул. Наметкина, д. 13Г и ул. Наметкина, д. 13Д имеют общий стык, в связи с чем возможно определить границы земельного участка строго по стенам зданий.
Здание, расположенное на участке по адресу ул. Наметкина, д. 13, построено в 1964 году (данные имеются в составе Межевого плана). С указанного года здание не реконструировалось, не перестраивалось, т.е. его внешние контуры не изменялись.
Уточнение границ земельного участка, на котором расположено обозначенное здание, осуществлено по фактическим границам, т.е. по внешнему контуру здания. Кроме того, границы земельного участка отражены в проекте межевания территоии квартала, района Черемушки, ограниченной Профсоюзной улицей, улицей Академика Полякова, Новочеремушкинской улицей, улицей Наметкина (N 06.10.293.2013).
Таким образом, фактические границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, в то время как пересечение границ участка с границами соседнего земельного участка обусловлены несоответствием координатной привязки контуров здания и границ земельного участка, что может быть устранено посредством уточнения местоположения границ земельного участка.
Во исполнение пункта 70 Требований к подготовке межевого плана, утв. в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 г. N 921, в разделе "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее описание объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка, а именно: стена здания, бетонные плиты.
Кроме того, в подтверждение границ земельного участка за последние 15 лет в составе межевого плана были представлены:
копия с литографического оттиска М 1:2000 1998 г. издания;
архивная копия распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 21.10.1994 г. N 1123-РП;
договора аренды от 14.11.1994 г. N М-06-001270.
Указанные документы подтверждают существование земельного участка в соответствующих границах за последние 15 лет.
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, действовавшей на дату подачи Департаментом городского имущества г. Москвы заявления о государственном кадастровом учете изменений границ и площади земельного участка, предусмотрено, что в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. Предоставление документов, подтверждающих границы земельного участка, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, предоставляются только в случае, если в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке отсутствуют.
Проект межевания земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 13Д, был утвержден Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 2716 от 12.02.2016 г. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:06:0004007:28 в нем присутствуют.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Заявителем были предоставлены все предусмотренные законодательством документы для подтверждения границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 13Д.
Уточнение же границ связано с имеющимся пересечением границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0004007:28 и 77:06:0004007:14.
Исходя из указанного, правообладателем в Управление Росреестра по г. Москве были представлены достоверные и достаточные подтверждения обоснования прохождения уточненных границ земельного участка.
В соответствии с Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 12677 от 23.04.2018 г. было принято решение об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:28 проектной площадью 1 622 кв. м., которая подлежит уточнению при проведении кадастровых работ, и согласовано предоставление земельного участка заявителю в аренду при уточнении границ, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:28 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004007:14.
Кроме того, во исполнение требований обозначенной нормы права местоположение границ земельных участков было согласовано в установленном порядке, что подтверждается наличием подписей уполномоченных лиц в акте согласования местоположения границ, представленным в материалы дела.
Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка и его площади осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В связи с указанным, отказ Управления Росреестра по г. Москве в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка является незаконным и необоснованным.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды является оформленный в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в договоре.
Согласно пункту 3.1 статьи 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" договор аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположено здание собственнику здания. Площадь и границы земельного участка устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Согласно пункту 2.10.1.3 Приложения 15 к Административным регламентам предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП) пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по оформлению договора аренды.
В силу статей 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявления АО "ИШБАНК".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-275580/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-275580/2019
Истец: АО "ИШБАНК"
Ответчик: Управление Росреестра
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15984/20
01.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14596/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-275580/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-275580/19