город Омск |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А46-24040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2514/2020) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2020 по делу N А46-24040/2019 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (ОГРН 1155543009830, ИНН 5504055086) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) о признании отказа в рассмотрении проекта рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 незаконным,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" - Филатова Наталья Николаевна по доверенности от 09.03.2018;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (далее- ООО "Сибгидропроект", общество, заявитель,) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в рассмотрении проекта рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2020 по делу N А46-24040/2019 заявленное требование удовлетворено, отказ администрации в рассмотрении проекта рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 признан незаконным как не соответствующий Правилам проведения рекультивации и консервации земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что отказ в согласовании проекта рекультивации земельного участка является правомерным, поскольку общество не является правообладателем земельного участка и при обращении в администрацию не представило документы, подтверждающие его заинтересованность в проведении рекультивации.
ООО "Сибгидропроект" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ООО "Сибгидропроект" 17.12.2015 выдана лицензия на право пользования недрами серии ОМС N 80158 ТР сроком действия до 10.07.2030 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча строительных песков на Вачинском участке недр; участок недр расположен в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1 794,8 - 1 795 км р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 года) в Омском муниципальном районе Омской области; участок недр имеет статус геологического, горного отвода.
Названный горный отвод имеет площадь 46,1 га и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 категории земель сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.10.2018.
Для начала производства работ, предусмотренных данной лицензией, 21.04.2018 заявитель обратился в Администрацию Омского муниципального района за предвари тельным согласованием предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22:ЗУ1 из земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22.
Распоряжением Администрации Омского муниципального района N Р-18/ОМС-923 от 25.05.2018 схема расположения земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22:ЗУ1 утверждена, предоставление означенного земельного участка предварительно согласовано с условиями: перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях недропользования; изменения вида разрешённого использования в целях недропользования.
25.10.2019 в Администрацию Омского муниципального района обществом на согласование представлен проект земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 (в распоряжении N Р-18/ОМС-923 от 25.05.2018 кадастровый номер 55:20:150709:22:ЗУ1).
Письмом от 16.12.2019 N ИСХ-19/ОМС-12633 в согласовании проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 отказано со ссылкой на отнесение этого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования и отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об ООО "Сибгидропроект" как правообладателе земельного участка.
Полагая, что такой отказ в согласовании проекта рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 не соответствует Правилам проведения рекультивации и консервации земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила) и нарушает права общества на производство работ, предусмотренных лицензией серии ОМС N 80158, для реализации которого требуется перевод земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в категорию земли промышленности и заключение договора аренды этого земельного участка, ООО "Сибгидропроект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.01.2020 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое администрацией в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, одним из которых является добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 25.1 Закона о недрах).
Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Распоряжением от 25.05.2018 N Р-18/ОМС-923 администрация согласовала предоставление земельного участка, утвердив схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане террарии в отношении земельного участка с условным номером 55:20:150709:22:ЗУ1 (кадастровый номер 55:20:150709:100) площадью 461000 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22.
В качестве условия предоставления земельного участка обществу необходимо обеспечить перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях недропользования; изменения вида разрешённого использования в целях недропользования (пункт 3 Распоряжения от 25.05.2018 N Р-18/ОМС-923).
Постановлением от 10.01.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-10176/2019, признано недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 20.05.2019 N 923-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" как не соответствующее положениям Закона N 172-ФЗ; на Министерство имущественных отношений Омской области возлоэена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сибгидропроект" путём принятия соответствующего распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В этой связи отказ в согласовании проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100, мотивированный отнесением спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования и отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений об ООО "Сибгидропроект" как правообладателе земельного участка, является неправомерным и создаёт препятствия ООО "Сибгидропроект" в переводе спорного земельного участка в требуемую для его предполагаемого использования категорию, и, как следствие, нарушает права заявителя и свидетельствует о наличии у последнего заинтересованности в разрешении администрацией вопроса о согласовании (несогласовании) представленного обществом проекта рекультивации в порядке, предусмотренном Правилами.
Основания для отказа в согласовании проекта рекультивации предусмотрены пунктом 19 Правил.
При этом в письме администрации от 16.12.2019 N ИСХ-19/ОМС-12633, которым оформлен отказ в согласовании проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100, ни одно из оснований, указанных в пункте 19 Правил, отражения не нашло, что свидетельствует об уклонении заинтересованного лица от рассмотрения данного проекта, и не соответствует пункту 3, подпункту "в" пункта 15, пункту 19 Правил.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворил заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2020 по делу N А46-24040/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24040/2019
Истец: ООО "СИБГИДРОПРОЕКТ"
Ответчик: Администрация Омского муниципального района Омской области