г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А42-5580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13430/2020) ООО "УК "Мурман-Сити" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2020 по делу N А42-5580/2019, принятое
по иску АО "АтомЭнергоСбыт" в лице - филиала "КолАтомЭнергоСбыт"
к ООО УК "Мурман-Сити"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" (далее - истец, АО "АтомЭнергоСбыт", Поставщик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мурман-сити" (далее - ответчик, ООО УК "Мурман-Сити", Потребитель) о взыскании 495 767,16 рублей задолженности и 29 760,36 рублей законной неустойки, и неустойки по день фактической уплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2020 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в иске в полном объеме. В обоснование заявленной позиции податель жалобы указывает на то, что настоящие требования по задолженности с учетом корректировки за ноябрь-декабрь 2018 года были предметом исследования в суде первой инстанции в рамках дела N А42-2612/2019, что исключает повторное удовлетворение требований.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, являются недостоверными начисления по ОДН в доме по адресу: г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 9/1, поскольку по расчетам истца расходы электроэнергии на ОДН превышают индивидуальные расходы собственников помещений. В материалах настоящего дела имеются доказательства, которые подтверждают, факт некорректного определения расхода электроэнергии на индивидуальные нужды и, следовательно, завышенного расхода электроэнергии на общедомовые нужды. Ссылка суда на акт от 18.10.2019 является необоснованной, т.к. акт составлен по итогам осмотра через 4 месяца после пресечения спорного периода. Суд неправомерно отклонил акт от 25.06.2019. Взыскание необоснованной суммы долга привело к тому, что также судом необоснованно была взыскана сумма неустойки.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, АО "АтомЭнергоСбыт" указало, что гарантирующий поставщик направил управляющей организации проект договора энергоснабжения на поставку коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома N 5140144057 от 20.01.2017. Договор энергоснабжения N 5140144057 от 20.01.2017 ответчиком подписан не был. Поскольку электрическая энергия в многоквартирные дома поставляется, а Управляющая организация ее оплачивает, следует считать сложившимися договорные отношения между истцом и ответчиком.
Вместе с тем, поставив электроэнергию, истец выставил ответчику на оплату счета - фактуры: N 5140144057/000430, N 5140144057/000431 от 31.01.2019 (корректировочный за ноябрь 2018 года), N 5140144057/000432 от 31.01.2019 (корректировочный за декабрь 2018 года), N 5140144057/018917 от 28.02.2019, которые Управляющей компанией оплачены не были, в результате чего образовалась задолженность в размере 495 767,16 рублей.
Поскольку претензии N 37/6929 от 20.03.2019 и N 27/8952 от 10.04.2019 оставлены без удовлетворения, АО "Атомэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с соответствующим иском о взыскании суммы основного долга и неустойки за период с 16.02.2019 по 20.08.2019, в уточненной сумме 29 760,36 рублей.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг, надлежащее содержание внутридомовых инженерных систем водоснабжения и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В ноябре 2018 года в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, объем электрической энергии определенный на основании показаний коллективных приборов учета, поставленный на общедомовые нужды, превысил объем, рассчитанный по нормативам потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, поэтому стоимость сверхнормативного объема коммунального ресурса предъявлена ответчику, поскольку не распределена между потребителями коммунальных услуг.
Расчет нормативного объема ОДН осуществлен в соответствии с формулой N 15 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из нормативов, утвержденных приказом Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 11.03.2013 N 36.
Доказательств, принятия собственниками решений о распределении этого объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не представлено.
Как установлено частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым в том числе предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Поскольку ответчик является исполнителем коммунальных услуг, как следствие, получателем платы за электрическую энергию, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, то он должен оплатить истцу стоимость такой энергии.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы права ответчик не представил ни суду первой, ни апелляционной инстанции допустимые, достоверные доказательства своих доводов относительно неверного расчета задолженности, а также документально подтвержденный контррасчет задолженности.
Ссылка ответчика на представленный им акт N 25/6 от 25.06.2019 не принимается, поскольку от составлен ответчиком в отношении третьего лица (ООО "Тамара-Голд") без участия представителей Сетевой компании (АО "МОЭСК"). Кроме того, содержимое акта ответчика противоречит представленным пояснениям Сетевой компании.
В соответствии с пунктом 175 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) сетевая организация при получении указанного в пункте 173 настоящего документа заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.
Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке (п. 176 основных положений).
Таким образом, на основании заявления гарантирующего поставщика сетевой организацией АО "МОЭСК" была проведена внеплановая проверка, по итогам которой составлен акт проверки прибора учета N 5140144057/17-П/06 от 18.10.2019.
В отношении ООО "Тамара-Голд", расположенного в д. 9/1 по ул. Коминтерна пояснило следующее. Согласно акту разграничений балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 06.10.1999 на балансе и эксплуатации сетевой организации (на тот момент ГОУЭП "МГЭС") находится ТП-62. РУ0,4 кВ. в свою очередь на балансе и эксплуатации ООО "Тамара-Голд" находится кл 0,4 кВ от РУ0,4 ТП62 до к/р магазина у д. N 9/1, от к/р магазина у д. N 9/1 до ВРУ магазина, к/р магазина у д. N 9/1 ул. Коминтерна. Из чего следует, что ООО "Тамара-Голд" (объекты электросетевого хозяйства) технологически присоединены к электросетям АО "МОЭСК" в РУ-0,4 кВ ТП-62. Объем электрической энергии, переданный в ООО "Тамара-Голд" учитывается прибором учета, установленным на границе балансовой принадлежности эл. сетей в РУ-0,4 кВ ТП-62.
По результатам проведения внеплановой проверки Сетевой компанией с участием представителя истца и представителя ответчика был составлен акт N 5140144057/17-П/06 проверки прибора учета (измерительного комплекса) от 18.10.2019 и акт осмотра (обследования) электроустановки 18.10.2019. Из акта следует, что Сетевой компании нарушений в работе ОДПУ не выявлено. Несанкционированные подключения к электрическим сетям в ВРУ-0,4кв МКД отсутствуют.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче жалобы ответчик не представил надлежащих доказательств уплаты госпошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него в доход федерального бюджета подлежат взысканию расходы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3000 рублей
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2020 по делу N А42-5580/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО УК "Мурман-Сити" в доход федерального бюджета 3 000,00 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5580/2019
Истец: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ", АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ООО УК "Мурман-Сити", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МУРМАН-СИТИ"