г. Самара |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А72-15051/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года по делу N А72-15051/2019 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7325000479, ОГРН 1027301482031), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновск Благоустройство" (ИНН 7326051853, ОГРН 1167325051772), г. Ульяновск,
о взыскании убытков в размере 1 657,68 руб., 11 841,52 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновск Благоустройство" (далее - Общество, ответчик) о взыскании убытков в размере 1 657,68 руб. Делу присвоен номер А72-15051/2019.
Кроме того, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновск Благоустройство" (далее - Общество, ответчик) о взыскании убытков в размере 11 841,52 руб. Делу был присвоен номер А72-15052/2019.
Определением суда первой инстанции от 14.10.2019 об объединении дел указанные дела были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу N А72-15051/2019.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года по делу N А72-15051/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года по делу N А72-15051/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.09.2018 в 14:42 Обществом страхователем по телекоммуникационным каналам связи был представлен отчет по форме СЗВ-М за отчетный период "Август 2018" с типом "Исходная" на 52 застрахованных лица. Отчет был принят, страхователю была отправлена расписка о приеме отчетности и протокол с предупреждением о неверном КПП.
12.09.2018 в 15:38 страхователем по телекоммуникационным каналам связи был представлен отчет по форме СЗВ-М за отчетный период "Август 2018" с типом "Отменяющая" на 52 застрахованных лица. Отчет был принят, страхователю была отправлена расписка протокол с предупреждением о неверном КПП.
12.09.2018 в 15:41 страхователем по телекоммуникационным каналам связи был представлен отчет по форме СЗВ-М за отчетный период "Август 2018" с типом "Исходная" на 52 застрахованных лица. Отчет не был принят.
13.09.2018 в 08:20 страхователю был отправлен протокол, в котором указано, что отчет по форме СЗВ-М с типом "Исходная" за данный период принят, если есть изменения необходимо сдать отчет с типом формы "Дополняющая".
Страхователь получил данный протокол по телекоммуникационным каналам связи 13.09.2018 в 08:26.
20.02.2019 в 10:07 страхователь представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, при проверке было обнаружено, что страхователь не сдал сведения за "Август 2018" по форме СЗВ-М, а в годовом отчете указал стаж за данный месяц.
22.02.2019 в 10:12 был направлен протокол проверки ежегодной отчетности, который страхователь получил 22.02.2019 в 13:58.
25.02.2019 10:08 страхователь представил отчет по форме СЗВ-М за отчетный период "Август 2018" с типом "Дополняющая", отчет был принят, расписка отправлена страхователю.
В связи с тем, что Обществом не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц - Седанову Зинаиду Петровну, Кандеркина Георгия Николаевича, 23.10.2018 Пенсионным фондом было вынесено распоряжение об индексации и корректировке страховой пенсии с 01.08.2018 Седановой З.П., Кандеркину Г.Н., как неработающим пенсионерам, в соответствии с частями 3, 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с исковыми заявлениями, рассматриваемыми в рамках настоящего дела.
Ответчик отзывом от 07.10.2019 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что 12.09.2018 в 14.42 Обществом по телекоммуникационным каналам связи был представлен истцу отчет по форме СЗВ-М за август 2018 с типом "исходная" с неправильным КПП. Отчет был принят.
Согласно устной инструкции специалиста персонифицированного учета, полученной по телефону, 12.09.2019 в 15.38 Обществом по телекоммуникационным каналам связи был представлен отчет по форме СЗВ-М за август 2018 с типом "отменяющая". Отчет был принят.
12.09.2018 в 15.41 Обществом по телекоммуникационным каналам связи был представлен отчет по форме СЗВ-М за август 2018 с типом "исходная" с правильным КПП, на которую был получен отрицательный протокол с причиной отказа "документы за август 2018 были приняты специалистом 500 12.09.2018 14:50:49".
13.09.2018 для выяснения причины отказа в принятии отчета Общество связалось со специалистом отдела персонифицированного учета, который в устном разговоре сообщил, что получить положительный протокол невозможно по техническим причинам, так как форма СЗВ-М принята другим специалистом, но фактически СЗВ-М за август 2018 сдана и никаких проблем у работодателя не возникнет.
При отправке 20.02.2019 формы СЗВ-СТАЖ за 2018, был получен отрицательный протокол (22.02.2019), в протоколе было указано "нет СЗВ-М за 8 месяц". В тот же день 22.02.2019 вопрос по поводу отрицательного протокола был задан специалисту отдела персонифицированного учета в телефонном разговоре.
25.02.2019 был получен ответ в устной форме о том, что необходимо сдать дополняющую форму СЗВ-М за август 2018, что штрафа никакого не будет, так как это техническая ошибка программы ПФР и по-другому никак не сдастся СЗВ-СТАЖ, в связи с чем, отчет и был сдан повторно как дополняющий.
Формы СЗВ-М за все оставшиеся месяцы (сентябрь 2018- март 2019) на всех сотрудников, в том числе на Седанову З.П. и Кандеркина Г.Н. были сданы в установленные законом сроки.
Суд истребовал в ОПФР по Ульяновской области сведения о наличии/отсутствии технических сбоев в спорный период.
Согласно пояснениям ОПФР по Ульяновской области от 30.12.2019, представленным по запросу суда, технические сбои при приеме формы СЗВ-М с типом "исхд" за август 2018 года 12.09.2018 в 15.41 отсутствовали.
В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п исходная форма СЗВ-М - это впервые подаваемая страхователем форма сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Согласно утвержденному постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 N 1077п формату сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М при предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы "исходная" не должно быть ранее представленных сведений с типом "исходные" за отчетный период, за который предоставляются сведения.
В связи с тем, что Обществом уже были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исхд" за август 2018, повторно представленные сведения по форме СЗВ-М с типом "исхд" за тот же период Пенсионным фондом не приняты.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 14 Закона N 167-ФЗ предусмотрены обязанности страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным пунктом.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (ч. 6 ст. 26.1).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (ч. 7 ст. 26.1).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 данной статьи, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как указано истцом, Седанова З.П., Кандеркин Г.Н., являлись получателем страховой пенсии по старости, в то же время они продолжали трудиться в учреждении.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Пенсионном фонде, страхователь - Общество, как работодатель, представил отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период "август 2018 года" - 12.09.2018 в 14.42, в том числе и на Седанову З.П., Кандеркина Г.Н., то есть без нарушения установленного законом срока (не позднее 15.09.2018), который был принят. В этот же день в 15.38 представлена отменяющая форма, в 15.41 - исходная, которая, как указывает сам истец, не была принята по причине уже принятого отчета за данный период.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из заявления Пенсионного фонда следует, что если работодатель предоставляет на застрахованное лицо (пенсионера) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, он подтверждает факт наличия с пенсионером трудовых отношений (факт работы) и отсутствие права на индексацию и корректировку страховой пенсии. Если же в отчете по форме СЗВ-М застрахованное лицо отсутствует, то это подтверждает факт прекращения трудовых отношений (в данном случае - факт увольнения пенсионера) и соответственно наличие права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку в установленный законодательством срок ответчиком сведения о застрахованных лицах Седановой З.П., Кандеркина Г.Н. за август 2018 года представлены не были, у истца имелись основания для вывода о прекращении Седановой З.П., Кандеркиным Г.Н. работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.
Однако в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно отклонил доводы учреждения в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается, что Обществом своевременно был представлен в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за август 2018 года (12.09.2018), в котором содержалась информация о Седановой З.П., Кандеркине Г.Н., как о работающих пенсионерах.
Таким образом, на момент принятия 23.10.2018 решения о перерасчете (индексации) размера пенсии истец располагал сведениями о том, что Седанова З.П., Кандеркин Г.Н., являются работниками Общества, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за август 2018 года.
Учитывая данные обстоятельства, а также установленную частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность Пенсионного фонда ежемесячно производить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд не усматривает прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.
Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абзаца 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании пункта 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, поскольку основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706, от 27.11.2019 N 310-ЭС19-21393, от 12.12.2019 N 304-ЭС19-2240, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А72-21397/2018.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и которым судом была дана надлежащая правовая оценка.
Наличие оснований и условий для взыскания с ответчика спорной суммы убытков, материалами настоящего дела не подтверждено.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2020 года по делу N А72-15051/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15051/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАСВИЯЖСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "УЛЬЯНОВСК БЛАГОУСТРОЙСТВО"