Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2020 г. N Ф05-16861/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
2 июля 2020 г. |
дело N А40-229520/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 02.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2019
по делу N А40-229520/19
по заявлению ООО "Авангард-Риэлти" (ОГРН 1027739528300)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Ястржембский И.А. по доверенности от 30.04.2019;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - Алиева Х.Н. по доверенности от 25.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2019 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 27.09.2019 N 77/009/277/2019-1078 об отказе в государственной регистрации договора аренды и на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Авангард-Риэлти" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке; в удовлетворении заявления о взыскании денежной суммы в размере 50.000 руб. за неисполнение решения суда за каждый день со дня изготовления решения суда в окончательной форме до его фактического исполнения, отказано.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент городского имущества г. Москвы.
Представители общества и третьего лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования, обществом не обжалуется.
Из материалов дела следует, что ООО "Авангард-Риэлти" обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением от 18.06.2019 N 77/099/277/2019-1078 о государственной регистрации договора аренды от 04.06.2019 N И-05-0001725 земельного участка с кадастровым номером N 77:05:0001020:47, расположенного по адресу: Москва, набережная Новоданиловская, дом 4А, стр. 1.
Уведомлением 27.06.2019 N 77/099/277/2019-1078 регистрирующим органом сообщено обществу о приостановлении действий по государственной регистрации договора аренды.
Решением, оформленным уведомлением от 27.09.2019 N 77/009/277/2019-1078 заявителю отказано в государственной регистрации договора аренды.
В целях получения сведений, необходимых для осуществления регистрационных действий о наличии или отсутствии признаков самовольного строительства или нецелевого использования земельного участка, Управлением Росреестра по г. Москве подготовлен соответствующий запрос в адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы.
Согласно поступившему в адрес Управления ответу государственной инспекции по недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0001020:4053 расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0001020:47 является самовольной постройкой и включен в Приложение N 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Данное обстоятельство препятствует проведению регистрационных действий.
Посчитав, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве об отказе в государственной регистрации договора от 27.09.2019 N 77/009/277/2019-1078 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создаёт препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пп. 3) п. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) 4 государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно ч. 2 ст. 222 названного Кодекса лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя о том, что постройка по адресу: Москва, набережная Новоданиловская, дом 4А, стр. 1 не является самовольной, так как данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением суда от 24.09.2008 по делу N А40-8275/08-7-46 (ст. 69 АПК РФ).
Заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые для регистрации договора аренды земельного участка документы, предусмотренные законом.
Между тем, Управление Росреестра в качестве основания для приостановления государственной регистрации ссылается на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14, п. 2 ч. 4 ст. 18 и ст. 51 Закона о регистрации недвижимости для регистрации договора аренды недвижимого имущества в регистрирующий орган представляется соответствующий договор аренды.
Из описи документов, представленных обществом на государственную регистрацию от 18.06.2019 N 77/099/277/2019-1078 следует, что заявителем в Управление Росреестра по г. Москве представлены заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18.06.2019 N 77/009/277/2019-1078; Устав ООО "Авангард-Риэлти" от 15.05.2018; договор аренды земельного участка от 04.06.2019 N И-05-0001725; приказ о полномочиях генерального директора ООО "АвангардРиэлти" от 04.12.2014; платежное поручение от 13.06.2019 N 05912 об уплате государственной пошлины.
Таким образом, заявителем представлены все необходимые в соответствии с законом документы.
Письмо Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы о необходимости ограничения регистрационных действий не является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 26 Закона о регистрации, поскольку в ст. 26 Закона о регистрации недвижимости не содержится такого основания для приостановления государственной регистрации и отказе в государственной регистрации, как письмо органа исполнительной власти г. Москвы.
Пунктами 5, 9 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости, на которые ссылается регистрирующий орган, не содержат такого основания для отказа в государственной регистрации как получение какого-либо письма от функционального органа исполнительной власти г. Москвы.
Кроме того, указанный договор аренды земельного участка от 04.06.2019 N И-05-0001725 заключен на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2018 по делу А40-23011/18-35-151, вступившего в законную силу.
Кроме того, на то, что договор аренды заключается во исполнение решения суда, указано в самом договоре аренды, который имелся у регистрирующего органа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Однако проводя правовую экспертизу, регистрирующий орган не вправе не учитывать вступившие в законную силу судебные акты.
В результате правовой экспертизы не может быть отказано в регистрации договора, заключенного по вступившему в законную силу решению суда.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе в государственной регистрации от 27.09.2019 N 77/009/277/2019-1078 является незаконным.
Доводы заинтересованного лица о представлении ненадлежащего количества экземпляров договора аренды отклоняются, поскольку представление одного экземпляра договора аренды земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы не противоречит закону.
Кроме того, из приложенного письма от Департамента городского имущества г. Москвы от 05.06.2019 N ДГИ-1-43259/19- 1 в адрес заявителя направлен 1 (один) подлинный экземпляр договора аренды, заключенного по решению суда. Этот экземпляр заявитель и сдал для государственной регистрации.
Второй экземпляр договора аренды в регистрирующий орган направляет сам Департамент городского имущества г. Москвы, что соответствует норме п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которой орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 настоящего Федерального закона.
С этой целью в письме Департамента городского имущества г. Москвы заявителю предложено в целях государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 04.06.2019 N И-05- 001725 в двухнедельный срок обратиться в Управление Росреестра по г. Москве и в 3-х дневный срок со дня обращения в Управление Росреестра по г. Москве представить в окно по приему корреспонденции Департамента копию расписки Управления Росреестра по Москве в получении документов на государственную регистрацию (с сопроводительным письмом), что и сделано заявителем.
Таким образом, ссылка регистрирующего органа на непредставление заявителем достаточного количества экземпляров договора аренды является неправомерной.
Иные доводы регистрирующего органа отклоняются, как необоснованные.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом рассматривая такие споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда и производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом первой инстанции возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2019 по делу N А40-229520/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229520/2019
Истец: ООО "АВАНГАРД-РИЭЛТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16861/20
02.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7950/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-229520/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-229520/19