Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2020 г. N Ф06-66347/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А06-4803/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 29.06.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 02.07.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Исаева Виталия Владимировича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2019 года по делу N А06-4803/2019 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Исаева Виталия Владимировича (ОГРНИП: 315302300001271, ИНН: 300503191832, г. Камызяк)
к Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (414006, г. Астрахань, ул. Свердлова, 31Г)
при участии в деле в качестве заинтересованных лиц:
Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ИНН: 3015068624, ОГРН: 1053000018224, 414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 31),
Администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области (416340, Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк, ул. Тараканова, д. 4, помещение 1, ОГРН 1023000828179, ИНН 3005001589),
Правительства Астраханской области (414000, г.Астрахань, ул.Советская, д.15, ОГРН 1033000825395, ИНН 3015064468)
признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Исаева Виталия Владимировича - Титова Е.Р., представитель по доверенности от 27.11.2019 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Исаев Виталий Владимирович обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области об исключении Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области, принятого в форме протокола от 06.12.2018 года N 12.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, Администрация муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области, Правительство Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 ноября 2019 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Исаев Виталий Владимирович не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2020 года решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2019 года по делу N А06-4803/2019 отменено в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В отменённой части по делу N А06-4803/2019 принят новый судебный акт. Признано незаконным решение Конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области об исключении ИП Главы КФХ Исаева Виталия Владимировича из реестра начинающих фермеров Астраханской области, принятое в форме протокола от 06.12.2018 N 12.
Указанным постановлением на Конкурсную комиссию по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем восстановления ИП Главы КФХ Исаева Виталия Владимировича в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2019 года по делу N А06-4803/2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2020 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А06-4803/2019 отменено. Дело N А06-4803/2019 направлено на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что нарушения, допущенные в ходе финансово-хозяйственной деятельности по реализации бизнес-плана заявителя, а именно: нарушение обязательств по реализации утвержденного конкурсной комиссией бизнес-плана, а также условий Соглашения от 06.12.2018 N 12 о предоставлении средств гранта начинающим фермерам Астраханской, явились основанием для исключения Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области. При этом, оспариваемое решение не содержит ссылки на подпункт 2.1.2. пункта 2.1 раздела 2 Положения, указанная норма приведена в письме Министерства от 13.12.2018, направленном в адрес заявителя.
Судом кассационной инстанции также указано на то, что соблюдение условий Соглашения о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру, с момента заключения сторонами данного соглашения, является обязательством начинающего фермера, а нарушение указанных условий - основанием исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области и возврата средств государственной поддержки.
Также, судом кассационной инстанции указано, что судом апелляционной инстанции не рассмотрены указанные обстоятельства, им не дана правовая оценка, выводы суда сделаны без учета исследования каждого из описанных в оспариваемом решении оснований.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Другие участники процесса в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 03.06.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 7 от 30.06.2015 года заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителей конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в 2015 году Исаев Виталий Владимирович признан одним из победителей.
В связи с чем, между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области и Главой КФХ Исаевым В.В. подписано соглашение о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру от 02.07.2015 N 8 (т. 1 л.д. 20-23).
Впоследствии, Конкурсной комиссией по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, созданной при Правительстве Астраханской области, на заседании 06.12.2018 принято решение, содержащееся в протоколе N 12, об исключении главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области в связи с нарушениями, допущенными в ходе финансово-хозяйственной деятельности по реализации бизнес-плана начинающего фермера Камызякского района Астраханской области, а именно: нарушение победителем конкурсного отбора обязательств по реализации утвержденного конкурсной комиссией бизнес-плана, а также условий соглашения о предоставлении средств гранта начинающим фермерам Астраханской области (в соответствии с абзацами 3, 4 п. 6.1 раздела 6 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (утверждено Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П) (т. 1 л.д. 18-19).
Как следует из содержания указанного протокола, ИП Глава КФХ Исаев В.В. исключен комиссией из реестра начинающих фермеров, в связи с тем, что им не выполняются показатели ежегодного роста численности поголовья сельскохозяйственных животных, производства сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянском (фермерском) хозяйстве, объёма выручки, полученной от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции, в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом.
По результатам голосования принято решение: в соответствии с абзацами третьим, четвертым пункта 6.1 Положения, исключить ИП ГКФХ Исаева В.В., Камызякского района Астраханской области из реестра начинающих фермеров Астраханской области.
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области письмом от 13.12.2018 N 02-08-2411 уведомило Исаева В.В. о принятом Комиссией решении (т. 1 л.д. 17).
Не согласившись с исключением его из Реестра начинающих фермеров, индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Исаев Виталий Владимирович обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое по делу решение, изложенное в протоколе заседания конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области от 06.12.2018 N 12, соответствует закону и не нарушает материальных прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Предоставление государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в виде гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области".
Названным Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П утверждено Положение о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (далее - Положение).
Согласно пунктам 5.1, 5.2 раздела 5 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П), заявители, включенные в реестр начинающих фермеров Астраханской области, признаются участниками программы поддержки начинающих фермеров Астраханской области. Включение заявителя в реестр начинающих фермеров Астраханской области является основанием заключения с ним соглашения о предоставлении государственной поддержки и предоставления такой поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области, а также с указанным соглашением.
Между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, Администрацией муниципального образования "Камызякский район" и ИП Главой КФХ Исаевым В.В. заключено соглашение о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру от 02.07.2015 N 8 (далее - Соглашение от 02.07.2015 N 8) - т. 1 л.д. 20-23.
Пункт 3.5 Соглашения от 02.07.2015 N 8 содержит принятые на себя обязательства начинающего фермера.
Согласно подпункту 3.5.1 пункта 3.5 раздела 3 соглашения от 02.07.2015 N 8 начинающий фермер обязуется соблюдать условия, цели и порядок предоставления государственной поддержки, в том числе:
- использовать средства государственной поддержки в течение 18 месяцев со дня их поступления на его банковский счет;
- осуществлять деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 5 лет со дня получения средств государственной поддержки;
- в течение 10 лет со дня получения средств государственной поддержки имущество, приобретенное за счет указанных средств, не продавать, не дарить, не передавать в аренду, в пользование другим лицам, не обменивать, не вносить в виде пая, вклада, не отчуждать другим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- использовать имущество, приобретенное за счет средств гранта, исключительно в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является;
- использовать средства государственной поддержки строго в соответствии с бизнес-планом и только на цели, указанные в плане расходов утвержденного бизнес-плана;
- оплачивать за счет собственных средств расходы, указанные в плане расходов бизнес-плана и осуществляемые за счет средств государственной поддержки, по каждому виду расходов в размере не менее установленного бизнес-планом;
- открыть в порядке, установленном пунктом 4.1. раздела 4 настоящего соглашения отдельный банковский счет для получения средств государственной поддержки и осуществления операций с указанными средствами;
- использовать средства государственной поддержки, перечисленные на банковский счет, открытый начинающим фермером в порядке, установленном пунктом 4.1. раздела 4 настоящего соглашения, только в целях оплаты приобретений согласно бизнес-плану и не допускать совершения по указанному счету операций, не связанных с данной целью;
- при оплате расходов, финансируемых за счет средств государственной поддержки, использовать только безналичную форму расчетов, как при перечислении средств государственной поддержки, так и при перечислении собственных средств;
- создать постоянные рабочие места в количестве не менее указанного в бизнес-плане;
- не позднее, чем в течение 18 месяцев со дня перечисления средств государственной поддержки на его банковский счет, переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (в случае, если начинающий фермер на момент перечисления средств государственной поддержки на его банковский счет постоянно не проживает по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является).
Таким образом, при заключении соглашения от 02.07.2015 N 8, ИП Главой КФХ Исаевым В.В. приняты на себя обязательства по соблюдению указанных в соглашении условий, целей и порядка предоставления государственной поддержки.
Согласно пункту 6.2 Соглашения от 02.07.2015 N 8, принятие решения об исключении начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Астраханской области.
Как следует из оспариваемого протокола N 12 от 06.12.2018, ИП ГКФХ Исаев В.В. исключен из реестра начинающих фермеров Астраханской области в соответствии с абзацами третьим, четвертым пункта 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (т. 1 л.д. 19).
Согласно положениям абзацев 3, 4 п. 6.1 раздела 6 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 12 октября 2018 года N 419-П), на которые имеется ссылка в оспариваемом решении N 12 от 06.12.2018 года, начинающий фермер исключается из реестра начинающих фермеров в случае выявления факта нарушения начинающим фермером обязательств, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения, нарушения начинающим фермером условий соглашения о предоставлении средств государственной поддержки (субсидии).
В силу положений подпункта 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 12 октября 2018 года N 419-П), условием участия в конкурсном отборе является наличие письменного обязательства заявителя в случае признания его начинающим фермером:
осуществлять деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является на день подачи заявки на участие в конкурсном отборе, в течение не менее 5 лет со дня получения средств государственной поддержки;
реализовать утвержденный конкурсной комиссией бизнес-план, в том числе обеспечить финансирование за счет собственных средств мероприятий бизнес-плана в размере не менее указанного размера в плане расходов, предлагаемых для софинансирования за счет средств государственной поддержки (далее - план расходов);
использовать средства государственной поддержки в течение 18 месяцев со дня их получения;
использовать имущество, приобретенное за счет средств государственной поддержки, исключительно для развития крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является на день подачи заявки на участие в конкурсном отборе, в течение 5 лет со дня получения указанных средств;
не продавать, не дарить, не передавать в аренду, в пользование другим лицам, не обменивать, не вносить в виде пая, вклада, не отчуждать другим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущество, приобретенное за счет средств государственной поддержки, в течение 5 лет со дня получения указанных средств;
создать постоянные рабочие места в количестве и сроки, указанные в утвержденном конкурсной комиссией бизнес-плане, но не менее 1 постоянного рабочего места при получении государственной поддержки в размере до 1 млн рублей включительно, при получении государственной поддержки в размере до 2 млн рублей включительно - не менее 2 постоянных рабочих мест, при получении государственной поддержки в размере свыше 2 млн рублей - не менее 3 постоянных рабочих мест, в году получения средств государственной поддержки;
сохранять постоянные рабочие места, созданные в соответствии с утвержденным конкурсной комиссией бизнес-планом, в течение 5 лет со дня получения государственной поддержки;
не осуществлять замену главы крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является на день подачи заявки на участие в конкурсном отборе, в течение 5 лет со дня получения средств государственной поддержки, за исключением случаев его смерти, признания его вступившим в законную силу решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
- представлять отчетность согласно требованиям, установленным правовым актом Правительства Астраханской области.
Как следует из решения конкурсной комиссии от 06.12.2018 (протокол N 12), основанием для исключения главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области явились нарушения, допущенные в ходе финансово-хозяйственной деятельности по реализации бизнес-плана начинающего фермера Камызякского района Астраханской области, а именно: нарушение победителем конкурсного отбора обязательств по реализации утвержденного конкурсной комиссией бизнес-плана, а также условий соглашения о предоставлении средств гранта начинающим фермерам Астраханской области (в соответствии с абзацами 3, 4 п. 6.1 раздела 6 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области).
Однако, судебной коллегией установлено, что на момент включения Исаева В.В. в реестр начинающих фермеров и подписания Соглашения от 02.07.2015 N 8, действовало Положение о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П), в котором подпункт 6.1. имел следующую редакцию: "Основанием исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области является:
непредставление, несвоевременное представление начинающим фермером отчетов и прилагаемых к ним документов, указанных в пункте 5.5 раздела 5 настоящего Положения, а равно представление отчетов и (или) документов содержащих заведомо ложные сведения (п. 6.1.1).
нецелевое использование гранта и (или) единовременной помощи (использование сумм гранта и (или) единовременной помощи не в соответствии с утвержденным бизнес-планом), а равно нарушение условий и порядка использования имущества, приобретенного за счет гранта и (или) единовременной помощи в течение 10 лет со дня их получения (п. 6.1.2).
прекращение деятельности начинающего фермера до истечения 5 лет со дня получения гранта и (или) единовременной помощи (п. 6.1.3.).
отказ начинающего фермера от подписания соглашения, указанного в пункте 5.3 раздела 5 настоящего Положения, либо неподписание данного соглашения в установленные сроки, за исключением случаев, когда невозможность подписания соглашения в установленные сроки вызвана действием обстоятельств непреодолимой силы или действиями (бездействием) органов местного самоуправления и (или) министерства (п. 6.1.4).
нарушение начинающим фермером условий соглашения, указанного в пункте 5.3 раздела 5 настоящего Положения (п. 6.1.5).
представление начинающим фермером в конкурсную комиссию заявления об исключении его из реестра начинающих фермеров Астраханской области (п. 6.1.6)".
Таким образом, основания для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области, при подписании ИП ГКФХ Исаевым В.В. Соглашения N 8 от 02.07.2015, содержались в пункте 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П).
Иных оснований для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области пункт 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области не содержал.
Как следует из оспариваемого протокола N 12 от 06.12.2018 основанием для исключения ИП ГКФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области является невыполнение показателей ежегодного роста численности поголовья сельскохозяйственных животных, производства сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянском (фермерском) хозяйстве, объема выручки, полученной от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции, в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом.
Однако, пункт 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П), действующий в момент подписания Соглашения N 8 от 02.07.2015 не содержал такого основания для исключения фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области.
Как было указано выше условия, цели и порядок предоставления государственной поддержки, которые начинающий фермер обязывался соблюдать перечислены в пункте 3.5.1 Соглашения от 02.07.2015.
При этом, пункт 3.5.1 Соглашения от 02.07.2015 не содержит условий для начинающего фермера: "выполнять показатели ежегодного роста численности поголовья сельскохозяйственных животных, производства сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянском (фермерском) хозяйстве, объема выручки, полученной от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции, в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом".
Таким образом, не подписанное Соглашение N 8 от 02.07.2015, не п. 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П), действующий в момент подписания Соглашения N 8 от 02.07.2015 не содержали такого основания для исключения фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области как: "выполнять показатели ежегодного роста численности поголовья сельскохозяйственных животных, производства сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянском (фермерском) хозяйстве, объема выручки, полученной от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции, в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом".
Кроме того, как следует из оспариваемого протокола N 12 от 06.12.2018, основанием для исключения ИП ГКФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области является "нарушение победителем конкурсного отбора обязательств по реализации утвержденного конкурсной комиссией бизнес-плана".
Как было указано выше условия, цели и порядок предоставления государственной поддержки, которые начинающий фермер обязывался соблюдать перечислены в пункте 3.5.1 Соглашения от 02.07.2015.
При этом, пункт 3.5.1 Соглашения от 02.07.2015 не содержит условий для начинающего фермера: реализовывать бизнес-план.
Пункт 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П) также не содержит такого основания для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области, как "не достижение значения показателей результативности использования гранта, установленных бизнес-планом".
Таким образом, ни подписанное Соглашение N 8 от 02.07.2015, ни п. 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П), действующий в момент подписания Соглашения N 8 от 02.07.2015 не содержали такого основания для исключения фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области как "не достижение значения показателей результативности использования гранта, установленных бизнес-планом".
Кроме того, основанием для исключения начинающего фермера (Исаева В.В.) из реестра начинающих фермеров Астраханской области явилось также то, что им нарушены условия соглашения о предоставлении средств гранта начинающим фермерам Астраханской области.
Однако, пункт 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П) не содержит такого основания для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области, как нарушение условий соглашения о предоставлении средств гранта начинающим фермерам Астраханской области.
При этом, предусмотренное пунктом 6.1.5 Положения, основание для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области (нарушение начинающим фермером условий соглашения, указанного в пункте 5.3 раздела 5 настоящего Положения), не вменяется в нарушение ИП Главе КФХ Исаеву В.В.
Таким образом, анализ главы 6 Положения, действующего в период заключения Соглашения N 8 от 02.07.2015, показывает, что таких оснований как: "невыполнение показателей ежегодного роста численности поголовья сельскохозяйственных животных, производства сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянском (фермерском) хозяйстве, объема выручки, полученной от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции, в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом", "нарушение победителем конкурсного отбора обязательств по реализации утвержденного конкурсной комиссией бизнес-плана", а также "нарушение условий соглашения о предоставлении средств гранта начинающим фермерам" для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области в нормативном правовом акте не было.
Указанные основания отсутствуют и в пункте 3.5.1 Соглашения N 8 от 02.07.2015 - условия, цели и порядок предоставления государственной поддержки (т. 2 л.д. 20-23).
Названные основания исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области, по которым конкурсной комиссией было принято решение об исключении Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров были внесены 11.04.2017 года, т.е. после подачи заявки и подписания соглашения N 8 о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру (02.07.2015).
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исходя из пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено.
Положение о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утвержденное постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 12.10.2018 N 419-П) не содержит норм о придании новой редакции Положения обратной силы.
Таким образом, на момент исключения Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров, Комиссия руководствовалась нормативным актом, а именно, Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 12.10.2018 N 419-П), в котором подпунктом 6.1. предусмотрены основания исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров: "нарушение начинающим фермером обязательств, указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения" (абзац 3 пункта 6.1 Положения); "нарушение начинающим фермером условий соглашения о предоставлении средств государственной поддержки (субсидии)" (абзац 4 пункта 6.1 Положения)), которым Правительством Астраханской области не придано обратной силы.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В рассматриваемом случае, Комиссией был нарушен общеправовой принцип недопустимости обратной силы закона, устанавливающего либо расширяющего основания для применения мер ответственности, установленный в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года 8-П, от 17 июня 2013 года N 13-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, положения новой редакции указанной нормы, предусматривающие последствия несоблюдения условий предоставления субсидий, подлежат применению к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
При указанных обстоятельствах, Конкурсная комиссия на момент рассмотрения вопроса об исключении Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров, должна была руководствоваться нормативным актом (Положением о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 N 149-П), действовавшим в период подписания соглашения N 8 от 02.07.2015.
Каких-либо иных оснований для исключения Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров оспариваемое решения Конкурсной комиссии, принятое в форме протокола от 06.12.2018 года N 12, не содержит.
Ссылки Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области на иные основания, послужившие основанием для исключения Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку не указаны в оспариваемом решении N 12 от 06.12.2018.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что у Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области отсутствовали правовые основания для исключения Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции в части оставления без удовлетворения заявленных требований подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Конкурсную комиссию по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области устранить допущенные нарушения путем восстановления ИП Главы КФХ Исаева Виталия Владимировича в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, конкурсная комиссия не является юридическим лицом.
Положение о конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, а также состав Конкурсной комиссии утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" (далее - постановление Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П).
Как следует из содержания постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П, конкурсная комиссия создана при Правительстве Астраханской области. В состав конкурсной комиссии входят должностные лица различных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления, а также лица, не являющиеся сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления (в том числе члены общественных организаций, иных коммерческих и некоммерческих организаций).
Таким образом, оспариваемое заявителем решение об исключении ИП Главы КФХ Исаева В.В. из реестра начинающих фермеров Астраханской области, принятое в форме протокола заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 N 12, принято конкурсной комиссией, созданной при Правительстве Астраханской области.
Распределение судебных расходов между сторонами судебного разбирательства регулируется положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом вышеприведенные положения процессуального законодательства не содержат указания на освобождение государственных органов от возмещения другой стороне судебных расходов, которые состоят из судебных издержек и госпошлины. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку заявленные ИП Главой КФХ Исаевым В.В. требования удовлетворены в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции относятся на Правительство Астраханской области.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц составляет - 300 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче заявления ИП Главой КФХ Исаевым В.В. подлежала уплате государственная пошлина в сумме 300 руб., при подаче апелляционной жалобы - 150 руб.
При вынесении оспариваемого решения арбитражным судом распределены расходы по оплате государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 700 возвращена заявителю из федерального бюджета. Оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2019 года по делу N А06-4803/2019 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принять в отменённой части по делу N А06-4803/2019 новый судебный акт.
Признать незаконным решение Конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области об исключении ИП Главы КФХ Исаева Виталия Владимировича из реестра начинающих фермеров Астраханской области, принятое в форме протокола от 06.12.2018 N 12.
Обязать Конкурсную комиссию по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области устранить допущенные нарушения путем восстановления ИП Главы КФХ Исаева Виталия Владимировича в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2019 года по делу N А06-4803/2019 оставить без изменения.
Взыскать с Правительства Астраханской области в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Исаева Виталия Владимировича государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 300 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 150 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4803/2019
Истец: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Исаев Виталий Владимирович, ИП представитель ГКФХ Исаева В.В. адвокат Шумный Олег Станиславович
Ответчик: Конкурсная комиссия по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Камызякский район", Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, Правительство Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66347/20
02.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4323/20
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61330/20
31.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16344/19
01.11.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4803/19