г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А56-121741/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лебедевым Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Буршанов М.В., по доверенности от 03.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4199/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Карелия на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2020 по делу N А56-121741/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "СРП"
о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ (протокол от 25.10.2019 N 0486)
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление, административный орган), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СРП" (далее - Общество, ООО "СРП") к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 18.01.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.01.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, о дате, времени и месте рассмотрения искового заявления Управление не было извещено в установленном законном порядке, кроме того, Управление полагает доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы отклонил, считая их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
Заявитель извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Управлением в апреле 2019 года внеплановой выездной проверки деятельности Общества по адресам: Республика Карелия г. Петрозаводск, Лесной пр., д. 47А; пр. Ленина, д, 14, выявлен и зафиксирован в акте от 26.04.2019 факт нарушения Обществом требований технических регламентов - статьи 39 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), статей 3, 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 881 (далее - TP ТС 022/2011), выразившийся в непредставлении потребителям информации о приобретенной продукции, в том числе о составе, пищевой и энергетической ценности при реализации продукции через окна "МакАвто" и "МакЭкспресс".
Управлением Обществу выдано предписание от 26.04.2019 N 240-97/П об устранении в срок до 01.09.2019 нарушений требований ТР ТС 022/2011 путем обеспечения реализации продукции в соответствии с требованиями статьи 4 ТР ТС 022/2011.
На основании распоряжения от 06.09.2019 N 853 Управлением в период с 24.09.2019 по 25.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом предписания от 26.04.2019 N 240-97/П.
В ходе проверки Управление установило, что при обслуживании Обществом по указанным выше адресам информация о наименовании и цене реализуемой продукции размещена на меню-борд, расположенном на прилегающей территории здания, где размещено предприятие быстрого обслуживания Макдоналдс. При реализации продукции потребителю выдается заказ в упаковках (одноразовых) предназначенных для конкретного блюда, которые помещаются в бумажный пакет на вынос. В каждый пакет или в случае приобретения одного блюда выдается листок вкладыш с информацией о продукции в ПБО Макдоналдс через окно раздачи. Сведения о дате и времени приготовления блюд наносятся на кассовый чек при оплате заказа, который выдается потребителю.
Управление установило, что при реализации Обществом продукции потребительские упаковки пищевой продукции (в том числе гамбургеров, макнаггетсов, напитков) через окна "МакАвто" и "МакЭкспресс" (для употребления вне помещений предприятий общественного питания) не имеют сведений о дате изготовления (с указанием часа, числа, месяца при сроке годности до 72 часов), сроке годности и условиях хранения, что является нарушением пунктов 1, 2 части 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011.
По итогам проверки административный орган пришел к выводу о неисполнении Обществом ранее выданного предписания от 26.04.2019 N 240-97/П, зафиксировав данный факт в акте от 11.10.2019 N 853.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Административная ответственность по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ наступает за неисполнение, в том числе законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции. Следовательно, оценка и проверка предписания на предмет его законности и исполнимости является обязательным условием установления события рассматриваемого правонарушения.
Субъектом указанного нарушения является изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), орган по сертификации или испытательная лаборатория (центр). Из материалов настоящего дела следует, что Управление вменяет Обществу неисполнение предписания от 26.04.2019 N 240-97/П об устранении нарушений требований ТР ТС 022/2011, в соответствии с которым Обществу было предписано обеспечить реализацию продукции через окна "МакАвто" и "МакЭкспресс" по двум указанным в предписании адресам в соответствии с требованиями статьи 4 ТР ТС 022/2011, устанавливающей требования к маркировке пищевой продукции.
В ходе проведения проверки исполнения предписания от 26.04.2019 N 240-97/П Управление установило, что потребительские упаковки реализуемой Обществом пищевой продукции не имеют сведений о дате изготовления (с указанием часа, числа, месяца при сроке годности до 72 часов), сроке годности и условиях хранения, что, по мнению Управления, является нарушением пунктов 1, 2 части 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011. ТР ТС 022/2011 устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (часть 3 статьи 1).
Суд первой инстанции не согласился с выводами Управления, правомерно установив следующее.
Согласно ТР ТС 022/2011 требования к маркировке упакованной пищевой продукции установлены пунктом 4.1 статьи 4; общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку установлены пунктом 4.2 статьи 4; требования к способам доведения маркировки установлены пунктом 4.12 статьи 4 ТР ТС.
Согласно пункту 2 статьи 1 ТР ТС 022/2011 данный технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства.
Общие технические требования к продукции общественного питания, реализуемой населению, в том числе классификацию продукции, общие требования безопасности продукции общественного питания и процедуры обеспечения безопасности, правила приемки, методы контроля, требования к реализации продукции, упаковке, маркировке, подтверждению соответствия продукции общественного питания устанавливаются ГОСТом 30390-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Общие технические условия. (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1675-ст).
В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТа 30390-2013 продукцию общественного питания реализуют: - в зале предприятия общественного питания с потреблением на месте: методом самообслуживания (через раздаточные линии, "шведский стол", "салат-бар", прилавки и др.), - на вынос по заказам потребителей; - через магазины и отделы кулинарии и столы заказов по месту изготовления; - вне предприятия (в раздаточных и доготовочных предприятиях питания, в магазинах (отделах) кулинарии, в собственной мелкорозничной сети, в других предприятиях общественного питания, при оказании кейтеринга в виде выездного обслуживания - проведения событийного кейтеринга, предоставления услуг повара и официанта на дому, доставки организациям, физическим лицам на рабочие места, места обучения, на дом, в купе железнодорожного вагона и др.); - через розничную торговую сеть.
Согласно пункту 8.3 ГОСТа 30390-2013 при реализации продукции общественного питания в зале предприятия общественного питания используют посуду и приборы, в том числе одноразовые. При реализации продукции на вынос по заказам потребителей и вне предприятия используют потребительскую тару в соответствии с разделом 9 настоящего стандарта.
Пунктом 9.1 ГОСТа 30390-2013 продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд и кулинарных изделий, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, реализуемую на вынос (вывоз) по заказам потребителей, в магазинах (отделах) кулинарии и через столы заказов упаковывают непосредственно в потребительскую упаковку.
В соответствии с пунктом 9.2 ГОСТа 30390-2013 в качестве потребительской упаковки используют пакеты, коробки, лотки и контейнеры из полимерных и других упаковочных материалов, термоусадочную пленку, термосы, термопакеты, ланч-боксы, снек-боксы и другую тару.
Согласно пункту 9.8 ГОСТа 30390-2013 продукция общественного питания, изготовление которой осуществляется предприятиями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства (в залах предприятия общественного питания в столовой посуде, в том числе одноразовой, на раздаточных линиях или через официантов), маркировке не подлежит. Маркировке подлежит потребительская и транспортная тара с упакованной продукцией общественного питания, реализуемой вне места производства (изготовления). Маркировка продукции общественного питания, реализуемой вне места производства (изготовления), должна соответствовать требованиям, установленным в ТР ТС 022/2011 и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт (пункт 9.9).
Пунктом 9.10 ГОСТа 30390-2013 предусмотрено, что в случае, если осуществляется реализация продукции общественного питания, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листкахвкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя. При реализации продукции общественного питания в магазинах (отделах) кулинарии и через столы заказов весовым способом в потребительской таре продукцию не маркируют, но информацию о продукции размещают на единице упаковки или в информационном листе в торговом зале предприятия в непосредственной близости от реализуемой продукции общественного питания.
В соответствии с пунктом 9.11 ГОСТа 30390-2013 при реализации продукции общественного питания исполнитель услуг обязан предоставить потребителям информацию, содержащую: - фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и входящих в ее состав основных рецептурных компонентов; - сведения о массе (объеме) порции продукции общественного питания (блюда, изделия); - сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (химическом составе и калорийности); - обозначение нормативных или технических документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция, - дата и час изготовления, - срок годности, условия хранения (для продукции, которая не изготавливается по индивидуальному заказу); - рекомендации по изготовлению (при необходимости). Информацию о реализуемой продукции общественного питания в обязательном порядке доводят до потребителей различными способами в соответствии с требованиям нормативных правовых документов, действующими на территории государства, принявшего стандарт, в том числе размещением в меню, на ценниках, этикетках, информационных листках, на доске потребителя или иным способом, выбранным исполнителем услуг по собственному усмотрению.
Согласно пункту 4.1 ГОСТа 30389-2013 "Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), предприятия (объекты) общественного питания подразделяют по характеру деятельности, типам и мобильности. Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются предприятия (объекты), организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям: заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания и др. Предприятия (объекты), организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживания потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки: рестораны, кафе, бары, столовые, предприятия (объекты) быстрого обслуживания, закусочные, кафетерии, буфеты. Предприятия (объекты), организующие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте: магазины (отделы).
В данном случае судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10); дополнительным видом деятельности является, в том числе деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (56.10.1).
Материалами административного дела подтверждается, что Общество относится к предприятиям общественного питания, осуществляет производство продукции общественного питания и предлагает к продаже готовую к немедленному употреблению продукцию, которая не предполагает ее последующее хранение.
Общество реализует продукцию общественного питания потребителям в зале предприятий общественного питания, а также через окна раздачи "МакАвто" и "МакЭкспресс". При этом одни и те же продукты, реализуемые как в зале обслуживания, так и через окна раздачи "МакАвто" и "МакЭкспресс" предназначены для потребления на месте производства.
Как обоснованно указал суд, сама дополнительная услуга "МакАвто" и "МакЭкспресс" не изменяет характеристик продукции, а также осуществляемого вида деятельности.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что требования к маркировке пищевой продукции в силу пункта 2 статьи 1 ТР ТС 022/2011 не подлежат распространению на продукцию, реализуемую Обществом на месте производства.
При этом, сведения о времени и дате изготовления пищевой продукции доводятся до сведения потребителей в кассовом чеке, который выдается каждому посетителю предприятия при приобретении продукции. Поскольку продукция готовится по индивидуальным заказам потребителей и выдается потребителям сразу (в момент приготовления), время и дата выдачи кассового чека являются временем и датой приготовления пищевой продукции. При реализации пищевой продукции через окна "МакАвто" и "МакЭкспресс" в упаковку вместе с самой продукцией вкладывается листок-вкладыш, который содержит информацию о наименовании, составе, сроке годности, условиях хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами; рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции, в том числе: энергетическую ценность (калорийность); количество белков жиров, углеводов; количество витаминов и минеральных веществ; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением ГМО.
С учетом положений пункта 2 статьи 1 ТР ТС 022/2011 суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Общества законодательно предусмотренной обязанности по соблюдению требований TP ТС 022/2011, связанных с маркировкой пищевой продукции, при оказании услуг общественного питания, нарушение которых предписано к устранению в предписании Управления от 26.04.2019 N 240-97/П.
Согласно части 1, 4 статьи 1.5, части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следует также отметить, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы предельный трехмесячный срок привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.
Апелляционной коллегией не установлено также нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда.
Согласно части 4 статьи 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 6 статьи 121 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, определение суда о принятии искового заявления к производству и назначении судебного заседания направлено судом по адресу Управления (185003, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Володарского д.26); телеграмма от 22.11.2019 вручена специалисту 3 разряда Коваль С. 26.11.2019 (л.д. 131-132). Дело рассмотрено судом 28.11.2019.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Таким образом, Управление было надлежащим образом извещен о принятии искового заявления к производству, а также о времени и месте судебного заседания.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 января 2020 года по делу N А56-121741/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-121741/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: ООО "СРП"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия