г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А42-13003/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12669/2020) общества с ограниченной ответственностью "ВентЭнергоСтрой" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2020 по делу N А42-13003/2019 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВентЭнергоСтрой"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания от 24.10.2019 N 953/37
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВентЭнергоСтрой" (ИНН 5190929245, ОГРН 1115190003114, ул. Сафонова, д. 20, кв. 1, г. Североморск, Мурманской области; ул. Новосельская, д. 6, оф. 208, г. Мурманск; далее - заявитель, Общество, ООО "ВентЭнергоСтрой") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 11025100849850, ул. Карла Маркса, д. 18, г. Мурманск; ИНН 5190109281; далее - Инспекция) от 24.10.2019 N 953/37.
Решением суда от 20.02.2020 в удовлетворении заявленных ООО "ВентЭнергоСтрой" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "ВентЭнергоСтрой" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение от 20.02.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что организатором торгов, проводимых с целью выбора управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Мурманск, ул. Самойлова, д. 1, при определении стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту жилого помещения в ее составе не учитывались расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД); при этом управляющая организация обязана в силу прямого указания закона (пункта 2 части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) производить начисление такой платы потребителям. Таким образом, как указывает податель жалобы, исполнение предписания от 24.10.2019 N 953/37 приведет к возложению расходов по оплате стоимости коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на управляющую организацию, что не предусмотрено действующим законодательством и не соответствует целям хозяйственной деятельности Общества.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Инспекцией представлены письменные возражения на апелляционную жалобу Общества, в которых Инспекция просит решение суда от 20.02.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ВентЭнергоСтрой" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Мурманск, ул. Самойловой, д. 1, на основании лицензии от 01.01.2019 N 000342 и договора управления многоквартирным домом от 01.06.2019, заключенным по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом (протокол рассмотрения заявок от 28.06.2019).
На основании распоряжения от 27.09.2019 N 1883 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "ВентЭнергоСтрой" в части соблюдения требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по обращению жителя указанного МКД.
В ходе проверки Инспекцией установлено и зафиксировано в акте проверки от 24.10.2019 N 1869, что Общество начисляло потребителям плату за содержание жилого помещения в МКД в соответствии с заключенными по итогам конкурса договором по цене, установленной конкурсной документацией. Кроме того, Общество дополнительно начисляло плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД, что привело к увеличению размера платы за содержание жилого помещения с июля 2019 года.
На основании изложенного Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом допущены нарушения пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, частей 3, 9.1 статьи 156, пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "л" пункта 11, пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 55, 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Инспекцией предписания от 24.10.2019 N 953/37, которым Обществу в срок до 13.12.2019 предписано устранить нарушения в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД с июля 2019 года; производить начисление платы за содержание жилого помещения согласно конкурсной документации; выполнить перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД в пользу собственников (потребителей) многоквартирного дома с июля 2019 года.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "ВентЭнергоСтрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 20.02.2020 в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Правилами N 75.
В рассматриваемом случае договор управления многоквартирным домом от 01.07.2019 (далее - Договор управления) заключен по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с Правилами N 75.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 76 Правил N 75 участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг, предусмотренного подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента (далее - предложение).
В случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления МКД, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления МКД (пункт 71 Правил N 75).
Пунктом 83 Правил N 75 также предусмотрено, что указываемая в договоре управления многоквартирным домом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг, предусмотренный подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой определен по итогам конкурса, в случаях признания участника конкурса победителем в соответствии с пунктами 76 и 78 настоящих Правил.
При этом в силу пункта 55 Правил N 75 представление заявки на участие в конкурсе является согласием претендента выполнять обязательные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса, а также предоставлять коммунальные услуги.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
В рассматриваемом случае как установлено административным органом и следует из материалов дела, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлены в Приложении N 4 к Договору управления в размере, который указан в Конкурсной документации (извещение N 210519/25700896/01) - 23,39 руб. за 1 кв.м.
В Приложении N 4 к Договору управления также указан подробный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений спорного МКД (включая мытье полов, маршей и лестничных площадок), общая стоимость которых определена в размере 23,39 руб. на 1 кв.м площади, что соответствует положениям Конкурсной документации (Приложение N 3).
Между тем, Инспекцией в ходе проверки установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД самостоятельно начисляло потребителям не только плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с заключенным Договором управления на условиях Конкурсной документацией, но и дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД (расходы на потребление холодной воды; холодной воды, используемой для производства горячего водоснабжения; тепловой энергии, используемой для производства горячего водоснабжения; электрической энергии; отведение сточных вод). Превышение установленного размера привело к увеличению платы за содержание жилого помещения (например, как указано в акте проверки от 24.10.2019 N 1869 повышение размера платы по квартире 41 составило 94,73 руб.).
Согласно пункту 4.5 Договора управления плата за жилое помещение и коммунальные услуги по данному договору для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД); плату за коммунальные услуги.
Поскольку в данном случае в силу пункта 4.1 Договора управления размер платы за содержание жилого помещения (включающий в себя конкретный перечень услуг и работ) установлен фиксированной суммой в Приложении N 4 к Договору, Общество не вправе начислять собственникам жилых помещений МКД дополнительные платежи, стоимость которых уже учтена в тарифе, определенном на основании Конкурсной документации.
При этом суд учитывает, что в данном случае из Конкурсной документации не следует, что управляющая организация вправе устанавливать какой-либо дополнительный перечень предоставляемых услуг, который рассчитывается сверх платы за содержание и ремонт жилого помещения. Не предусмотрена такая возможность ни Договором управления, ни Правилами N 75.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы Общества о том, что при утверждении платы за содержание жилого помещения в ее составе не учитывались расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, отклоняются судом апелляционной инстанции. Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества МКД является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества МКД; а управляющая организация, подавая заявку на участие в конкурсе в качестве профессиональной организации в данной сфере деятельности, не могла не осознавать весь перечень работ и услуг, который она должна будет исполнять за плату, установленную по результатам конкурса.
При таких обстоятельствах, оснований для дополнительного начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в одностороннем порядке у Общества не имелось
Самостоятельное изменение управляющей организацией, выбранной по результатам проведения конкурса, размера платы за содержание и ремонт общего имущества и взимание дополнительно платы, за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, противоречит вышеприведенным положениям Правил N 75 и части 7 статьи 156 ЖК РФ, а также не соответствует существу проводимых конкурсных процедур, исходя из которых участник конкурса, признанный его победителем, принимает на себя обязательства оказывать услуги по управлению многоквартирным домом на условиях, установленных конкурсной документацией.
При таких обстоятельствах, предписание Инспекции от 24.10.2019 N 953/37 выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований, является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания предписания Инспекции от 24.10.2019 N 953/37 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "ВентЭнергоСтрой" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 20.02.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ВентЭнергоСтрой" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе. Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 15.05.2020 подателю жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу и доказательства уплаты государственной пошлины Обществом не представлены, то государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит взысканию с ООО "ВентЭнергоСтрой" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 февраля 2020 года по делу N А42-13003/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВентЭнергоСтрой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВентЭнергоСтрой" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13003/2019
Истец: ООО "ВЕНТЭНЕРГОСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ