г. Красноярск |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А33-13259/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - акционерного общества "Научно-технический прогресс"- Баранникова Е.В., представителя по доверенности от 14.05.2019, удостоверение адвоката N 203 от 27.01.2017,
от ответчика- Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края- Трушкова И.С., представителя по доверенности от 20.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" марта 2020 года по делу N А33-13259/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-технический прогресс" (ИНН 2460002667, ОГРН 1022401790718, далее - АО "Научно-технический прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" (ИНН 2466139058, ОГРН 1062466133322,) Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН 2466266666, ОГРН1132468055268, далее- Фонд), Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025, далее- Департамент) о взыскании задолженности в размере 92 426 рублей 58 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 26 сентября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 марта 2020 года, с учетом дополнительного решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2020 года, иск удовлетворен, с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в пользу АО "Научно-технический прогресс" взыскано 92 426 рублей 58 копеек задолженности, в доход федерального бюджета взыскано 3 697 рублей государственной пошлины. Требования к МКУ г.Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления", Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным судебным актом, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-истцом не представлен акт комиссионной приемки, основания для оплаты не возникли.
-многоквартирный жилой дом N 25 включен в Региональную Программу с финансированием за счет предоставления субсидии на проведение капитального ремонта фасада.
-главным распорядителем субсидии является Департамент городского хозяйства администрации города, который является получателем средств бюджета.
-собственники помещений в многоквартирном Доме N 25 не принимали решения о проведении работ по капитальному ремонту фасада за счет средств фонда капитального ремонта, который они формируют на счете регионального оператора.
-Фонд не заключал сделки с целью обеспечения собственных потребностей, потребностей собственников помещений в Доме N 25, осуществлял полномочия получателя средств бюджета, предусмотренные Постановлением N 267 от 19.04.2018.
-при заключении спорных договоров Фонд действовал от имени и в интересах муниципального образования город Красноярск, спорные работы подлежали оплате за счет средств местного бюджета, обязанность по их оплате долга лежит на Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярск, как на Главном распорядителе субсидии.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29.06.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей МКУ города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления", Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому суд первой инстанции исходил из отсутствия у заказчика мотивированного отказа от приемки выполненных работ, отсутствия спора о качестве выполненных работ, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о выполнении подрядчиком работ перечисленных в Актах КС-2, КС-3 подлежащих оплате в заявленной ко взысканию сумме с плательщика по договору - Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 20.06.2017 N 343-п "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, на 2017-2019 годы" дом N 25, расположенный по пр. Мира в г. Красноярске, включен в план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Согласно распоряжению администрации города Красноярска от 20.10.2017 N 98/1-гх "О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (в редакции распоряжения от 15.03.2018 N 29-гх) администрацией города Красноярска принято решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой ремонта и предложениями регионального оператора в отношении многоквартирных домов, в том числе в дома N 25 по пр. Мира в г. Красноярске.
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, осуществляющий в силу положений части 3 статьи 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на основании договора от 12.04.2017 N 13, передал функции технического заказчика администрации города Красноярска.
В соответствии с постановлением администрации г.Красноярска от 12.04.2017 N 241 (в редакции постановления от 15.03.2018 N 135) функции технического заказчика в отношении многоквартирных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Красноярска, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, возложены на муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления".
26.10.2018 между АО "Научно-технический прогресс" (подрядчиком), МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" (заказчиком), Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (плательщиком) заключен договор N 1068807 (далее - договор), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, расположенных на территории города Красноярска по адресам: проспект Мира, д. 25 в соответствии с описанием объекта закупки (техническим заданием) (приложение N 1 к договору), проектной документацией (приложение N 2 к договору), ведомостью объемов работ (приложение 33 к договору), локальным сметным расчетом (приложение N 4 к договору).
Согласно пункту 1.2.1 договора подрядчик должен был выполнить работы по ремонту фасада. Объемы работ по договору, в том числе набор (перечень) работ указаны в проектной документации (пункт 1.3 договора).
Работы должны быть выполнены в период с 26.10.2018 по 23.01.2019. Уведомление о завершении работ и необходимости приемки направляется заказчику в срок не позднее 18 января 2019 года (пункт 2.1.2 договора).
Общая стоимость работ по договору составляет 1 157 871,16 руб.
В силу положений пункта 3.5 договора плательщик обязан обеспечить финансирование выполненных работ по договору в части средств, аккумулируемых на счете, счетах регионального оператора, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, а также договором о передаче функций технического заказчика.
Пунктом 6.14 договора предусмотрено, что работы считаются принятыми с момента подписания сторонами акта комиссионной приемки выполненных работ. Приемка результатов выполненных работ осуществляется приемочной комиссией.
В соответствии с пунктом 5.5.2 договора оплата выполненных работ производится плательщиком с учетом перечисленного аванса в течение 60 рабочих дней с даты подписания акта комиссионной приемки выполненных работ по договору, указанной в акте передачи общего имущества многоквартирного дома после выполнения работ, на основании надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета или счета-фактуры выполненных работ.
Оплата выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется плательщиком на основании заявки на финансирование, в срок не превышающий 20 рабочих дней со дня предоставления заказчиком документов в адрес плательщика и при наличии на счете плательщика необходимой суммы аккумулированных средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Во исполнение условий договора истцом выполнены работы стоимостью 92 426 рублей 58 копеек, что подтверждается подписанными подрядчиком в одностороннем порядке актом о приемке выполненных работ от 14.12.2018 N 1, справкой о стоимости выполненных работ от 14.12.2018 N 1 и подписанным сторонами актом комиссионной приемки выполненных работ.
На оплату выполненных по договору работ истцом ответчику выставлен счет от 14.12.2018 N 417 на сумму 92 426 рублей 58 копеек.
В связи с неоплатой стоимости выполненных работ в установленном договором размере истец обратился к техническому заказчику с претензией от 22.03.2019 об оплате задолженности.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по оплате выполненных работ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон по договору договора от 26.10.2018 регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Возникновение обязанности у заказчика оплатить выполненную работу связано с фактом сдачи ее результата подрядчиком при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 23 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2017 N 21-255 "О бюджете города на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов" в 2018 году из местного бюджета было предусмотрено выделение субсидии управляющим организациям (за исключением организаций, управляющих государственным жилищным фондом и обслуживающих данный фонд, государственных (муниципальных) учреждений), товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, региональному оператору в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях финансового обеспечения затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов зданий с устройством архитектурно-художественной подсветки в целях подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске), в 2018 году в сумме 250 000,00 тыс. руб.
Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска и Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края заключен договор от 05.07.2018 N 145 о предоставлении субсидии из бюджета города
В соответствии с пунктом 1.1. договора предметом договора N 145 является предоставление из бюджета города Красноярска в 2018 году получателю бюджетных средств (Фонду) субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске)".
В преамбуле договора указано, что данный договор заключен в соответствии с постановлением правительства Красноярского края от 20.06.2017 N 343-п "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, на 2017-2019 годы", постановлением администрации города Красноярска от 19.04.2018 N 267 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов зданий с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске".
Пунктом 2 договора предусмотрено, что размер субсидии определяется, исходя из стоимости услуг и(или) работ по капитальному ремонту, утвержденных краткосрочным планом на соответствующий год.
В силу пункта 7.1 договора договор вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2018, при условии полного исполнения обязательств сторонами.
Порядок предоставления субсидий из бюджета города Красноярска на основании статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации определен постановлением администрации города Красноярска от 19.04.2018 N 267 (далее - Порядок предоставления субсидий).
В силу пункта 17 Порядка предоставления субсидий договор на предоставление субсидий заключается на один финансовый год.
В части порядка перечисления субсидии договор 05.07.2018 N 145 отсылает к Порядку предоставления субсидий, в силу пункта 20 которого перечисление субсидии региональному фонду осуществляется при представлении в департамент городского хозяйства пакета документов (договора подряда, актов выполненных работ (КС-2), справки о стоимости работ (КС-3)). Предоставление указанного пакета документов предусмотрено до 15 ноября года, в котором предусмотрены бюджетные ассигнования решением Красноярского городского Совета депутатов о бюджете на соответствующий год. Департамент городского хозяйства осуществляет возврат неиспользованных субсидий не позднее 25 января года, следующего за отчетным, в бюджет города Красноярска (пункт 28 Порядка предоставления субсидий). В случае непредоставления получателем субсидии документов в порядке и срок, установленные пунктом 20 Положения, департамент в одностороннем порядке отказывается от исполнения соглашения, о чем уведомляет получателя субсидии и службу технического заказчика.
Из материалов дела следует, что заказчик не подписал представленные подрядчиком акты приемки выполненных работ, не направил в адрес последнего мотивированный отказ от приемки работ, не направил в адрес Фонда предусмотренные пунктом 6.3 договора от 26.10.2018 N 1068807 документы, в свою очередь, соответствующая заявка на финансирование не направлена в Департамент городского хозяйства, вследствие чего Фондом в 2018 году не получены субсидии на обеспечение финансовых затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске).
В бюджете города Красноярска на 2019, 2020 годы не предусмотрены субсидии на обеспечение финансовых затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске).
В силу пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что бюджет города Красноярска в настоящее время не является источником финансирования спорных работ.
Вместе с тем фактически выполненные подрядчиком работы включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (постановление правительства Красноярского края от 20.06.2017 N 343-п), в связи с чем при условии выполнения работ с надлежащим качеством подлежат оплате.
В силу пункта 16.5 договора от 26.10.2018 N 1068807 в случае сокращения одного из источников финансирования, в том числе неперечисления средств местного бюджета, предусмотренных пунктом 5.4 договора на счет Фонда на момент заключения договора, приводящего к невозможности исполнения Фондом обязательств по данному договору, последний может быть расторгнут по соглашению сторон.
В материалах дела отсутствует соглашение сторон о расторжении договора от 26.10.2018 N 1068807 по основаниям, предусмотренным пунктом 16.5 договора.
Доводы заявителя жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент, подлежат отклонению, поскольку Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в договоре подряда от 26.10.2018 N 1068807 выступал плательщиком, акты выполненных работ техническим заказчиком в 2018 году не подписаны, соответствующий пакет документов не представлен в Фонд и в Департамент городского хозяйства, в связи с чем бюджетные обязательства по выделению субсидии не возникли фактически, отношения по субсидированию спорных затрат в 2019, 2020 годах отсутствуют, следовательно, надлежащим ответчиком по делу о взыскании стоимости работ является Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края как владелец фонда капитального ремонта.
Доводы жалобы о том, что непередача заказчиком (МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления") документов, указанных в пункте 6.3 договора от 26.10.2018, с учетом положений статьи 5.5.2 договора, исключает возможность оплаты выполненных подрядчиком работ, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 5.5.2 договора предусмотрено, что оплата выполненных работ производится плательщиком в течение 60 рабочих дней с даты подписания акта комиссионной приемки выполненных работ, указанной в акте передачи общего имущества многоквартирного дома после выполнения работ, на основании надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета и счета-фактуры выполненных работ. Оплата выполненных работ осуществляется плательщиком на основании заявки на финансирование, при условии предоставления в адрес Фонда всех вышеуказанных документов со стороны учреждения (пункт 5.5.3 договора).
Порядок сдачи-приемки выполненных подрядчиком работ регламентирован разделом 6 заключенного сторонами договора.
В соответствии с пунктом 6.3 договора по окончании работ подрядчик направляет заказчику на проверку и подписание следующие документы: акты приемки выполненных работ по форме N КС-2, акты комиссионной приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат N КС-3, акты скрытых работ, счет-фактуру, счет, техническую и исполнительную документацию.
В соответствии с пунктом 6.6.1 договора сдача подрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного объекта) оформляются подписанием акта комиссионной приемки выполненных работ. Акт комиссионной приемки выполненных работ подписывается членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком.
В силу пунктов 6.6.3, 6.6.4 договора заказчик, получивший сообщение подрядчика с полным комплектом документов, в срок не позднее 15 рабочих дней рассматривает представленные документы, выполняет проверку соответствия параметров объекта проектной и сметной документации, условиям договора, требованиям СП и иных нормативных правовых актов в области проектирования и строительства и возвращает подрядчику один экземпляр подписанных документов либо направляет обоснованный отказ. Подрядчик предъявляет заказчику (приемочной комиссии, сформированной заказчиком) объект в полной готовности с комплектом исполнительной технической документации.
Пунктом 6.7 договора предусмотрено, что при обнаружении заказчиком в ходе приемки отдельных этапов работ или работ по договору в целом недостатков в указанных работах, сторонами составляется акт. В акте фиксируются перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения подрядчиком. При отказе подрядчика от подписания акта, в нем делается отметка об этом. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте, обеспечив при этом сохранность объекта или его части, в которой производится устранение недостатков, а также находящегося там оборудования, и несет ответственность за их утрату, повреждение и недостачу.
В соответствии с пунктом 6.14 договора работы считаются принятыми с момента подписания сторонами акта комиссионной приемки выполненных работ. Приемка результатов выполненных работ осуществляется приемочной комиссией.
Истец в подтверждение факта выполнения работ представил в материалы дела подписанные в одностороннем порядке подрядчиком акт о приемке выполненных работ от 14.12.2018 N 1, справку о стоимости выполненных работ и затрат от 14.12.2018 N 1, а также утвержденный заказчиком акт комиссионной приемки выполненных работ, содержащий подписи части членов приемочной комиссии.
Факт передачи подрядчиком заказчику акта приемки выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, актов на скрытые работы, исполнительных схем следует из акта комиссионной приемки выполненных работ, утвержденного заказчиком, и не оспаривается последним.
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Таким образом, обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от приемки выполненных работ возложена законом на заказчика. При непредставлении таких доказательств заказчиком односторонний акт приемки выполненных работ является надлежащим и достаточным доказательством фактического выполнения подрядчиком работ, перечисленных в акте.
Заказчиком в материалы дела не представлены доказательства направления в адрес подрядчика мотивированного отказа от приемки выполненных работ.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации передача подрядчиком заказчику документов, предусмотренных пунктом 6.3 контракта, фактическое выполнение подрядчиком работ достоверно подтверждены, что являются основанием для выполнения обязательств по оплате стоимости выполненных подрядчиком работ.
Ссылка на неполучение Фондом соответствующих документов от технического заказчика подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя жалобы (плательщика в рамках спорного договора) от исполнения обязанности по выплате денежных средств истцу за выполненные работы.
Факт надлежащего выполнения истцом работ по ремонту фасада стоимостью 92 426 рублей 58 копеек материалами дела подтвержден.
Доводы о том, что выполнение работ по ремонту фасада здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, осуществлено подрядчиком при отсутствии у последнего разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемого Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края; истец имел на момент заключения договора действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, однако в связи с внесением в декабре 2018 года изменений в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" своевременно лицензию не переоформил, что свидетельствует о выполнении подрядчиком работ с нарушением порядка, установленного законодательством об охране объектов культурного наследия, в связи с чем результат выполненных подрядчиком работ не имеет для заказчика потребительской ценности, стоимость фактически выполненных обществом работ не подлежит оплате, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Отсутствие лицензии у подрядчика в периоде выполнения работ и выполнение работ по ремонту фасада здания при отсутствии разрешения службы по государственной охране объектов культурного наследия само по себе не является безусловным основанием для отказа от оплаты фактически выполненных подрядчиком работ.
Истечение срока действия лицензии в период после заключения договора (в рамках настоящего спора внесение изменений в закон) не является основанием для признания сделки недействительной, основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании стоимости выполненных работ.
Согласно пункту 89 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если законом прямо не установлено иное, совершение сделки лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, не влечет ее недействительности. В таком случае другая сторона сделки вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков (статья 15, пункт 3 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, ответчики были осведомлены о том, что подрядчик выполнял ремонтные работы при отсутствии разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемого Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, и лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, но не отказались от договора N 1068807, довод об отсутствии потребительской ценности результатов выполненных обществом работ документально не подтвержден.
Наличие у истца бессрочной лицензии, на основании которой он приступил к работе, последующая проверка Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации (акта проверки представлен в материалы дела), подтверждает соответствие АО "НТП" лицензионным требованиям, установленным действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что обстоятельства выполнения работ были предметом оценки УФАС по Красноярскому краю, по результатам проверки установлено, что отсутствие переоформленной лицензии не свидетельствует о недобросовестности в действиях АО "НТП", решением N 002РНПО-615п от 07.06.2019 отказано во включении АО "НТП" в реестр недобросовестных поставщиков (копия решения представлена в материалы дела).
Вопреки доводам жалобы, комиссионный акт приемки выполненных работ заказчиком составлялся и был утвержден (представлен в материалах дела). Следовательно, фактически выполненный объем работ до 07.12.2018 ответчиком принят и подлежит оплате. Доказательством фактически выполненных работ на сумму 92 426 рублей 58 копеек по договору N 1068807 являются односторонний акт о приемке выполненных работ от 14.12.2018 по форме КС-2, комиссионный Акт приемки выполненных работ, подписанный и утвержденный ответчиком без замечаний.
Доводы заявителя жалобы о том, что Фонд не имеет собственного источника для финансирования работ, Главным распорядителем субсидии является Департамент, подлежат отклонению, поскольку, как указывалось выше, по условиям договора подряда N 1068807 на стороне заказчика выступает два юридических лица, Региональный фонд принял на себя функцию плательщика спорных работ по договору.
Согласно части 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации на Фонд возложена обязанность по обеспечению финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, с данного ответчика подлежит взысканию стоимость спорных работ.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику также не может быть принята во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
На основании изложенного, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности в размере 92 426 рублей 58 копеек и взыскал с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, а в удовлетворении требований к учреждению "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" и департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска отказал.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" марта 2020 года по делу N А33-13259/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13259/2019
Истец: АО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС"
Ответчик: Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, ТСЖ МКУ г. Красноярска "Управление по работе с и развитию местного самоуправления", ТСЖ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА "УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С И РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Третье лицо: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края