г. Владимир |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А43-38269/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2020 по делу N А43-38269/2019,
принятое по заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Россия" (ИНН 5230000808, ОГРН 1025201101056) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области от 03.06.2019 N 609, от 10.06.2019 N 610.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области - Зимин Ф.А. по доверенности от 22.06.2020.
.
Крестьянское фермерское хозяйство "Россия", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области (Инспекция, налоговый орган) на основании представленных Крестьянским фермерским хозяйством "Россия" (далее - КФХ "Россия", налогоплательщик) 24.01.2019 - первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2018 года, а 28.01.2019 - уточненной налоговой декларации с корректировкой N2 по НДС за 3 квартал 2018 года проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено неправомерное применение налоговых вычетов на сумму 45 603 руб. и 24 313 руб. соответственно.
По итогам камеральных налоговых проверок составлены акты от 08.04.2019 N 6577 и от 11.04.2019 N 6580, по результатам рассмотрения которых заместителем начальника Инспекции приняты решения от 03.06.2019 N 609, от 10.06.2019 N 610 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данными решениями КФХ "Россия" предложено уменьшить сумму НДС, излишне заявленную к возмещению за 3 квартал 2018 года, в размере 24 313 руб., а также установлено необоснованное завышение НДС, заявленного к возмещению из бюджета, за 4 квартал 2018 года в размере 45 603 руб.
В ходе камеральных проверок Инспекция пришла к выводу, что КФХ "Россия" неправомерно после получения субсидий на покрытие части произведенных затрат не восстановило НДС, ранее предъявленный к вычету.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 19.08.2019 N 09-12/18185@ и N 09-12/18187 решения Инспекции от 03.06.2019 N 609, от 10.06.2019 N 610 утверждены.
Не согласившись с решениями Инспекции от 03.06.2019 N 609, от 10.06.2019 N 610, КФХ "Россия" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.03.2020 удовлетворил заявленные требования КФХ "Россия".
Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просила решение суда первой инстанции отменить.
Инспекция настаивает на том, что фактически денежные средства направлены на возмещение затрат за поставку минеральных удобрений и прочей химической продукции по счетам-фактурам, выставленным контрагентам налогоплательщику с учетом НДС.
По мнению Инспекции, не выделение в соглашении от 09.02.2018 N 18-009 и дополнительном соглашении от 29.10.2018 N 1 к соглашению от 09.02.2018 N 18-009 суммы НДС либо указания на ее отсутствие является свидетельствует о предоставлении субсидии на часть понесенных КФХ "Россия" с учетом суммы НДС.
Инспекция обратила внимание на то, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ КФХ "Россия" оплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. при подаче заявления в суд первой инстанции о признании двух ненормативных актов недействительными.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя КФХ "Россия".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
С 1 января 2018 года на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат независимо от факта включения суммы НДС в субсидии.
Статьей 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяют положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 335-ФЗ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией".
Таким образом, применительно к проверяемому периоду НДС обязанность по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, возникает у налогоплательщика только в том случае, если уполномоченный орган перечислил субсидии на покрытие затрат, включая НДС.
КФХ "Россия" является сельскохозяйственным товаропроизводителем, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
В 3 и 4 кварталах 2018 года на основании соглашения от 09.02.2018 N 18-009, заключенного с Управлением сельского хозяйства администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области, КФХ "Россия" получены субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качеств почв в расчете на 1 гектар посевной площади.
В целях получения субсидий и подтверждения затрат КФХ "Россия" представило в уполномоченный орган оправдательные документы, подтверждающее фактическое осуществление поименованных расходов, в том числе: план посевных площадей; отчет о посевных площадях, реестр документов, подтверждающих затраты; платежные поручения по оплате стоимости приобретенных у третьих лиц (поставщиков) минеральных удобрений, дизельного топлива, гербицидов.
Оплата за названные материалы производилась с НДС, который предъявлен поставщиками на основании счетов-фактур. Уплаченный поставщикам НДС отражен налогоплательщиком в налоговых декларациях в соответствующих периодах и принят к налоговому вычету в установленном законом порядке.
Согласно ответу Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 09.12.2019 исх-203-35760/19 несвязная поддержка в области растениеводства в 2018 году оказывалась в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (приложение N 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717), а также в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2013 N 136 "Об утверждении положения о порядке предоставления и распределения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства"; приказом министерства от 06.02.2018 N 31 "Об утверждении ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2018 году".
Вышеуказанными правовыми актами не регламентировалось наличие либо отсутствие НДС в затратах, покрываемых субсидией.
Из буквального текста соглашения от 09.02.2018 N 18-009 о предоставлении субсидий и дополнительного соглашения к нему не следует, что субсидии предоставлялись на покрытие затрат, включая НДС.
Анализ платежных документов на перечисление субсидии и направленных налогоплательщиком в уполномоченный орган для получения субсидий реестров о произведенных затратах также не свидетельствуют о том, что фактически субсидии были выделены на покрытие затрат, включая НДС.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае не усматривается, что субсидии налогоплательщику были перечислены на покрытие затрат с учетом спорного налога.
Следовательно, довод налогового органа о том, что КФХ "Россия" получило субсидии на покрытие затрат, включая НДС, не подтвержден материалами дела.
Более того, согласно ответу главного распорядителя бюджетных средств - Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 14.02.2020 исх-302-59984/20 "О предоставлении информации" со ссылкой пункт 2.2.Положения о порядке предоставления и распределения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2013 N 136 (далее - Положение N 136) субсидии предоставляются получателем на возмещение части затрат (без учета НДС).
Принимая во внимание совокупность представленных документов, в том числе ответ Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 14.02.2020 исх-302-59984/20, суд первой инстанции пришел к верному выводу об ошибочности позиции налогового органа относительно наличия у налогоплательщика обязанности восстановить НДС, ранее принятый к вычету в установленном законом порядке, при получении субсидий в проверяемые периоды.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные КФХ "Россия" требования.
Доводы Инспекции подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Аргумент Инспекции относительно недоплаты КФХ "Россия" государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции не является основанием для отмены судебного акта.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2020 по делу N А43-38269/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38269/2019
Истец: Крестьянское (фермерское)хозяйство "Россия"
Ответчик: Межраойнная ИФНС N 12 по Нижегородской обл.
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской облатси