г. Москва |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А40-251606/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу акционерного общества "Ступинское машиностроительное производственное предприятие"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2020 по делу N А40-251606/19
по заявлению акционерного общества "Ступинское машиностроительное производственное предприятие"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третьи лица: 1) ООО "Рентгенсервис", 2) ГУП "Агентство по госзаказу"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Тюрина Э.Б. по дов. от 13.01.2020; |
от ответчика: |
Салгириев Д.Х. по дов. от 04.04.2018; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ступинское машиностроительное производственное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 17.09.2019 по делу N 50/07/19105эп/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Рентгенсервис" и ГУП "Агентство по госзаказу".
Решением суда от 10.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель антимонопольного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения. Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого акта послужила поступившая в Управление жалоба ООО "Рентгенсервис" (участник торгов) на действия (бездействие) заявителя при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение N 31907863347 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru).
Решением от 17.09.2019 по делу N 50/07/19105эп/19 антимонопольный орган признал жалобу обоснованной; установив в действиях заявителя нарушение части 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). Управлением также было выдано обществу предписание от 17.06.2019 об устранении выявленных нарушений.
Посчитав, что решение антимонопольного органа является необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт соответствует Закону о закупках, в связи с чем, не может рассматриваться как нарушающие права и законные интересы общества.
Обращаясь с апелляционной жалобой, общество выражает несогласие с выводами суда первой инстанции. В обоснование своей позиции указывает, что Управлением был нарушен порядок рассмотрения жалобы в нарушении п.22 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а именно в ходе рассмотрения жалобы Управление привлекло не того оператора электронной площадки, в связи с чем, антимонопольным органом были нарушены права и законные интересы надлежащего оператора электронной площадки.
Общество также не согласно с выявленными Управлением в ходе рассмотрения жалобы нарушениями, указывает, что требования ч.13 ст.3.2 Закона о закупках соблюдены заказчиком.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу данной нормы права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление).
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
По смыслу п. 22 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.
По мнению общества, Управление при рассмотрении жалобы допустило процессуальные нарушения, выраженные в привлечении в ходе рассмотрения жалобы не того оператора электронной площадки, в связи с чем нарушило права и законные интересы надлежащего оператора электронной площадки.
Действительно, как усматривается из материалов дела, ответчиком была допущена техническая ошибка, в связи с чем, в качестве оператора электронной площадки было привлечено ООО "ЭТП" вместо ГУП "Агентство по госзаказу". Однако, как указывает сам заявитель в своей жалобе, позже данная опечатка подлежала исправлению антимонопольным органом, о чем свидетельствует определение об исправлении технической ошибки в решении от 17.06.2019 по делу N 50/07/19105эп/19 (л.д. 6-7), которое было направлено в адрес ГУП "Агентство по госзаказу".
Указанные доводы общества носят формальный характер, и не могут быть приняты судом во внимание как явно свидетельствующие о нарушении антимонопольным органом прав и законных интересов.
Кроме того, следует отметить, что информация о поступлении жалобы и ее содержании, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы были размещены на сайте антимонопольного органа в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 18 Закона о защите конкуренции. Решение и предписание от 17.09.2019 по делу N 50/07/19105эп/19 также были размещены в соответствии с ч. 22 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на сайте антимонопольного органа и были доступны для ознакомления заинтересованным лицам.
Таким образом, процессуальных нарушений при рассмотрении жалобы, которые повлекли существенное ущемление прав и законных интересов заявителя, судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях общества нарушения законодательства о закупках.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, обращаясь с жалобой в Управление ООО "Рентгенсервис" указало, что действиями закупочной комиссии нарушены права и законные интересы участника торгов в части принятия решения о несоответствии заявки ООО "Рентгенсервис" положениям документации запроса предложений, в связи с чем податель жалобы в административном порядке обжаловал неправомерный отказ в доступе к участию в запросе предложений, как противоречащий положениям пункта 1 части 10, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 31907863347-1 от 28.05.2019 (далее - протокол) ООО "Рентгенсервис" (номер в протоколе 41342) отказано в допуске к участию в запросе предложений по следующему основанию: "несоответствие п. 28.2 информационной карты. Отклонить на основании п. 4.14.8(2) документации о закупке".
Заказчиком в пункте 28 информационной карты запроса предложений установлены "Критерии отбора первых частей заявок", где, в том числе, в пункте 28.2 указано "соответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8-9 и п. 13 информационной карты".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4.14.8 документации запроса предложений заказчик отклоняет первую часть заявки участника процедуры закупки, в том числе по следующим основаниям: несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 - 9 и п. 13 информационной карты.
Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям не допускается. Не допускается отклонение заявки в связи с несоответствием предложения участника в отношении предмета закупки, подготовленного в соответствии с требованиями к описанию продукции в случае, если из содержания первой части заявки участника закупки представляется возможным установить соответствие предложения участника в отношении предмета закупки требованиям документации о закупке.
Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления, соблюдение принципа информационной открытости закупки означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы, исключить возможность для организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК)) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК).
При этом, Управлением установлено, что протокол не содержит исчерпывающий перечень сведений, предусмотренных требованиями Закона о закупках, тем самым участнику закупки не представляется возможным понять, что в составе заявки указано неверно.
Оставленное заказчиком за собой право самостоятельно определять перечень сведений, подлежащих указанию в протоколе рассмотрения заявок, не освобождает последнего от обязанности по детальному раскрытию сведений о причинах принятого им решения по результатам закупочной процедуры непосредственно в итоговом протоколе такой процедуры на основании пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
При этом как было установлено судом первой инстанции, предписание от 17.06.2019 по делу N 50/07/19105эп/19 исполнено заказчиком в полном объеме.
Заказчиком по результатам запроса предложений заключен договор от 25.07.2019 N 19/48/345, который находится в статусе исполнения (согласно информации, опубликованной на сайте http://zakupki.gov.ru).
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению прав, а интерес заявителя к решению Управления имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заказчика.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2020 по делу N А40-251606/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251606/2019
Истец: АО "СТУПИНСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА", ГУП Агентство по госзаказу, ООО "РЕНТГЕНСЕРВИС"