Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2020 г. N Ф07-11007/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А66-22377/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Фирсова А.Д., при ведении протокола секретарём судебного заседания Левшиной С.С.,
при участии от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" Платон М.В. по доверенности от 02.03.2020 N 02.03/02,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доморемонтное управление -3" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 марта 2020 года по делу N А66-22377/2017,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; Москва, проезд Проектируемый 4062-й, д. 6, стр. 25; далее - АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Доморемонтное управление -3" (ОГРН 1076908001807, ИНН 6908010533; Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Максима Горького д. 11; далее - ООО "Доморемонтное управление -3") о взыскании 2 512 291,57 руб., в том числе 1 545 589,80 руб. долга за электроэнергию за период с января по август 2016 года, 966 701,77 руб. пеней за период с 16.02.2016 по 05.03.2020, а также пеней с 06.03.2020 по день фактической уплаты долга.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая организация" (далее - ООО "Региональная сетевая организация") и общество с ограниченной ответственностью "Объединённая электросетевая компания" (далее - ООО "Объединенная электросетевая компания").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27.03.2020 иск удовлетворён частично, с ООО "Доморемонтное управление-3" в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" взыскано 1 273 483,16 руб. основного долга, 746 318,55 руб. неустойки за период с 16.02.2016 по 05.03.2020, а также пени с 06.03.2020 по день фактической уплаты долга. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
ООО "Доморемонтное управление-3" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
АО "АтомЭнергоСбыт" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя АО "АтомЭнергоСбыт", исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), истцу (АО "АтомЭнергоСбыт") присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО "МРСК Центра" с 01.04.2014 на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации N 116 от 19.03.2014.
В спорный период (с января по август 2016 года) ответчик (ООО "Доморемонтное управление-3") являлся управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов города Вышний Волочек, перечень которых указан в актах первичного учёта (ведомостях электропотребления), что подтверждается информацией, размещенной на сайте www.reformagkh.ru., который в соответствии с Приказом Минрегиона Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 и в целях реализации положений Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", является официальным источником раскрытия информации управляющими компаниями о своей деятельности. Это обстоятельство влечёт за собой возникновение у данной организации обязанностей исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в многоквартирные дома коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. В подтверждение этого к материалам дела приложена Анкета управляющей организации, полученная с сайта www.reformagkh.ru.
В спорный период (с января по август 2016 года) осуществлялась поставка электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчика.
Перечень точек поставки (многоквартирных домов) определён в актах первичного учёта истца, а также подтверждается ведомостями объёма электроэнергии, переданного по электрическим сетям МУП "Тверьгорэлектро".
АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у ООО "Доморемонтное управление -3" долга за электроэнергию за период с января 2016 года по август 2016 года
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск частично, руководствуясь статьями 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзацем десятым части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике").
Отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает ответчика от оплаты стоимости потреблённой им энергии.
Так, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (абзац десятый пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В апелляционной жалобе ООО "Доморемонтное управление-3" ссылается на то, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах напрямую осуществляли расчёты с истцом (АО "АтомЭнергоСбыт"), поэтому ООО "Доморемонтное управление-3" считает, что исполнителем коммунальных услуг по снабжению электроэнергией является АО "АтомЭнергоСбыт".
Данные доводы являются необоснованными.
ООО "Доморемонтное управление-3" управляет многоквартирными домами, поэтому в силу своего статуса оно должно оплачивать коммунальные ресурсы.
Так, правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несёт ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает её заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учётом степени благоустройства многоквартирного дома; а также даёт право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платёжному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продаёт коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Однако такой порядок расчётов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объёме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей погасить задолженность по коммунальным услугам.
В рассматриваемом случае ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, что влечёт за собой возникновение у него обязанностей исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации.
С учётом изложенного обязанность по оплате поставленного ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса в жилые дома, находящиеся на обслуживании управляющей организацией, возлагается на исполнителя коммунальных услуг, в данном случае на ответчика.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/2014, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2016 по делу N А21-2027/2014.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие счетов по общедомовым нуждам.
Данные доводы являются необоснованными.
Факт поставки истцом ответчику в рассматриваемом периоде электроэнергии, её объём и стоимость, а также задолженность по её оплате в заявленном истцом размере подтверждены материалами дела. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
При этом обязательство ответчика по оплате не является встречным по отношению к обязательству истца представить первичную документацию, поскольку обязанность по оплате возникает в силу факта поставки ресурса никоим образом не зависит от факта представления первичной документации.
Гражданское законодательство связывает возникновение у покупателя обязанности по оплате поставленного ему товара с фактом его принятия. Счёт-фактура на оплату является документом налогового учёта и не может рассматриваться в качестве основания для возникновения гражданско-правового обязательства. Поэтому обязательство истца по направлению ответчику счетов, счетов-фактур и актов по смыслу статьи 328 ГК РФ не является встречным по отношению к обязательству ответчика по оплате стоимости поставленной энергии.
Кроме того, доказательств того, что ответчик не мог самостоятельно определить объём поставленной электроэнергии и сумму долга материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, поскольку факт нарушения обязательств по оплате поставленной в спорный период электроэнергии и задолженность в заявленной истцом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, её отсутствия или наличия в ином размере не представлено, то суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга в сумме 1 273 483,16 руб.
В связи с наличием у ответчика задолженности являются обоснованными также исковые требования о взыскании неустойки (пени) согласно статье 330 ГК РФ и абзацу десятому пункта 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике" в сумме 746 318,55 руб. за период с 16.02.2016 по 05.03.2020, а также пени с 06.03.2020 по день фактической уплаты долга.
Взысканная неустойка соразмерна допущенному ответчиком нарушению с учётом суммы основного долга, периода просрочки, а также требований разумности и справедливости. Оснований для её снижения нет.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск частично. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 марта 2020 года по делу N А66-22377/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доморемонтное управление-3" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-22377/2017
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице Обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ООО управляющая компания "Жилкомсервис-3"
Третье лицо: ООО "Объединенная электросетевая компания", ООО "Региональная сетевая организация", Вышневолоцкая межрайонная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11007/20
03.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4246/20
27.03.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-22377/17
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-22377/17