г. Самара |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А65-2759/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Казметрострой" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2020 по делу N А65-2759/2020 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань, к акционерному обществу "Казметрострой" (ОГРН 1121690080038, ИНН 1655256157), г.Казань, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ,
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества "Казметрострой" - представителя Шитенковой А.А. (доверенность 30.06.2019),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление Ростехнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении Акционерного общества "Казметрострой" (далее - АО "Казметрострой", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2020 по делу N А65-2759/2020 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250000 руб.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.12.2019 N 3582 в период с 16.12.2019 по 20.01.2020 Приволжским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "Первый участок второй линии метрополитена г. Казани от станции "Фучика" до станции "Сахарова" (Этап 1)" с целью проверки и оценки сведений, содержащихся в мотивированном представлении начальника Межрегионального отдела государственного строительного надзора от 05.12.2019 N 311.
Техническим заказчиком строительства объекта капитального строительства является ГКУ Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан, строительство объекта осуществляется АО "Казметрострой".
В рамках данной проверки Приволжским управлением Ростехнадзора был направлен запрос в АО "Казметрострой" от 16.12.2019 N 47309/03 о предоставлении разрешительной и исполнительно-технической документации по строительно-монтажным работам при строительстве вышеуказанного объекта.
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и при изучении представленной документации, 26.12.2019 было установлено, что на строительной площадке в районе проспекта Победы и проспекта Альберта Камалеева в г.Казани ведутся работы по устройству котлована с нахождением работников внутри котлована, без соблюдения требований безопасности, которые должны быть предусмотрены в проектной документации, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
При этом, строительство объекта капитального строительства "Первый участок второй линии метрополитена г. Казани от станции "Фучика" до станции "Сахарова" (Этап 1)" ведется в отсутствии разрешения на строительство и оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценки соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, так как работы по строительству начали вестись с 14.11.2018, что подтверждается предоставленным общим журналом работ.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.01.2020 N 43-09-2020-003.
По факту выявленного нарушения административным органом 27.01.2020 в отношении АО "Казметрострой" составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Приволжское управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, образуют осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Обязанность по получению разрешения на строительство предусмотрена частью 2 статьи 51 ГрК РФ. Неисполнение данной обязанности представляет собой длящееся административное правонарушение.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Следовательно, суд первой инстанции правильно установил, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства в области строительства и получения разрешения на строительство объекта капитального строительства.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае имеются основания для назначения обществу наказания в виде 250000 руб. штрафа (в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае назначенное административное наказание отвечает требованиям статьей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы общества о том, что фактически строительство объекта капитального строительства "Первый участок второй линии метрополитена г. Казани от станции "Фучика" до станции "Сахарова" (Этап 1)" не осуществляется, приводимые им в ходе рассмотрения дела, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие представленным административным органом доказательствам.
Аналогичные доводы приведены обществом в апелляционной жалобе.
Несогласие общества с оценкой доказательств и установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств, у апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2020 года по делу N А65-2759/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2759/2020
Истец: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: АО "Казметрострой", г.Казань
Третье лицо: Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан