город Томск |
|
3 июля 2020 г. |
Дело N А03-1067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачёвой А.М. с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Сосин Е.А.) рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Спектр" и общества с ограниченной ответственностью "А-Сервис" (N 07АП-988/2020(1,2)) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.12.2019 по делу N А03-1067/2019 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Спектр" (656906, г.Барнаул, р.п. Южный, ул. Зоотехническая, 12, ИНН: 2221195016, ОГРН: 1112225015187) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, г.Барнаул, ул. Чкалова, 230), обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (656049, г.Барнаул, пр. Ленина, 31, 11, ИНН: 2225126800, ОГРН: 1112225015308), обществу с ограниченной ответственностью "А-Сервис" 656906, г.Барнаул, р.п. Южный, пр. Дзержинского, 25А, оф. 39) о признании незаконными: приказа от 09.10.2018 N 1569 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Прогресс", приказа от 23.10.2018 N 1672 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Алтай-Спектр", приказа от 21.11.2018 N 1814 "О предоставлении права пользования недрами ООО "А-Сервис", лицензии на пользование недрами БАР 80384 ТП, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края ООО "Прогресс", со сроком окончания действия 15.10.2021, лицензии на пользование недрами БАР 80387 ТП, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края ООО "Алтай-Спектр", со сроком окончания действия 30.10.2021, лицензии на пользование недрами БАР 80399 ТП, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края ООО "АСервис", со сроком окончания действия 30.11.2021;
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А-Сервис" к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс", обществу с ограниченной ответственностью "Алтай-Спектр" о признании незаконными: приказа от 09.10.2018 N 1569 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Прогресс", приказа от 23.10.2018 N 1672 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Алтай-Спектр", лицензии на пользование недрами БАР 80384 ТП, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края ООО "Прогресс", со сроком окончания действия 15.10.2021, лицензии на пользование недрами БАР 80387 ТП, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края ООО "Алтай-Спектр", со сроком окончания действия 30.10.2021.
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Спектр": Комышова Т.П. по доверенности от 23.10.2019 (до 23.10.2020),
от общества с ограниченной ответственностью "А-Сервис": Комышова Т.П. по доверенности от 23.10.2019 (до 23.10.2020),
от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края: Бован Е.В. по доверенности от 31.01.2020 (до 01.02.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Прогресс": Ерженина Е.Ф., директор, паспорт, Сергеева М.В. по доверенности от 10.12.2019 (до 01.01.2021).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Спектр" (далее - ООО "Алтай-Спектр") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс"), обществу с ограниченной ответственностью "А-Сервис" (далее - ООО "А-Сервис") о признании незаконными:
- приказа от 09.10.2018 N 1569 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Прогресс",
- приказа от 23.10.2018 N 1672 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Алтай-Спектр",
- приказа от 21.11.2018 N 1814 "О предоставлении права пользования недрами ООО "А-Сервис",
- лицензии на пользование недрами БАР 80384 ТП, выданной Министерством ООО "Прогресс", со сроком окончания действия 15.10.2021,
- лицензии на пользование недрами БАР 80387 ТП, выданной Министерством ООО "Алтай-Спектр", со сроком окончания действия 30.10.2021,
- лицензии на пользование недрами БАР 80399 ТП, выданной Министерством ООО "А-Сервис", со сроком окончания действия 30.11.2021.
ООО "А-Сервис" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству, ООО "Прогресс", ООО "Алтай-Спектр", о признании незаконными:
-приказа от 09.10.2018 N 1569 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Прогресс",
- приказа от 23.10.2018 N 1672 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Алтай-Спектр",
- лицензии на пользование недрами БАР 80384 ТП, выданной Министерством ООО "Прогресс", со сроком окончания действия 15.10.2021,
- лицензии на пользование недрами БАР 80387 ТП, выданной Министерством ООО "Алтай-Спектр", со сроком окончания действия 30.10.2021.
Определением суда от 29.05.2019 объединены в одно производство находящиеся в производстве Арбитражного суда Алтайского края дела N А03-1067/2019 и N А03- 2637/2019, с присвоением объединенному делу N А03-1067/2019.
Решением от 13.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "А-Сервис" просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что при рассмотрении заявок допущены существенные нарушения административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного Приказом от 07.04.2015 N 312.
Ни одна из заявок не была рассмотрена в установленные Административным регламентом сроки.
Процедура, предусмотренная административным регламентом, должна была быть начата одновременно в отношении трех заявок.
Полагают, что существенные нарушения при рассмотрении заявки, принятии приказа и выдаче лицензии ООО "Прогресс" поставили данного недропользователя в преимущественное положение перед другими недропользователями.
В лицензии должен быть определен порядок взаимодействия недропользователей, осуществляющих деятельность в границах одного геологического отвода.
ООО "Алтай-Спектр" также подана апелляционная жалоба, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство предоставило участки недр Восточный 5А и Восточный 5Б в пользование трем юридическим лицам, при этом порядок их взаимодействия установлен не был.
При рассмотрении заявок допущены существенные нарушения административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного Приказом от 07.04.2015 N 312.
ООО "Проресс" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Определением от 01.04.2020 судебное заседание было перенесено на 12.05.2020 на 09 час. 30 мин.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Определением суда от 12.05.2020 по ходатайству подателей апелляционных жалоб об отложении судебного разбирательства, мотивированные ограничительными мерами в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края, введенными постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 N 120, указами Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 (в ред. от 06.04.2020), от 24.04.2020 N 66, судебное разбирательство отложено судом на 30.06.2020 на 09.15 час.
После отложения судебное разбирательство проведено в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, где представители лиц, участвующих в деле, поддержали свою правовую позицию по делу, податели апелляционных жалоб настаивала на доводах, изложенной каждым из них в своей апелляционной жалобе, представители Министерства и ООО "Прогресс" возражали против их удовлетворения, полагали решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на нее третьего лица, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 19.10.2017 N 1712 утвержден Перечень N 17 участков недр местного значения по Алтайскому краю, в который включены участки недр Восточный 5А и Восточный 5Б в г.Барнауле (опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 20.10.2017).
Министерством на основании приказа от 09.10.2018 N 1569 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Прогресс", выдана лицензия на право пользования недрами БАР 80384 ТП со сроком окончания действия 15.10.2021.
Министерством на основании приказа от 23.10.2018 N 1672 "О предоставлении права пользования недрами ООО "Алтай-Спектр" выдана лицензия на право пользования недрами БАР 80387 ТП со сроком окончания действия 30.10.2021.
Министерством на основании приказа от 21.11.2018 N 1814 "О предоставлении права пользования недрами ООО "А-Сервис" выдана лицензия на пользование недрами БАР 80399 ТП со сроком окончания действия 30.11.2021.
Не согласившись с приказами и выданными на их основании лицензиями, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о том, что оспариваемые приказы и лицензии, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
Согласно пунктам 7, 9 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся предоставление права пользования участками недр местного значения и установление порядка пользования участками недр местного значения.
Законом Алтайского края от 27.12.2008 N 137-3C "О недропользовании на территории Алтайского края" к полномочиям исполнительных органов государственной власти Алтайского края в сфере регулирования отношений недропользования относится установление порядка предоставления в пользование участков недр местного значения для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2010 N 266 "Об утверждении порядков пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Алтайского края" (далее - Постановление N266) утверждены порядок пользования участками недр местного значения и порядок предоставления в пользование участков недр местного значения для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с Постановлением N 266 уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении права пользования недрами, в том числе без проведения аукциона является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В соответствии с Постановлением N 266 участки недр местного значения предоставляются в пользование на основании лицензии (пункт 1.3. Приложений 1 к Постановлению N 266), а на основании оспариваемых приказов осуществляется выдача соответствующих им лицензий (пункт 4.4. Приложения 3 к Постановлению N 266).
Содержание приказов не может порождать правовых последствий, в том числе в виде взаимоотношений между недропользователями, поскольку единственным правовым последствием оспариваемых приказов является выдача соответствующих им лицензий (пункт 4.4. Приложения 3 к Постановлению N 266).
Именно с лицензией связаны правоотношения по передаче участков недр в пользование (пункт 2.1. Приложения 1 Постановления N 266)
В отношении ООО "Прогресс" оспариваемый приказ издан в рамках исполнения заинтересованным лицом своего незаконного бездействия по заявке ООО "Прогресс" от 18.12.2017, установленного решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.07.2018 N А03-6551/2018. Судебным актом установлен срок исполнения решения суда и рассмотрения заявки общества - 15 дней после вступления судебного акта в законную силу, то есть - до 10.09.2018.
Процессуальное решение по заявке общества во исполнение решения суда принято 09.10.2018, то есть с нарушением установленного судом срока, однако правовые последствия такого нарушения свидетельствуют о неисполнении в срок решения суда, и не являются основанием недействительности принятого по заявке общества приказа.
В обоснование позиции по делу заявители указывают о нарушении процедуры рассмотрения заявок в связи с необходимостью проведения аукциона.
Вместе с тем, установленный в Алтайском крае порядок предоставления участков недр местного значения в пользование не предусматривает для спорных правоотношений аукционную форму соперничества (подпункт 4 пункта 2.2. Приложения 3 Постановления N 266).
Часть 5 статьи 7 Закона о недрах позволяет в границах геологического отвода нескольким недропользователям одновременно проводить работы по геологическому изучению недр, в связи с чем, принцип равных возможностей при наличии нескольких соискателей одного участка недр по спорным правоотношениям не нарушен.
Заявители своевременно (заранее) не реализовали право на ознакомление с условиями недропользования согласно абзацу 3 статьи 11 Закона о недрах, до выдачи им лицензий не получали от заинтересованного лица информацию о наличии иного недропользователя - ООО "Прогресс", в связи с чем на них распределяется риск неблагоприятных последствий от такого их пассивного поведения.
Приложение N 1 к оспариваемым лицензиям "Условия пользования недрами" соответствуют по форме и по содержанию требованиям подпунктов 1) и 6) пункта 24 Регламента N 312.
Содержит информацию о других недропользователях: к лицензиям заявителей содержатся сведения об ООО "Прогресс", и об ООО "Алтай-Спектр" - в лицензии ООО "А- Сервис".
Отсутствие таких сведений в Приложении N 1 в оспариваемой лицензии ООО "Прогресс" является объективно обоснованным, поскольку на момент выдачи лицензии иные недропользователи отсутствовали.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 22, части 5 статьи 12 Закона о недрах ООО "Прогресс" не лишено права внести в лицензию сведения об иных, более поздних недропользователях.
Лицензия, выданная ООО "Прогресс" является законной, поскольку выдана уполномоченным органом, с соблюдением процедуры выдачи, по форме и содержанию соответствует нормам права.
Недропользователи не лишены права в случае необходимости установить порядок взаимоотношений с другими недропользователями путем заключения недропользователями с заинтересованным лицом документа, устанавливающего обязательства сторон, прилагаемого к лицензии, который, в силу статьи 11 Закона о недрах будет частью единого документа, представляющего собой лицензию каждого недропользования.
Требования заявителей не направлены на понуждение заинтересованных лиц к заключению такого договора.
Учитывая хронологию предоставления участков в пользование ООО "Прогресс" оспариваемым приказом от 09.10.2018 предоставлено право недропользования, не обремененное правами других лиц, в то время, как ООО "АлтайСпектр" предоставлено право пользования участками, обремененными правами ООО "Прогресс", а ООО "A-Сервис" - обремененными правами ООО "Прогресс" и ООО "Алтай-Спектр"
Лицензия ООО "Алтай-Спектр" объективно не могла содержать информацию о более позднем недропользователе ООО "A-Сервис".
Условия лицензии ООО "Алтай-Спектр", оформленной без учета более позднего недропользования ООО "A-Сервис", могут быть пересмотрены уполномоченным органом по инициативе ООО "Алтай-Спектр", в заявительном порядке пункт 7 части 1 статьи 22, часть 5 статьи 12 Закона о недрах и доказательств нарушения такого порядка суду не предоставлено.
Заявители указывают, что оспариваемые акты препятствуют им проводить геологоразведочные работы на лицензионных участках. Вместе с тем доказательств, что отсутствуют иные, зависящие от них препятствия для осуществления права недропользования не представлены. Удовлетворение требований и признание их приказов и лицензий незаконными приведет к прекращению у заявителей такого права недропользования.
Заявители в порядке пункта 2 части 2 статьи 22, части 1 статьи 23.2 Закона о недрах не предоставили доказательств наличия у них ни утвержденной проектной документации, ни поставленных на государственный учет работ по их лицензиям.
Поскольку заявители не доказали отсутствия препятствий в проведении геологоразведочных работ на лицензионных участках, то факт нарушенного права является недоказанным.
Требования заявителей, направленные на прекращение их права пользования недрами, не подлежат судебной защите, поскольку не предоставлено доказательств нарушения заинтересованным лицом внесудебного порядка досрочного прекращения действия лицензий по заявлению недропользователя ( пункт 7 и пункт 9 части 2 статьи 20 Закона о недрах), то есть в связи с отсутствием нарушенного права.
Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, то есть с согласия ООО "Прогресс", поскольку участки Восточный 5А и 5Б оценены и подготовлены к промышленному освоению силами ООО "Прогресс", документально подтвержден факт открытия месторождения строительного песка на участках Восточный 5А и 5Б (протокол от 18.07.2019 N 76 ОПС заседания экспертной комиссии), ООО "Прогресс" выдано Свидетельство первооткрывателя от 13.08.2019 N 17.
Статьей 7 Закона о недрах установлено, что участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.
В связи с чем подлежит отклонению, как необоснованный, довод ООО "Алтай-Спектр" о том, что ни приказы, ни лицензии не содержат в себе указания, что в границах предоставленного заявителю геологического отвода могут проводить работы иные недропользователи.
Закон о недрах не требует указывать на право одновременно проводить работы несколькими пользователями недр в границах одного геологического отвода в лицензиях как на заранее оговоренное условие, поскольку это право возникает в силу Закона о недрах у неопределенного круга лиц, желающих стать недропользователями в силу положений статьи 7, абзаца 6 пункта 6 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах.
Право пользования участками недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых не может быть ограничено действиями уполномоченных органов, в частности: отказом в его (праве пользования участком недр) предоставлении недропользователю в связи с тем, что на этом участке уже осуществляет деятельность другой недропользователь; указанием в решении о предоставлении или в лицензии недропользователя на то, что на этом участке не могут проводить работы иные недропользователи; либо не указанием в решении о предоставлении или лицензии на то, что на участке могут проводить работы иные недропользователи.
В рамках своих полномочий Министерство наделило всех недропользователей на спорном участке недр равными правами и обязанностями. Иное привело бы к предоставлению преимущества одному недропользователю за счет ущемления прав другого недропользователя, а из содержания статьи 7 Закона о недрах, пункта 3.9 постановления ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" не следует, что Министерство наделено такими полномочиями. Иные нормы законодательства в сфере недропользования также не содержат в себе положения, исходя из которых можно было бы сделать вывод о том, что взаимоотношения сторон определяются исключительно уполномоченным органом.
Отклоняя доводы заявителей о том, что при рассмотрении заявок допущены существенные нарушения административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного Приказом от 07.04.2015 N 312, процедура, предусмотренная административным регламентом, должна была быть начата одновременно в отношении трех заявок, последовательное рассмотрение заявок ООО "Прогресс", ООО "Алтай-Спектр", ООО "A-Сервис" поставило ООО "Прогресс" в преимущественное положение перед другими недропользователями, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Факт нарушения сроков предоставления государственной услуги по всем трем заявкам не свидетельствует о том, что в настоящее время права недропользователей нарушены, так как государственная услуга оказана всем трем заявителям.
административный регламент, не устанавливает сокращенных сроков рассмотрения заявок, поступивших последовательно после обращения первого недропользователя (ООО "Прогресс"), а также одновременную выдачу лицензий, в противном случае можно было бы говорить о преимуществе, предоставляемом лицам, обратившимся позже (ООО "Алтай-Спектр" и ООО "АСервис").
В случае оказания государственной услуги в установленный законом срок, заявители получили ли бы право пользования недрами также не одновременно.
В отношении ООО "Прогресс" услуга была бы предоставлена не позднее 23.02.2018, в отношении ООО "Алтай-Спектр" не позднее 02.04.2018, в отношении ООО "A-Сервис" не позднее 03.04.2018.
Лицензия ООО "Прогресс" зарегистрирована 15.10.2018, лицензия ООО "АлтайСпектр" - 24.10.2018, лицензия ООО "А-Сервис" - 23.11.2018.
В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования. Минприроды Алтайского края уполномочено на принятие решений о предоставлении или прекращении права пользования участками недр местного значения, оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения, проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, создание комиссии для установления факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Таким образом, решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения Восточный 5а и Восточный 56 приняты уполномоченным органом - Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Государственная услуга по предоставлению права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется на основании административного регламента, утвержденного приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края (в настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края) от 07.04.2015 N 312.
25.12.2017, 01.02.2018 и 02.02.2018 в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края поступили заявки от ООО "Прогресс", ООО "Алтай- Спектр" и ООО "АСервис", которые зарегистрированы под номерами 41/ГУ/1301, 41/ГУ/67 и 41/ГУ/75 соответственно. Регистрация осуществлена в день поступления заявок, о чем свидетельствуют штампы.
Действия по рассмотрению заявки о предоставлении государственной услуги, принятию решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения, а также по оформлению, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участком недр местного значения совершены Министерством с нарушением установленных сроков.
Однако, приказами от 09.10.2018N 1569, от 23.10.2018 N 1672, от 21.11.2018 N 1814 Министерством последовательно приняты решения о предоставлении права пользования недрами ООО "Прогресс", ООО "Алтай-Спектр" и ООО "А-Сервис".
Требование об обжаловании бездействий Минприроды Алтайского края, выразившихся в неоказании государственной услуги по заявке, заявлены лишь ООО "Прогресс" в деле N А03-6551/2018.
ООО "Алтай-Спектр" и ООО "A-Сервис" не воспользовались таким правом. В настоящее время правовые основания для аналогичного способа защиты своего права на пользование недрами ООО "Алтай-Спектр" и ООО "A-Сервис" утрачены, поскольку право пользования указанным обществам предоставлено. По этой же причине нарушения сроков не могут рассматриваться в качестве доказательства незаконности всех оспариваемых приказов и лицензий.
Административный регламент, не устанавливает сокращенных сроков рассмотрения заявок, поступивших последовательно после обращения первого недропользователя, равно как и не предусматривает увеличение сроков для рассмотрения первой заявки, в связи с поступлением последующих заявок, поэтому довод заявителя о том, что заявки должны быть рассмотрены одновременно, не основан на законе.
Одновременное рассмотрение заявок, и как следствие, установление одинаковых сроков пользования недрами привело бы к ущемлению прав первого недропользователя реализовавшего свое право на обращение в Министерство 25.12.2017, то есть раньше всех.
Иных нарушений административного регламента не допущено.
Довод заявителя об отказе в увеличении границ участков недр местного значения Восточный 2 и Восточный 4 подлежит отклонению, как не относящийся к существу спора.
Оценив и исследовав в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что доказательств недействительности приказов и выданных на их основании лицензий в материалы дела не представлено, поскольку у заявителей не имелось препятствий в проведении геологоразведочных работ на лицензионных участках, к которым они и не преступали, действий по заключению соглашений не предпринимали, что не оспаривалось в судебном заседании представителем заявителей.
Ссылка подателя апелляционной жалобы ООО "А-Сервис" на судебные акты, которые были приняты по другим делам не может быть принята во внимание ввиду имеющихся между делами различий в фактических обстоятельствах.
Иные доводы апелляционных жалоб также не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.12.2019 по делу N А03-1067/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Спектр" и общества с ограниченной ответственностью "А-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1067/2019
Истец: ООО "Алтай-Спектр", ООО "А-Сервис"
Ответчик: Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Третье лицо: ООО "Алтай-Спектр", ООО "А-Сервис", ООО "Прогресс"