г. Пермь |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А50-16007/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмидт К.А.,
при участии представителя ТФОМС Пермского края Седеговой А.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом), представителя УФК по Пермскому краю Чувашовой Ю.В. (служебное удостоверение, доверенность от 26.12.2023, диплом),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 ноября 2023 года
по делу N А50-16007/2023
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680, сокращенное наименование - ТФОМС Пермского края)
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900, УФК по Пермскому краю),
третье лицо - Министерство здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308)
о признании недействительным представления от 11.05.2023 N 56-22-09/8,
УСТАНОВИЛ:
ТФОМС Пермского края (далее также - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к УФК по Пермскому краю (далее также - Управление) о признании недействительным представления от 11.05.2023 N 56-22-09/8.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, представление от 11.05.2023 N 56-22-09/8 признано недействительным в части требования о возврате Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края денежных средств в сумме, превышающей 1 560 436,50 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель считает, что необходимость возврата из бюджета денежных средств предусмотрена в случае нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта. Однако данные обстоятельства судом установлены не были. ТФОМС Пермского края не является стороной соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Ни Соглашением, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1125, на территориальные фонды ОМС не возложена обязанность по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, в его обязанности входит направление информации о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта в составе отчета об использовании полученных денежных средств. Отчет о достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта в соответствии с пунктом 13 Правил и отчет о расходах бюджета субъекта РФ, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, представляется Министерством здравоохранения Пермского края. Обязанность по организации проведения углубленной диспансеризации также возложена на Министерство здравоохранения Пермского края, медицинские организации, страховые медицинские организации. В компетенцию ТФОМС Пермского края указанные организационные мероприятия не входят, на него лишь возложена функция мониторинга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов, а также оплата счетов, выставленных медицинскими организациями в связи с оказанием услуг по диспансеризации граждан. ТФОМС Пермского края при этом не располагает никакими правовыми и функциональными инструментами, способными повлиять на ход проведения углубленной диспансеризации, в том числе на количество граждан, прошедших диспансеризацию. Причиной недостижения значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта явилось в том числе отсутствие обращений граждан для прохождения углубленной диспансеризации.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
УФК по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФК по Пермскому краю в судебном заседании на доводах отзыва настаивал.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на жалобу не представило, в судебное заседание своих представителей не направило, что в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 1125).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации "О выделении Минздраву России бюджетных ассигнований" от 30.06.2021 N 1768-р в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению указанных выше межбюджетных трансфертов (далее - Распоряжение N 1768-р) Пермскому краю выделено 53 687 200 руб.
Между Министерством и Фондом заключено соглашение от 14.09.2021 N 3, во исполнение которого выделенные Пермскому краю денежные средства в сумме 53 687 200 руб. перечислены Министерством Фонду.
Управлением на основании приказа от 20.02.2023 N 41, поручения Федерального казначейства от 03.02.2023 N 07-04-05/17-2723 проведена проверка достижения значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1125.
В ходе проведения проверки Управлением выявлено нарушение Фондом пункта 15 Правил N 1125, а также факт невозврата средств иного межбюджетного трансферта.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой камеральной проверки от 30.03.2023 и послужили основанием для направления в адрес Фонда представления от 11.05.2023 N 56-22-09/8, пунктом 1 которого на Фонд возложена обязанность по устранению нарушений путем возврата средств в сумме 9 266 683,71 руб. из бюджета Фонда в доход бюджета Пермского края для последующего перечисления в доход федерального бюджета в срок до 30.11.2023.
Пунктом 2 представления от 11.05.2023 N 56-22-09/8 Управление обязало Фонд принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 30.11.2023.
Не согласившись с представлением от 11.05.2023 N 56-22-09/8, Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3 статьи 265).
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы Федерального казначейства осуществляют внутренний государственный контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как уже указано в постановлении, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1768-р Пермскому краю выделено 53 687 200 рублей в целях финансового обеспечения расходных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету ТФОМС Пермского края на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - распоряжение Правительства РФ N 1768-р).
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Пермского края заключено соглашение от 03.08.2021 N 056-17-2021-379 о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, согласно которому общий размер иного межбюджетного трансферта составляет 53 678 200 рублей.
Пунктом 4.3.3 Соглашения установлена обязанность Правительства Пермского края обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
Уполномоченным органом, на который возлагаются функции по исполнению Соглашения и представление отчетности, является Министерство (пункт 6.1.1 Соглашения).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1125 перечисление межбюджетного трансферта бюджету ТФОМС Пермского края осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации.
Согласно заявке ТФОМС Пермского края от 16.09.2021, направленной в Министерство, установлены значения результата предоставления межбюджетного трансферта для Пермского края - 56 040 единиц. При этом плановое количество случаев углубленной диспансеризации лиц, застрахованных по ОМС и перенесших новую коронавирусную инфекцию (10195), определено исходя из суммы иного межбюджетного трансферта, распределенного для Пермского края, а также тарифов, установленных на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Постановлением N 1125.
Министерство платежным поручением от 23.09.2021 N 795233 перечислило на счет ТФОМС Пермского края 53 687 200 рублей.
Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31.12.2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (Vвозврата), определяется по формуле:
Vвозврата = Vтр х (1 - Т/S), где:
Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Т - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;
S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
Судом установлено и фондом не оспаривается, что установленный показатель (56 040) им не достигнут - фактически проведено и оплачено 10 195 случаев углубленной диспансеризации.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом, полученные Фондом денежные средства подлежат возврату в бюджет Пермского края с последующим перечислением в федеральный бюджет в размере 43 920 229,91 руб. (53 687 200 руб. * (1 - 10 195 / 56 040)), а с учетом возврата части денежных средств Министерству (42 359 793, 41) - в сумме 1 560 436,50 руб.
Довод заявителя об отсутствии у него обязанности по возврату в бюджет Пермского края иного межбюджетного трансферта в большем объеме обоснованно отклонены судом, как противоречащие приведенным выше нормам.
Вопреки доводам Фонда, для возврата не использованных по назначению бюджетных средств не требуется установление его вины. Средства подлежат возврату в федеральный бюджет именно в связи с их неиспользованием на выделенные цели.
То, что ТФОМС Пермского края не является стороной соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансфера, также не имеет значения. Фондом не оспаривается получение этого трансферта в сумме 53 687 200 руб. (на основании платежного поручения от 23.09.2021 N 795233).
Ссылки Фонда на судебную практику отклоняются, поскольку она сложилась по иным обстоятельствам. В решении суда также приведена судебная практика.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2023 года по делу N А50-16007/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16007/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ