г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А56-92404/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Лазурина Э.А. по доверенности от 09.01.2020,
от ответчика: Князева Ю.А. по доверенности от 05.02.2020,
от 3-го лица: 1 - Ширшова А.В. по доверенности от 24.03.2020, 2 - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13140/2020) АО СК "РосСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2020 по делу N А56-92404/2019, принятое
по иску ООО "Жилстройсервис"
к АО СК "РосСтрой"
3-е лицо:
1) ГУП "ТЭК СПб";
2) Алексеев В.В.
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - истец, ООО "Жилстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу Строительная корпорация "РосСтрой" (далее - ответчик, АО СК "РосСтрой") с требованием об обязании провести в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Парашютная, д. 58, лит. А, пуско-наладочные работы систем теплоснабжения и сдать энергоустановки в постоянную эксплуатацию.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"; временного управляющего Алексеева В.В.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, нарушение норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание, что АО СК "РосСтрой" добросовестно исполняло свои обязанности как Застройщика по вводу в эксплуатацию сетей теплоснабжения, получило Технические условия подключения к тепловым сетям ГУП "ТЭК СПб" N 21-10/2166-8007 от 18.07.2013 (срок действия - 3 года со дня выдачи), задание на проектирование от 05.09.2013 N 22-13/26777, а также условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения N 22-05/27713-1022 от 16.09.2013.
В 2015 году завершился монтаж ИТП, согласно разработанной проектной документации. Строительство дома закончено Разрешение на ввод в эксплуатацию получено 29 декабря 2015 года N 78-15-88-2015. Жилому дому присвоен адрес: Санкт-Петербург, ул. Парашютная, д.58, лит.А.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица против отмены решения возражает, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, управляющая организация ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Парашютная, д. 58, лит. А, на основании Протокола N 1 от 07.05.2017 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В реестр лицензий дом включен распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга 07.07.2017. К фактическому исполнению своих обязательств по договорам управления ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС" приступило с 01.06.2017.
Строительство многоквартирного дома N 58 по ул. Парашютной осуществляло Акционерное общество Строительная корпорация "РосСтрой" (далее - Ответчик). Дом был введен в эксплуатацию в декабре 2015 года. Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдала Ответчику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 78-15-88-2015 от 29.12.2015.
Ответчик Истцу системы теплопотребления многоквартирного дома не передавал. Истцом самостоятельно было смонтировано оборудование в ИТП.
Однако в указанном многоквартирном доме энергоустановки в постоянную эксплуатацию не приняты, поскольку разрешение органов Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию энергоустановки не получено.
Ссылаясь на то, что в связи с указанными выше обстоятельствами у ООО "Жилстройсервис" не имеется прямого договора теплоснабжения с Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб") в отношении вышеуказанного многоквартирного дома, а также на то, что между ним и ГУП "ТЭК СПб" был заключен и действует договор N 3157.34.037.5 от 01.10.2017 об оплате потребленной тепловой энергии по адресу: Санкт-Петербург, ул. Парашютная, д. 58, лит. А., претензия о проведении пуско-наладочных работ систем теплоснабжения и сдаче энергоустановки в постоянную эксплуатацию оставлена без удовлетворения, ООО "Жилстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать существенные условия договора теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договор, по условиям которого поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, является договором ресурсоснабжения.
Из пунктов 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Из подпункта "в" пункта 6 Правил N 124 следует, что с заявкой на заключение договора исполнитель коммунальных услуг в числе прочих документов должен представить документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженернотехнического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа.
В пункте 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на заключение договора теплоснабжения, в числе которых разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ N 190) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 307 до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель предъявляет устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный энергетический надзор.
Полномочия Ростехнадзора установлены Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее -Положение). Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является - органом федерального государственного энергетического надзора. Также Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2013 N 245). Таким образом, Ростехнадзор является федеральным органом государственного энергетического надзора уполномоченным осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок.
Требования к готовности к эксплуатации энергоустановки установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, зарегистрированными Минюстом России от 02.04.2003 N 4358 (далее - Правила N 115), а также приказом Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 07.04.2008 N 212 (далее - Приказ N 212), и применяются к энергоустановке отдельно от требований к готовности к эксплуатации объекта теплоснабжения в целом.
В силу требований пунктов 2.4.2, 2.4.11 Правил N 115, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора (Ростехнадзора), включение в работу тепловых энергоустановок проводится после их допуска в эксплуатацию. Таким образом, допуск в эксплуатацию и подключение тепловых сетей без разрешения органов государственного энергетического надзора (Ростехнадзора) является нарушением требований Правил N 115.
До настоящего времени разрешение органов Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию энергоустановки не получено, энергоустановки в постоянную эксплуатацию не приняты.
Пунктом 2.4.11 Правил N 115 предусмотрено, что включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
Согласно пункту 17 Приказа N 212 для проведения пусконаладочных работ, если это предусмотрено проектом, выдается разрешение на допуск на период пусконаладочных работ. Срок действия такого разрешения устанавливается руководителем территориального органа Службы или в соответствии с его распоряжением должностными лицами этого органа исходя из режима и графика проведения пусконаладочных работ на энергоустановке.
В соответствии с пунктом 49 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель предъявляет устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный энергетический надзор.
Пунктом 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, установлено, что включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более шести месяцев.
Пусконаладочные работы считаются выполненными при условии предоставления акта проверки пусконаладочных работ, акта допуска в постоянную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей, разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданных органами государственного энергетического надзора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что действующее законодательство в области технической эксплуатации тепловых энергоустановок допускают эксплуатацию последних только после получения соответствующего разрешения от компетентного органа. До момента получения разрешения органа государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию, энергоустановка не соответствует требованиям закона.
В данном случае ни теплоснабжающая организация, ни организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не могут гарантировать безопасную эксплуатацию тепловой энергоустановки, что приводит к возникновению угрозы выхода тепловой энергоустановки из строя, невозможности подачи тепловой энергии (теплоносителя) на объект, несоответствию параметров микроклимата помещений заданным техническим условиям, установленным санитарным нормам температурных режимов, а также риску причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц.
Согласно пункту 42 Правил N 307, до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный энергетический надзор.
Аналогичное требование содержится в пункте 4.11 Типовой инструкции.
В соответствии с пунктом 2.4.4 Правил N 115, перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев (пункт 2.4.11 Правил N 115).
С учетом положений части 1, пунктов 6 - 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пусконаладочные работы по характеру и назначению являются одним из завершающих этапов нового строительства, подтверждают пригодность объекта строительства к использованию.
Вплоть до получения разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта, а также до передачи тепловых сетей и теплового узла с баланса застройщика управляющей компании, то есть в период проведения пусконаладочных работ, обязанности по оплате тепловой энергии несет застройщик.
Поскольку разрешение органов Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию энергоустановки не получено, абонентом в силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации истец считаться не может, соответственно, не может заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями и исполнять свои обязательства надлежащим образом, требования об обязании ответчика провести пуско-наладочные работы систем теплоснабжения и сдать энергоустановки в постоянную эксплуатацию обоснованно удовлетворены.
Доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2020 по делу N А56-92404/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92404/2019
Истец: ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: АО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ "РОССТРОЙ"
Третье лицо: Алексеев В.В., ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"