30 июня 2020 г. |
Дело N А43-19391/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.11.2019 по делу N А43-19391/2019,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Фомина Анатолия Алексеевича (ИНН 526013620640, ОГРНИП 305526035000011) о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода от 04.02.2019 N 5816, и о признании незаконными действий, выразившихся в доначислении налога на имущество согласно уведомлению от 22.11.2018 N 51549,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода - Есипова Е.В. по доверенности от 16.07.2019 N 10-26/006724 сроком действия до 16.07.2020;
индивидуального предпринимателя Фомина Анатолия Алексеевича - Уткина И.В. по доверенности от 20.02.2020 сроком действия 1 год.
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода, индивидуального предпринимателя Фомина Анатолия Алексеевича, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Фомин Анатолий Алексеевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик) с 2005 года находится на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН).
Основным видом деятельности Предпринимателя является аренда и управление собственными или арендованными нежилым недвижимым имуществом.
Предприниматель владеет на праве собственности 21 нежилым помещением с кадастровыми номерами 52:18:0010090:32, 52:18:0010090:56, 52:18:0010090:33, 52:18:0010090:37, 52:18:0010090:39, 52:18:0010090:41, 52:18:0010090:52, 52:18:0010090:53, 52:18:0010090:67, 52:18:0010090:35, 52:18:0010090:38, 52:18:0010090:42, 52:18:0010090:47, 52:18:0010090:55, 52:18:0010090:68, 52:18:0010090:151, 52:18:0010090:152, 52:18:0010090:153, 52:18:0010090:154, 52:18:0010090:155, 52:18:0010090:156 по адресу г. Нижний Новгород, ул. Свободы, д. 15.
Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 22.06.2015 издан приказ N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган), установив, что помещения с кадастровыми номерами 52:18:0010090:35, 52:18:0010090:32, 52:18:0010090:155, 52:18:0010090:153, 52:18:0010090:39 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, направила в адрес Предпринимателя налоговое уведомление от 13.12.2017 N 82690644, согласно которому налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц, рассчитанный по налоговой ставке 2%, в отношении 5 помещений с кадастровыми номерами 52:18:0010090:35, 52:18:0010090:32, 52:18:0010090:155, 52:18:0010090:153, 52:18:0010090:39.
Поскольку оставшиеся 16 помещений отдельно не были включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Инспекция письмом от 18.12.2017 N 05-17-3Г/003098 предоставила Предпринимателю освобождение по уплате налога на имущество физических лиц в отношении помещений с кадастровыми номерами 52:18:0010090:38, 52:18:0010090:42, 52:18:0010090:47, 52:18:0010090:55, 52:18:0010090:56, 52:18:0010090:68, 52:18:0010090:33, 52:18:0010090:37, 52:18:0010090:41, 52:18:0010090:52, 52:18:0010090:53,52:18:0010090:67, 52:18:0010090:156, 52:18:0010090:154, 52:18:0010090:152, 52:18:0010090:151.
В ноябре 2018 года из регистрирующих органов в Инспекцию поступили сведения, из которых налоговым органом выявлено, что 16 помещений с кадастровыми номерами: 52:18:0010090:38, 52:18:0010090:42, 52:18:0010090:47, 52:18:0010090:55, 52:18:0010090:56, 52:18:0010090:68, 52:18:0010090:33, 52:18:0010090:37, 52:18:0010090:41, 52:18:0010090:52, 52:18:0010090:53, 52:18:0010090:67, 52:18:0010090:156, 52:18:0010090:154, 52:18:0010090:152, 52:18:0010090:151 входят в здания с кадастровыми номерами 52:18:0010090:25 и 52:18:0010090:150, указанные в строках 143 и 142 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Налоговым уведомлением от 22.11.2018 N 51549 налоговый орган произвел перерасчет налоговых обязательств Предпринимателя по налогу на имущество за 2016 в отношении 16 помещений с кадастровыми номерами: 52:18:0010090:38, 52:18:0010090:42, 52:18:0010090:47, 52:18:0010090:55, 52:18:0010090:56, 52:18:0010090:68, 52:18:0010090:33, 52:18:0010090:37, 52:18:0010090:41, 52:18:0010090:52, 52:18:0010090:53, 52:18:0010090:67, 52:18:0010090:156, 52:18:0010090:154, 52:18:0010090:152, 52:18:0010090:151.
В этой связи Инспекция направила Предпринимателю требование от 04.02.2019 N 5816 об уплате названного налога в сумме 3 511 469 руб., пени в сумме 11 792 руб. 68 коп.
Предприниматель обжаловал действия налогового органа, выразившиеся в незаконном доначислении налога на имущество за 2016 год в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 23.01.2019 N 09-11-ЗГ/00137@ жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратился в Управление с жалобой о признании недействительным и отмене требования от 04.02.2019 N 5816.
Решением Управления от 21.05.2019 N 09-11-35/01526@ жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Инспекции от 04.02.2019 N 5816 и незаконными действий Инспекции, выразившихся в доначислении налога на имущество согласно уведомлению от 22.11.2018 N 51549.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство).
Решением от 14.11.2019 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Инспекция настаивает на том, что 16 нежилых помещений находятся в зданиях (с кадастровыми номерами 52:18:0010090:25 и 52:18:0010090:150), включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, следовательно, налогоплательщик является плетельщиком налога на имущество в отношении спорных объектов недвижимости.
Налоговый орган возражает относительно применения при рассмотрении настоящего спора пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, поскольку указанная норма вступает в законную силу 01.01.2019.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог на имущество физических лиц, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 401 НК РФ к объектам налогообложения относятся, в частности, расположенные в пределах муниципального образования иные здания, строения, сооружения, помещения.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ устанавливает, что в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, признаются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным названной статьей, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Материалами дела установлено, что Предприниматель находится на УСН с 2005 года.
Согласно статье 346.11 НК РФ УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подпункт 2); размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 3).
Единой датой начала применения на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, является 01.01.2015.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 61) Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пунктам 7, 8 Порядка перечень определяется приказом уполномоченного органа на соответствующий налоговый период и не позднее 1 числа очередного налогового периода направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.
Приказ об определении Перечня подлежит официальному опубликованию, а Перечень подлежит размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области и официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 22.06.2015 издан приказ N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как следует из материалов дела, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом Министерства от 22.06.2015 N 311-05-11-111/15, отдельно включены 5 помещений, принадлежащих Предпринимателю на праве собственности с кадастровыми номерами 52:18:0010090:35, 52:18:0010090:32, 52:18:0010090:155, 52:18:0010090:153, 52:18:0010090:39.
Кроме того, в данный перечень включены здания с кадастровыми номерами 52:18:0010090:25 и 52:18:0010090:150, указанные в строках 143 и 142 первоначальной редакции перечня объектов недвижимого имущества на 2016 год.
По информации, представленной Министерством письмом от 20.03.2020 N Исх-326-119687/20, объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010090:25 имеет название "нежилое отдельно стояще здание под торговый центр с офисными помещениями (1 очередь строительства - офисный центр)", а объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010090:150 имеет название "нежилое отдельно стояще здание под торговый центр с офисными помещениями (2 очередь строительства - торговая часть)".
Согласно сведениям об основных характеристиках объектов недвижимости помещения с кадастровыми номерами 52:18:0010090:38, 52:18:0010090:42, 52:18:0010090:47, 52:18:0010090:55, 52:18:0010090:56, 52:18:0010090:68, 52:18:0010090:33, 52:18:0010090:37, 52:18:0010090:41, 52:18:0010090:52, 52:18:0010090:53, 52:18:0010090:67, 52:18:0010090:156, 52:18:0010090:154, 52:18:0010090:152, 52:18:0010090:151, также принадлежащие Предпринимателю на праве собственности, входят в состав зданий с кадастровыми номерами 52:18:0010090:25 и 52:18:0010090:150.
Отдельно спорные помещения с кадастровыми номерами 52:18:0010090:38, 52:18:0010090:42, 52:18:0010090:47, 52:18:0010090:55, 52:18:0010090:56, 52:18:0010090:68, 52:18:0010090:33, 52:18:0010090:37, 52:18:0010090:41, 52:18:0010090:52, 52:18:0010090:53, 52:18:0010090:67, 52:18:0010090:156, 52:18:0010090:154, 52:18:0010090:152, 52:18:0010090:151 включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, после 2016 года - 18.10.2018 (т.2 л.д. 33-34).
При этом, правомерность включения зданий с кадастровыми номерами 52:18:0010090:25 и 52:18:0010090:150 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, заинтересованными лицами не оспорена.
Следовательно, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, то все помещения в нем, принадлежащие Предпринимателю, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия непосредственно этих помещений в названном перечне.
Данная позиция основана на системном толковании положений пунктов 1 и 6 статьи 378.2 НК РФ.
В данном случае отсутствие информации от регистрирующих органов о вхождении спорных помещений в здания, включенные в обозначенный перечень на 2016 год, воспрепятствовало Инспекции в 2017 году начислить Предпринимателю налог на имущество в отношении 16 спорных помещений.
Исходя из того, что по состоянию на 01.01.2016 в отношении спорных помещений в установленном законом порядке определена кадастровая стоимость и все они расположены в торгово-офисных центрах, которые включены в перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, к Предпринимателю не могут быть применены исключения, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ.
В этой связи Инспекция, получив в ноябре 2018 года соответствующие сведения от регистрирующих органов, правомерно доначислила Предпринимателю налог на имущество по спорным 16 помещениям, исходя из их кадастровой стоимости, и направила налоговое уведомление от 22.11.2018 N 51549.
При этом спорные объекты недвижимости не являются вновь выявленными в течение налогового периода применительно к положениям пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, поскольку здания с кадастровыми номерами 52:18:0010090:25 и 52:18:0010090:150 изначально включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год приказом Министерства от 22.06.2015 N 311-05-11-111/15.
Письмо Инспекции от 18.12.2017 N 05-17-3Г/003095 о предоставлении освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении 16 спорных помещений основывалось на имеющейся у налогового органа на тот момент информации об объектах.
То обстоятельство, что отдельно спорные 16 помещений включены в названный перечень 18.10.2018, само по себе не имеет существенного значения для настоящего дела.
Редакция статьи 52 НК РФ, действующая в период направления Инспекцией налогового уведомления от 22.11.2018 N 51549, позволяла налоговому органу производить перерасчет налоговых обязательств налогоплательщиков, ограничивая такое право лишь тремя годами.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пункт 2.1 в статью 52 НК РФ введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2019.
Исходя из содержания абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, правовое значение имеет дата направления налогоплательщику налогового уведомления, с которой законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов.
В настоящем деле налоговое уведомление направлено налогоплательщику до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, в связи с чем положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ на спорные правоотношения не распространяются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Норма пункта 2.1 статьи 52 НК РФ улучшает положение налогоплательщика, следовательно, она может иметь обратную силу, только если это прямо предусмотрено законом.
Между тем, Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ придание обратной силы данной норме не предусмотрено.
Расчет налога судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах действий Инспекции по доначислению Предпринимателю налога на имущество согласно налоговому уведомлению от 22.11.2018 N 51549 не противоречат нормам НК РФ, действующим во время направления этого уведомления, и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя.
Оснований для признания недействительным требования от 04.02.2019 N 5816 по приведенным Предпринимателем доводам у суда не имелось.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю надлежит отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы за рассмотрения дела в суде первой инстанции относятся на Предпринимателя.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.11.2019 по делу N А43-19391/2019 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Фомину Анатолию Алексеевичу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19391/2019
Истец: ИП Фомин Анатолий Алексееевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12653/20
30.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11788/19
14.11.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-19391/19
14.05.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-19391/19